Деньги. Их происхождение, сущность и функция.




Тема3. Общая характеристика рыночной экономики.

Вопросы:

· Товар и его свойства. Проблема стоимости в ЭТ. Потребительная и меновая стоимость

· Происхождение денег, их сущность и функции

· Рынок: понятие, условие возникновения, структура, функции

· Понятие рыночной конкуренции. Ее виды.

Вопрос.

Товар – исходная категория общественного (товарного) производства. Поэтому товар есть вещь, которая:

Во-первых, удовлетворяет какую-либо потребность человека;

Во-вторых, производится не для собственного потребления, а для обмена;

В-третьих, товар должен быть продуктом труда.

 

Специфика товара. Отличие товара от блага состоит в том, что он является не просто результатом экономической деятельности, а обязательно создан для обмена путем купли-продажи на рынке.

 

Товар обладает 2 свойствами:

· Способностью удовлетворять какую-либо потребность

· Пригодностью к обмену

 

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Потребительной стоимостью обладает любой товар.

 

Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

 

Если потребительная стоимость характеризует товар со стороны качества, то меновая стоимость – со стороны количества.

 

Различие между этими двумя категориями (потребительной и меновой стоимостью) было проиллюстрировано в парадоксе «вода-алмаз»:

вода, обладающая большей потребительной стоимостью, имеет низкую меновую стоимость, в то время как алмаз, обладающий малой потребительной стоимостью, имеет высокую меновую стоимость.

 

Поэтому основатели классической школы различали термины «стоимость» и «цена». Меновая стоимость ими определялась издержками производства, в свою очередь издержки производства определялись затратами труда. Так были заложены основы теории трудовой стоимости, где стоимость любого продукта определяется затратами труда.

 

Маркс продолжил данную теорию и показал, что стоимость есть выражение общественных отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной трудовой деятельности и проявляющихся в обмене продуктами труда, становясь товарами на рынке.

 

Другая (принципиально отличная) теория стоимости является теорией предельной полезности (маржиналистская теория). Она ставит вопрос об определении категории стоимости как о некой ценности. Если товар приобретают на рынке, то это не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара, а потому что данный товар для покупателя обладает полезным эффектом. То есть в исходном пункте анализа стоимость абстрагируется от производства. При этом законы поведения людей выводятся из принципа максимума полезности.

 

Так был разрешен парадокс «вода-алмаз »: вода жизненно необходима обществу, но так как вода в нормальных условиях имеется в относительном изобилии, то дополнительная ее единица способна принести очень малую пользу.

Так концепция потребительной стоимости нашла свое воплощение в категории предельной (маржинальной) полезности.

 

 

Вопрос.

Деньги. Их происхождение, сущность и функция.

Происхождение денег. Различные теоретические школы связаны с развитием процессов торговли и обмена.

Самая простая форма обмена – бартер. Однако бартерные сделки осуществлять становится тяжелее, если круг ее участников расширяется. И потребуется множество промежуточных торговых сделок, прежде чем экономические агенты достигнут своей цели. Эту проблему легко решают деньги.

 

Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена.

На различных этапах цивилизации в качестве средства обмена использовались различные товары (зерно, медь, скот, соль и т.д.), но все они должны были выполнять главное требование - получить всеобщее признание людей.

Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена стали золото и серебро, потому что обладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль ликвидного средства обмена: сохраняемость, редкость, делимость, портативность и т.д.

 

Сущность денег проявляется в выполнении ими следующих функций:

· Деньги как мера стоимости (выражение способности денег соизмерять стоимости всех товаров)

· Деньги как средство обращения (они выступают посредниками обмена товаров (Товар-Деньги-Товар…. Т-Д-Т…). Эта функция позволяет разорвать процессы купли и продажи. Собственник товара, продав его, не обязан сразу же покупать другой товар

· Деньги как средство накопления и сбережения (если за продажей товара не следует покупка, то у продавца остается на руках стоимость проданного товара в виде денег, то есть деньги сохраняются в виде сокровищ).

· Деньги как средство платежа (с развитием товарного производства возникают отношения, при которых происходит продажа товара в кредит). Эта функция позволила появиться кредитным деньгам – вексель, банкноты, чеки, электронные деньги и пластиковые карточки.

· Мировые деньги (функционируют в качестве всеобщей меры стоимости, а развитие внешнеэкономических отношений послужило появлению денег на мировых рынках).

 

Вопрос.

Так как существовало большое количество различных экономических школ, и каждая из них давала свое определение понятию «рынок», мы запишем некоторые из них, которые выражают разные точки зрения.

Рынок – это форма взаимоотношений между обособленными и потому самостоятельно принимающими решениями экономическими агентами

Рынок - это место обмена товаров между продавцами и покупателями по ценам, отражающим соотношение спроса и предложения.

Рынок (данное определение отражает институциональную точку зрения) означает взаимную передачу прав собственности (продавец, реализовав товар, передает право собственности на него покупателю)

Рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).

Рынок стимулирует применение наиболее экономных методов производства наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов благодаря конкуренции.

 

Функции рынка:

· Информационная: выявляет платежеспособную общественную потребность.

· Регулирующая: предполагает воздействие рынка на все сферы экономики. Например, способствует изменению структуры производства в соответствии с потребностями.

· Интегрирующая: состоит в эффективном сведении всех элементов производительных сил общества в единую систему.

· Стимулирующая: состоит в побуждении производителя создавать новую продукцию.

· Ценообразующая: установление целостных эквивалентов для обмена продуктов.

· Санирующая: выявляет конкурентоспособных производителей и банкротит неконкурентоспособных

 

В учебнике список функций рынка больше и можно для себя выписать их из учебника.

 

 

Рынок характеризуется сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям:

· По экономическому назначению объектов рыночных отношений.

(товарный рынок, рынок ценных бумаг, инвестиций, информации, интеллектуальной собственности и тд)

· Пространственная характеристика

(Мировой, региональный, местный рынок)

· По степени ограничения конкуренции

(свободный либо монополизированный рынок)

· По степени насыщенности

(равновесный, избыточный, дефицитный)

· По отраслям

· По характеру продаж

(оптовый, розничный)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: