В современных условиях значительно трансформируются роль и задачи государства в регулировании социальной реальности. Мы наблюдаем в мире усиление глобальных процессов, ужесточение глобальной конкурентной борьбы. В связи с чем перед государством возникает новая задача – повышение национальной конкурентоспособности. Достичь указанной цели невозможно без укрепления партнерских отношений между государством и бизнесом.
В условиях современной действительности при усилении глобализационных процессов, ужесточении мировой конкуренции, государство становится защитником и полноправным представителем, отстаивающим интересы отечественного предпринимательства на международной арене. Успех бизнеса естественным образом взаимосвязан с интересами государства, поскольку государство и все слои общества в конечном итоге получат свою часть перераспределенных через налоговую систему благ. В виду изменения традиционной оппозиции "государство с одной стороны баррикады - бизнес - с другой", возникает новая социальная ситуация - ситуация партнерства государства, бизнеса и гражданского общества. Причем осознавая измененные тенденции современной социальной реальности, понимая свою взаимозависимость, все игроки начинают действовать в соответствии с новыми требованиями времени.
Традиционная социальная политика государства разбавляется инновационными механизмами, проявляются элементы делегирования традиционных функций более сознательному, зрелому бизнесу, понимающему значимость социальной составляющей благополучия государства. Бизнес берет на себя социальную ответственность. При этом возникает новое явление: субъекты измененной глобальной реальности, вступая во взаимоотношения, образуют новые социальные структуры – кластеры. Предметом изучения социологии становятся формы социальной активности и взаимодействия государства и бизнеса как равноправных участников социально-экономических сетей.
|
Данные сети представляют собой сконцентрированные географически группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью государственных учреждений и других организаций (университетов, саморегулируемых организаций, торговых объединений) в определенных областях конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу. Таким образом, образованные сети социальных связей позволяют объединить потенциал разрозненных участников рынка и создать синергетический эффект и новые конкурентные преимущества корпорациям, выходящим на внешние рынки. Эти связи помогают обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, повышать степень доверия, выстраивать репутацию.
В современных развитых странах существует несколько принципиально различных типов социальной политики - от «сильной» интервенционистской до ориентированной преимущественно на рыночные отношения, отличающейся несколько меньшим участием государства в реализации социальных прав граждан.
Между тем, в соответствии с теорией «конвергенции», современные условия, такие как глобализация товарных и финансовых рынков, усовершенствование средств коммуникаций, приводят к сближению национальных моделей социально-экономического развития.
|
В некоторых случаях становится возможным срастание государственных и хозяйственных структур в единую сеть. Альянс государства и финансово-промышленных групп или ТНК может привести к монопольным и олигархическим сдвигам на социально-экономическом пространстве. Впрочем, иногда подобное слияние может быть закономерным и оправданным эволюционным процессом.
Например, в таких отраслях промышленности как авиакосмическая, атомная, газовая нет ни конкурентного рынка, ни рыночной самоорганизации. Конкуренция в этих отраслях идет не между отдельными фирмами, а между национальными производственно-технологическими системами, сочетающими частную инициативу с активной государственной поддержкой научно-исследовательских работ, инвестиций, расходов на инфраструктуру, а порой и с прямым государственным стимулированием экспорта и защитой внутреннего рынка. В развитых рыночных экономиках - США, ЕС, Японии - государство активно стимулирует наукоемкую промышленность из-за высоких рисков и капиталоемкости НИОКР, а также из-за ее превалирующей роли в обеспечении экономического роста.
Государственная поддержка предпринимательства реализуется в стимулировании внешней экспансии, в политике защиты конкуренции, правовом и инфраструктурном обеспечении бизнес-деятельности, привлечении предпринимательских структур к осуществлению социально-экономических программ через контракты, государственные закупки или проекты частно-государственного партнерства. Для диалога с государством бизнес-организации объединяются в торгово-промышленные палаты, ассоциации и союзы, создавая социально-сетевые структуры.
В последнее время наметилась тенденция создания на базе профессиональных сообществ организаций саморегулирования, вытесняющих отдельные формы прямого государственного регулирования.