Введение
Социальная структура это устойчивое строение общества как целостной системы. Она является качественной характеристикой состояния того или иного государства. Социальная структура отражает социальное неравенство, т.е. имеет место социальная дифференциация (имущественное, властное, статусное расслоение). Отсюда можно сформулировать следующую задачу государства – эффективно воздействовать на социальную структуру, по ее стабилизации, четко определяя уровни воздействия на которые должна быть направлена деятельность.
Воспитание патриотизма в современных условиях стало проблемой государственного уровня. Для решения этой проблемы в 2005 г. была принята «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». В то же время о госпрограмме по патриотическому воспитанию граждан информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знают об этом и 28% что-то слышали. Не знает о программе большинство - 62%.1 Возникает вопрос: а можно ли вообще воспитать патриотизм? Конечно можно, но только в том случае, если есть, что воспитывать и с помощью чего.
Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества
Когда мы говорим о влиянии государства на эволюцию социальной структуры, то в первую очередь речь идет о поступательном развитии общества при применении действенных принципов экономической и социальной политики.
Одним из важнейших показателей изменений в социальной структуре общества является доход работающей части населения. При имеющейся тенденции снижения у первых двух 20-процентных группах населения общего объема доходов, в целом доходы, распределены крайне неравномерно. На 2006 г. пятая группа населения с наибольшими доходами получает 46,8 % всех доходов; в то же время представители группы с наименьшими доходами лишь 5,4 %. За последние 5-6 лет произошли крайне незначительные изменения в распределение общего объема денежных доходов населения, несмотря на принимаемые меры государственной социально-экономической политики.
|
По мнению ряда авторов в настоящее время становление социальной структуры общества в РФ «идет по латиноамериканскому образцу, для которого типичны массовая бедность, между нищетой и супербогатством очень узкого круга лиц и семей».
Безусловно, государство должно воздействовать на данные тенденции, т.е. формировать определенные условия для стабилизации социальной структуры, реализовывать принципы социального государства в полной мере. Среди них: улучшение систем здравоохранения и образования; повышение уровня доходов населения, при взвешенной экономической политике по их выравниванию; улучшение условий труда. Немаловажную роль при качественном изменении социальной структуры играет применение инновационных технологий, т.е. внедрение новых способов и методов реализации социальной политики.
Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма
На наш взгляд, воспитать патриота, т.е. сформировать социальное поведение, направить его в нужное русло можно только с помощью четкой системы социальных ценностей. На сегодняшний день в России разрушена система традиционных ценностей и не сформирована новая, имеющая общенациональное звучание. Население России ценностно дифференцировано: часть населения ориентируется на ценности рынка и потребления (еще не сформировавшегося, а порой сформировавшегося по принципу беззакония), а часть еще ориентируется на ценности советских времен (коллективизм, патриотизм, государственность). Решить проблему патриотического воспитания могла бы и национальная идея, но и такая в нашей стране еще не сформулирована.
|
Таким образом, воспитать патриотизм в современных условиях довольно сложно. Социологически значимым является обратиться к вопросу о его формировании. Одним из наиболее значимых социально-психологических факторов формирования является социальная идентификация.
Процесс формирования патриотизма имеет поэтапный характер, ступени которого отчасти являются результатом социальной идентификации. Связь патриотизма с социальной идентификацией определяется таким образом, что соотнесенность человека с определенной социальной группой дает возможность понять, что он считает Родиной, то есть определяет форму патриотизма по критерию «объект». В качестве объектов могут выступать: ближайшее окружение, «малая» Родина, большая социальная группа, Родина в целом. Подробнее остановимся на рассмотрении каждого из них:
1) Ближайшее окружение(семья, друзья) – повседневный патриотизм. Основа данного типа патриотизма – идентификация с малой социальной группой.
Данная форма патриотизма является наиболее распространенной в современной России. Истинный патриотизм появляется в укреплении семьи и воспитании детей (полагают 50% россиян); в уважении традиций (47%), а также работе с полной отдачей по своей специальности (30%).2
|
Это связано с ростом индивидуалистических тенденций в обществе, включенностью личности в большое число малых социальных групп. Приоритет малых социальных групп над большими ведет к тому, что личностные интересы преобладают над общественными. Взаимодействуя в малых группах, личность всё большее внимание уделяет удовлетворению своих потребностей, а не общественных. Таким образом, и повседневные проблемы выдвигаются на первый план по отношению к социальным. Неудовлетворенность личностных (порой базисных) потребностей не дает возможности личности задуматься об удовлетворении социальных нужд, что объясняется еще теорией А.Маслоу.
2) «Малая» Родина. Здесь имеет место региональная, локальная идентификация.
В современной России данная форма патриотизма теряет свою значимость и распространенность по ряду причин. Во-первых, как только патриотизм выходит за рамки ближайшего окружения, в сферу влияния включаются местные органы власти(к сожалению, исторически в России патриотизм ассоциируется с политическим аппаратом) и их деятельность по улучшению уровня жизни, а сегодня муниципалитеты не обладают достаточными ресурсами(экономическими или духовными) для совершения необходимых преобразований. Во-вторых, отсутствие опять-таки четких социальных ценностей часто вызывает вопрос: «А что я могу сделать для Родины?». Конечно, в рамках ближайшего окружения на него можно ответить, поэтому сегодня и распространен повседневный патриотизм. В-третьих, миграционная активность населения имеет своим следствием размытую региональную идентификацию.
3) Нация, социальный класс – идентификация с большой социальной группой: здесь можно выделить такие формы патриотизма как национал-патриотизм и классовый патриотизм. Национал-патриотизм необходимо отличать от национализма, поскольку патриотизм в любом виде предполагает любовь, в данном случае к народу, а национализм – ненависть к другим.
4) Родина в целом. Здесь имеет место общегражданская идентификация. Можно выделить такие формы патриотизма как общегражданский, политический, военный, географический.
Сегодня патриотизм многими воспринимается как некая форма национализма, что в многонациональной России вызывает объективную опасность. Социальная идентификация задает определенные границы, внутри которых личность воспринимает людей как «мы», а за пределами этих границ появляются «они». Угроза кроется в том, что редко кто из существующих ныне людей действительно дорастает до уровня национал-патриотизма в самом хорошем смысле слова, большая часть провозглашающих себя сегодня патриотами является националистами, и с этой социальной болезнью необходимо бороться, а не закрывать на нее глаза. А вот повседневный патриотизм действительно имеет довольно крупные масштабы в современном обществе. И если человек будет продолжать замыкать свои границы «мы» на ближайшем окружении, то в итоге в современных экономических условиях выживания это может привести и к «естественной борьбе всех против всех».
Патриотизм же может стать сильнейшим консолидирующем началом российского стратифицированного общества только в его высшей форме как любви к Родине в целом для чего необходимо создать не просто достойные условия жизни, но и сформулировать социальные ценности, те идеалы, ориентируясь на которые в дальнейшем можно было бы не беспокоиться за будущее Родины.