Практическая работа № 7.
Тема: Политическое развитие России в конце XX – начале XXI веков.
Цель: формировать умение ориентироваться в современной политической ситуации, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых литических проблем.
Основная литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студентов СПО. М.: Академия, 2015.
Дополнительная литература:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времен до наших дней: учебник для студ. СПО. М.: Академия, 2010.
2. История России в новейшее время. 1985-2009 гг. / Отв. ред. А.Б. Безбородов. М.: Проспект, 2010.
3. Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред. В.В.Полякова, Р.К.Щенина. – М.: КНОРУС, 2008.
Интернет-ресурсы:
1. Исторический портал:https://www.hrono.ru.
2. Портал Правительства России: https://government.ru
3. Портал Президента России: https://kremlin.ru
4. Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: https://www.obraforum.ru/pubs.htm.
Оснащение:
Персональный компьютер, интерактивная доска, проектор.
Теоретическое сопровождение:
За период 2000-2008 года была осуществлена реформа политической системы. Она растянулась на два срока президентства В.В. Путина и включила в себя несколько крупных трансформаций ветвей власти.
2000-2004 гг.:
1. Формирование в Государственной Думе третьего созыва коалиции большинства (из партий центристского и левого спектра) и распределение между ними ключевых постов.
2. Введение системы федеральных округов, управление которыми осуществлялось ещё выборными, но уже контролируемыми полномочными представителями федеральной власти.
3. Лишение губернаторов регионов контроля над Советом Федерации путём формирования его из представителей регионов, а не самих губернаторов, как было ранее.
|
4. Принятие Закона «О политических партиях», ограничивших их численность путём введения минимальной численности (10 тыс. человек) как условия регистрации партии.
5. Формирование сильной проправительственной партии «Единая Россия» (образована в марте 2001 года) и обеспечение конституционного большинства в Государственной Думе четвёртого созыва (выборы 2003 года).
2004-2008 гг.:
1. Формирование Общественной палаты РФ как противовеса конституционному большинству в Государственной Думе.
2. Отмена выборности губернаторов (переназначения по новой схеме начались с февраля 2005 года).
3. Увеличение срока действия Президента (до 6 лет) и Государственной Думы (до 5 лет), законодательно оформленное в начале 2009 года.
Модернизация политической системы
в президентских Посланиях 2008-2009 гг.
Модернизация политической системы в президентских Посланиях 2008-2009 гг. | ||
Модернизируемая сфера | 2008 г. | 2009 г. |
1. Система оказания государственных и муниципальных услуг | _____//_____ | Модернизация государственного сектора с целью создания эффективно действующего механизма, отвечающего стратегическим задачам государства. |
2. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг населению | _____//_____ | _____//_____ |
3. Инвестиционный климат в регионах; изменение пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней | Затронут лишь вопрос достижения оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами. | _____//_____ |
4. Приватизация имущества, находившегося в распоряжении органов власти | _____//_____ | Затронув тему государственных корпораций, Президент отметил, что считает эту форму в современных условиях бесперспективной |
5. Реформа судебной системы и правоохранительных органов | Президентом было поручено подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Д.Медведев высказал намерение внести в ГД законопроект по сокращению сроков рассмотрения гражданских дел и введению дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства. Говорилось о необходимости принять закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". | В качестве элемента формирования атмосферы «прозрачности» деятельности всех органов власти предлагалось установить порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов. Планировалось также создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции. На первом этапе (с 1 января 2012 года) - для гражданских дел. Было отмечено, что качество работы судебной системы в значительной степени зависит от положения дел в правоохранительных органах. «Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду. Работники этих структур будут предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей». |
|
6. Совершенствование уголовного законодательства | Рассматривался вопрос гуманизации закона и порядка его применения. «Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества». В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений. | Уголовное наказание, по словам Президента, как на уровне закона, так и на стадии его применения судами, должно быть адекватным совершенному преступлению и, соответственно, лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего. «В уголовном законе следует шире использовать так называемую административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного совершения административного правонарушения. Надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием. А если взыскать штраф невозможно, то применять принудительные работы, которые необходимо ввести как самостоятельный вид наказания». |
7. Борьба с коррупцией | В этом Послании коррупция была названа врагом "номер один" для свободного, демократического и справедливого общества. Разработан и принят Национальный план противодействия коррупции. Шла речь о внесении изменений в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органов государственной власти, муниципальных органов и других.
Конкретно были упомянуты следующие меры:
| Коррупция была признана одним из главных барьеров на пути нашего развития.
«Только за шесть месяцев текущего года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов».
Президент заявил, что для того, чтобы борьба с коррупцией была успешной, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.
Именно на это направлены и соответствующие законы (вступление в силу которых намечалось на 2010 год):
|
8. Прозрачность госзакупок | _____//_____ | _____//_____ |
9. Реформа избирательной системы на муниципальном уровне | _____//_____ | Был предложен целый ряд мер, направленных на реформирование избирательной системы – в первую очередь, на региональном уровне, в том числе: 1. Все партии, представленные в региональных парламентах, получат возможность формировать фракции. 2. Партии, не представленные в Государственной Думе, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах. Такой же принцип устанавливался и для муниципальных выборов. 3. Наведение порядка с досрочным голосованием на местных выборах. 4. Принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах. 5. В уставы и конституции субъектов Российской Федерации включить статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России. |
10. Расширение практики общественных слушаний законопроектов | _____//_____ | _____//_____ |
|
Ход работы:
Методические рекомендации:
Конференция по вопросам:
1. Политический курс Б.Н. Ельцина.
2. Внутриполитические проблемы России в 1990-е гг.
3. Война в Чечне.
4. Внешнеполитический курс России в 1990-е гг.
5. Внешняя политика России в 2000-2014 гг.
6. Внешняя политика России в 2015-2018 гг.
7. Направления политического развития России в 2000-2008 гг.
8. Направления политического развития России в 2009-2010 гг. в Посланиях президента Д.А. Медведева.
9. Национальный вопрос в современной России.
10. Воссоединение Крыма с Россией.
11. Партийная система в современной России.
12. Борьба с терроризмом как приоритетное направление РФ.
13. Конституция России и её изменения в 21 веке.
14. Политические лидеры РФ.
15. Направления политического развития России в 2015-2018 гг.
Конференции предшествует подготовка тезисов студентами. Тема раскрывается двумя студентами: один представляет доклад, другой задаёт вопросы аудитории. По наиболее резонансным вопросам организуется мини-дискуссия, в которой участвуют все студенты.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. С какими политическими проблемами столкнулась Россия в 1990-е годы?
2. Перечислить государства-партнёры РФ?
3. Какие последствия вызвал процесс воссоединения Крыма с Россией?