Дисциплина: Экономика предприятия и отрасли
Группа: 21ГС
Тип урока:получение нового знания
Дата: 15.04.20
Тема: Организация, планирование, мотивация, контроль
Самостоятельная работа обучающегося:
1. Устное изучение теоретического материала
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Менеджмент – это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений, включая коллектив руководителей предприятий.
Функции менеджмента:
1. Организация – это процесс создания структуры предприятия, где отражён состав, подчинение и взаимодействие отдельных подразделений фирмы. Познакомимся с типами организационных структур.
А) Линейная отличается чётко выраженной вертикалью управления, где все решения передаются по цепочке сверху вниз. Подходит для небольших предприятий с несложной специализацией, например, небольшой розничный магазин.
Б) Функциональная отличается делением организации на структурные звенья, каждое из которых выполняет конкретную задачу. Специалисты подразделений обладают высоким уровнем профессиональных компетенций и отвечают только за конкретный участок работы. Управленческие решения принимаются медленно, поскольку нет единоначалия. Такая организационная структура принята на крупных машиностроительных предприятиях.
В) Штабная отличается наличием у линейного руководителя, как правило, менеджера высшего звена, отдельной группы специалистов и консультантов, которые прорабатывают возможные управленческие решения и предлагают их руководителю. Штабы могут работать как временно, так и постоянно. Штабную структуру организации используют группы компаний, холдинги.
2. Планирование – это определение целей деятельности фирмы и способов их реализации. Процесс изучения и решения проблем будущего. Планирование может быть стратегическим (долгосрочным) – на 10-15 лет, тактическим (среднесрочным) – на 3-5 лет и оперативным (краткосрочным) – на месяц и менее. Отдельная тема планирования – составление бизнес-планов.
Бизнес-план – это комплексное описание деятельности по реализации коммерческого проекта с учётом возможных проблем и рисков. Он имеет достаточно сложную структуру, но умение составить бизнес-план помогает понять, стоит ли вкладывать средства, окупятся ли затраты за счёт доходов.
Разделы бизнес-плана:
– резюме – краткое изложение основных положений бизнес-плана;
– общее описание предприятия – организационно-правовая форма, цели и задачи, местоположение;
– товары и услуги – что будет производить предприятие, уникальные качества продукта, свойства, выделяющие товар из подобных;
– план маркетинга – как будет определена цена продукта, достигнут намеченный объём продаж и пути сбыта;
– план производства – определение себестоимости продукта, расчёт производства в перспективе и объёмы привлекаемых средств;
– организация управления – это описание модели организационной структуры будущего предприятия, его кадровый состав;
– финансовый план отвечает на вопрос, выгодно ли инвестировать средства в данное предприятие, сможет ли соискатель обслуживать кредитные обязательства, вариативна ли финансовая перспектива проекта.
3. Мотивация – создание заинтересованности персонала в достижении целей фирмы. Мотивация снижает проблему кадровой текучки, привлекает и удерживает высококвалифицированных сотрудников, стимулирует работников качественно выполнять свои функции, повышает производительность труда. Виды мотивации:
– Административное воздействие оказывает руководитель предприятия, через инструкции и приказы он направляет деятельность сотрудников.
– Материальное воздействие на сотрудников оказывается через систему штрафов и поощрений, начисление процента от проведённых финансовых сделок.
– Нематериальное воздействие – это набор самых разнообразных методов: благодарности, грамоты, возможность повысить профессиональную квалификацию или получить повышение в должности.
4. Контроль – это мониторинг за деятельностью предприятия, необходимый для коррекции работы предприятия, предотвращения кризисных ситуаций и достижения экономических целей.
– Предварительный контроль производится на этапе планирования путём анализа привлекаемых финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
– Текущий контроль осуществляется в ходе реализации запланированного путём налаженной обратной связи от сотрудника к менеджеру.
– Заключительный контроль происходит по итогам запланированной деятельности путём оценки достигнутого результата.
Маркетинг – это деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса.
Основные элементы маркетинга отражены в концепции маркетинг-микса или модели 4Р: продукт (product), цена (price), место (place) и продвижение (promotion).
Продукт – это конкретный товар или услуга, которую фирма предлагает потребителям.
Цена – регулятор потребительского спроса. Определение оптимальной и разумной цены.
Место – это канал, с помощью которого будет приобретаться товар.
Продвижение – это комплекс мер по информированию потребителей о достоинствах товара, побуждению желания купить именно этот продукт. Способом продвижения является реклама.