Социология налоговой структуры




 

Социология налога является новым направлением науки в области налогообложения, направленной на изучение социальных феноменов, которые испытывает общество под влиянием налогообложения. В их число можно отнести различные примеры налоговой политики освобождения от уплаты налогов отдельных категорий, налоговые бунты, проявления уклонения от уплаты налогов.

Новый взгляд на налог призван выстроить критический диалог с экономическим и правовым подходом к налогообложению. С правовой точки зрения налог сводиться к юридическим обязательствам, с экономической – к стоимости, которую приобретают товары или услуги. Социология налога добавляет к этим понятиям отношение налогоплательщика к налогу, государства к налоговой политике.

Налоговая политика формируется одновременно со становлением и развитием государства. «Налогообложение сопровождало рождение современных государств» Ардан; «развитие налоговой системы не просто шло с процессом складывания государства, оно придало ему определенную форму» Шумпетер.

Классическим подходом к налоговым преобразованиям является введение налогов, как ответ на кризисные явления. Так Великобритания ввела подоходный налог в 1798 году для финансирования войны с Францией и отменила его в условиях экономического спада в 1842 году. Первый федеральный налог США служил для финансирования войны Севера и Юга. Таким образом, кризис является переменной величиной налоговых преобразований в зависимости от геополитических, экономических или политических явлений.

В России налоговая политика направлена на преодоление трудностей в сборе и управлении финансовыми ресурсами. Сталкиваясь в последние годы с негативными сторонами налоговой реформы (непостоянность правовой базы, мошенничество и коррупция) у налогоплательщика выработалась социальное недовольство, негативное отношение к понятию налоговый долг. Появилось понятие экономической выгоды в уклонении от уплаты налога:

1. Во-первых, уклонение от налога рассматривается экономистами как риск, который зависит от предполагаемой объективной выгоды.

2. Второй случай рассмотрен американским экономистом Беккером и связан с экономикой налоговых преступлений.

3. Третья модель изучает производство коллективных благ.

На налогоплательщика влияют не только уровень дохода и величина налоговой ставки, но и его отношение к фискальной системе и к тому, на что расходуются налоги. По мнению Лаффера слишком высокий налог снижает его прибыльность. Но на практике есть страны, в которых завышенные налоги сопровождаются экономическим ростом. Опрос общественного мнения в Швеции показал, что исключительно высокая ставка налога в восприятии большинства людей считается разумной с учетом высокого уровня социальной поддержки населению. Во Франции население не рассматривает взимание налога как отрицательный фактор, но отмечает сложность налогового механизма.

Политическая легитимность уплаты налога выражается в моральных или социальных обязательствах налогоплательщика. В Германии только 4 % опрошенных отождествляют мошенника с вором, а 43% считают ловким бизнесменом. В Англии терпимо относятся к налоговым погрешностям, но не принимают серьезных налоговых сокрытий. Таким образом, моральное осуждение налоговых правонарушений невелико по сравнению с другими формами отклонений. С другой стороны могут сыграть свою роль уважение к выполнению своих обязанностей, принадлежность к определенным социальным группам. Остановить налоговое правонарушение может также осознание того, что ответственность ложиться на невиновных.

Использование общественного капитала является для гражданина одним из критериев политической правомерности налога. При этом, возникает мнение, что раз государство ответственно за экономическое положение субъекта, то стоит ли платить налог, если оно нестабильно? На налоговую ответственность граждан оказывают влияние примеры других плательщиков или неплательщиков, информация о налогах, которой он располагает. Немногие правильно оценивают свои налоговые обязательства, большинство теряются в технических подробностях. Сложность фискальной информации становится препятствием к объективной оценке роли налога. Наиболее информированные налогоплательщики прибегают к уклонениям, теряется граница между мошенничеством и уклонением.

В социологии выделяется четыре разновидности налогов:

1. Безболезненный налог – последствия налогообложения не ощущаются потребителем товаров, как в случае с косвенным налогообложением. НДС и акцизы в России включаются в стоимость товаров и хотя уменьшают доходы потребителей, не осознаются ими.

2. Налог на обмен – рассматривается как цена, выплачиваемая за услуги, которые плательщик получит от государства. Например, выплата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий.

3. Налог-обязательство – финансовое отчуждение в государственный бюджет без возмещения. Касается законопослушных налогоплательщиков, считающих своей обязанностью платить налоги.

4. Налог-принуждение появляется, если налоговая нагрузка становиться чрезмерной.

Анализ случаев налоговых бунтов и мошенничества дополняет анализ уклонения от уплаты налогов. В возникновении налоговых бунтов участвуют многочисленные факторы и прежде всего экономические предпосылки. В результате многочисленных протестов в США была принята 13 поправка в Калифорнии, которая помогла достигнуть максимума налоговой выручки.

 


Заключение

 

Отдельные элементы социальной политики государства вытесняются социальной деятельностью бизнеса, призванной смягчить возникшие противоречия и поднять общественный престиж бизнеса. Необходимость проведения системной социальной политики стимулирует руководителей предприятий к внедрению новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики.

В ситуации недовольства налогообложением плательщик имеет три пути: скрыться, протестовать или оставаться в рамках закона. Скрытие приводит к различного рода уклонениям от уплаты налога, протест выражается в общественных движениях, а законопослушность состоит в пассивной сознательности.

 


Список литературы:

1. Литовченко С. Доклад о социальных инвестициях в России. М.: Ассоциация менеджеров, 2008.

2. Шестоперов О.М., Литвак Е.Г. Развитие политики дерегулирования и устранения административных барьеров на муниципальном уровне. - М.: Изд-во ООО «ГрафДизайн», 2008.

3. А. Либман, Б. Хейфец. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес. – Вопросы экономики №12 – М. 2008.

4. М. Портер. Конкуренция.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.

5. В.В.Радаев. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков. Социс 2008. - №9

6. Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007.

7. Климова С.Г. Критерии определения групп "Мы" и "Они" // Социологические исследования. - 2008. - № 6.

8. Федоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый / / Российская газета. – 2006. – 22 декабря.

9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – 4 – е изд. – М.: Омега-Л, 2009.

10. Государственное регулирование рыночной экономики. Под общей ред. Кушлина В.И. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС. 2008.

11. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Система государственного управления. – 4 –е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007.

12. Российский статистический ежегодник. М.: 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: