Выбор тем и раскрытие проблемы.




 

Для проведения работы с соискателями по подбору, выбору и назначению тем исследования необходимо в учебном (научном) учреждении, безусловно, иметь базу, т.е. определенный объем проблемных вопросов. Такая основа разрабатывается с учетом потребностей теории и практики в той или иной предметной об­ласти. Как правило, тема должна быть связана с плановыми НИР вуза, научно-исследовательского учреждения (НИУ).

Подбор темы исследования проводится, когда соискатель имеет недостаточный опыт ведения научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности. В этом случае подобранная тема должна иметь характер «до исследования», обобщения и сочетать потребности исследования со спецификой работы и возможностями соискателя.

Выбор темы осуществляется, когда соискатель с достаточной степенью свободы ориентируется в тематике и может провести самостоятельное исследование. Выбранная тема должна опирать­ся на определенную базу источников, позволяющую проводить научно-исследовательскую работу.

Назначение темы может практиковаться, если соискатель имеет достаточный уровень подготовки и при этом у соискателя в определенной форме проявляются склонности к самостоятель­ному ведению научно-исследовательской работы или имеется значительный опыт преподавания (ведения научно-исследова­тельской деятельности). Возможно, что назначенная (предложен­ная) тема потребует фундаментальных исследований, ранее не проводившихся в этой области, и будет ощущаться явный недо­статок исходных материалов.

Закрепление подобранной, выбранной или назначенной темы после проведения с соискателем работы протекает в такой пос­ледовательности.

Тема обсуждается компетентными лицами на кафедре (в уч­реждении). Назначается научный руководитель. Для разработки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук науч­ным' руководителем назначается доктор наук или, в порядке ис­ключения, кандидат наук, доцент. Под его руководством разра­батывается структурный план диссертации (обсуждение которо­го также желательно проводить на кафедре (в учреждении)), а затем развернутый ее план, который является надежной основой работы исследователя и способствует наиболее полному дости­жению научных результатов.

После выбора темы она должна быть окончательно сформу­лирована. Это возможно только после тщательного продумыва­ния автором всех ее содержательных элементов, а главное - точ­ного определения центрального вопроса темы. Наиболее есте­ственным является название темы диссертационной работы, выражающей предмет исследований. Однако ВАК всегда требо­вал, чтобы название темы было направляющим для соискателя (что надо сделать в науке), а для тех, кто занимается экспертизой диссертации, - ориентирующим (что надо оценивать). Поэтому название темы должно отражать научную проблему (задачу) дис­сертационного исследования, т.е. целесообразно сочетать пред­мет и научную цель исследования.

Остановимся на некоторых теоретических аспектах постанов­ки и выдвижения проблемы в целом. Научную проблему рассмат­ривают как результат осознания возникшей в науке проблемной ситуации. При этом общая форма данной ситуации может быть охарактеризована как проявление противоречия между существу­ющим старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования. В эксперимен­тальных и фактуальных науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов познания новым фактам и прежде всего результатам наблюдений или эксперимен­тов. Это значит, что прежние методы оказываются неспособны­ми объяснить вновь открытые данные.

Таким образом, в какой бы форме ни выступало несоответ­ствие между старыми теоретическими представлениями, с одной стороны, и новыми фактами и результатами развивающегося на­учного знания, с другой, оно свидетельствует о возникновении определенной проблемной ситуации. Степень такого несоответ­ствия может быть неодинакова в разных науках и на соответст­вующих стадиях их развития. С прагматической точки зрения проблемную ситуацию можно рассматривать как выражение не­соответствия между целью исследования и средствами ее дости­жения прежними средствами. В научном познании в качестве та­ких средств выступают как концептуальные, так и эмпирические способы и приемы исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: