Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция ( Н.О. Лосский «Обоснование интуитивизма»)




Понятие онтологии. Предмет онтологии. Базовые категории онтологии.

Онтология - раздел философии, изучающий бытие и сущее.

Предмет изучения онтологии является бытие.

Базовые категории онтологии:

Бытие - категория онтологии, которая обозначает некую способность существования.

Сущее – категория онтологии, которая употребляется для обозначения всей совокупности наличных вещей (животных, растений, людей), так и для каждой отдельной вещи.

Бытие и сущее не равны. Бытие проявляется через сущее и наоборот.

Сущность- это категория онтологии, которая обозначает внутреннее содержание предмета.

Ничто – это категория онтологии, которая обозначает бытие несущего или возможность сущего. Сущее и ничто взаимодополняют друг друга. Ничто потом переходит в сущее.

Небытие - это категория онтологии, которая обозначает отрицание бытия, это то, чего не существует, чего нельзя помыслить.

Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое и их соотношение. Духовное и материальное начало бытия.

Количественные (единое и многое)

Единое – это центральная категория онтологии, обозначающее начало всякого множества и бытия как такового. Бытие как единое есть причина и начало сущего, т.е. многого.

Качественные (материальное, духовное)

Материя – это философская категория для обозначения физической субстанции вообще.

Дух – это философская категория, которая обозначает невещественное начало.

Духовное есть единое во многом (Бог – один для всех, но трактовка в разных религиях своя)

Материальное есть многое в едином (Марки авто – количество марок машин).

Реальность – разумная оценка восприятия, а действительность – эмпирическая оценка.

Поэтому действительность может быть реальной или нереальной, в ее понимании.

Реальность может быть действительной в ее восприятии, как объективно существующая.

Реальность – идеальная, относительная, субъективная оценка воспринимаемого, как соответствующего пониманию, а действительность- идеальная, абсолютная, субъективная оценка воспринимаемого, как объективно существующего.

Понятие материя и тело. Особенности человеческой телесности.

Слово «материя» (materia) — латинский перевод древнегреческого

термина hyle, который первоначально (например, у Гомера) обозначал дерево, древесину, строительные леса, что легко ассоциировалось

со строительным материалом вообще.

Материя - это философская категория для обозначения физической субстанции вообще.

Тело – это материя в действительности. Телом является всякая оформленная материя. Но материя тела не есть само тело. Тело есть индивидуальный носитель определенных свойств и качеств.

Особое место в системе природных тел занимает человеческое тело. Оно – носитель духа, индивидуально становящийся личностью. Сущностью человеческой телесности является чувственное переживание идей – их отелеснение.

Соотношение понятий дух, душа, ум.

Древние рассматривали дух в качестве тончайшей материальной субстанции, едва уловимой, подобно легкому дуновению воздуха.

Натуралистическое представление о духе получило особенно яркое философское выражение у древнегреческих стоиков (Зенон, Хрисипп и др.). «Пневма» понимается здесь как тончайшая и подвижнейшая субстанция, смесь огня и воздуха, пронизывающая весь космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм.

Душа – это лишь иное качество в природном мире. В этом смысле душа качественно отлична от тела и может противопоставляться телу. Дух же сверхиндивидуален.

В греческой философии дух превращается в нус. Нус предстает как сила интеллекта, как идея. Нус (ум) не вещественен, не материален, это не достижимый идеал. В рамках христианства понятие духа наделяется значениями божественного дара и силы. Дух преодолевает все конечное, т.е. смерть. Уничтожает также и природу этого конечного, т.е. грехи и пороки. В новое время, например у Гегеля, главным признаком духа являлась свобода. Гегель считал, что разум это место духа, в котором раскрывается Бог. Согласно Соловьеву, различие между ними определяется направленностью на конечную цель и способом бытия, ведущим к достижению этой цели. Цель духа - благо, а способ бытия - воля. Цель ума - истина, а способ бытия - мышление. Цель души - красота, а способ бытия – чувство.

Гносеология как раздел философии. Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания. Две точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Гносеология – раздел философии, занимающийся исследованием, критикой и теорией познания.

Познание – процесс, целенаправленного активного отображения действительности в познании человека.

Субъект познания – познающее сознание или носитель познавательной деятельности, отсюда субъектами могут быть: человек, коллектив, общество в целом.

Объект – это то, что противостоит субъекту, это то, на что направлено познавательная деятельность.

Связь объекта и субъекта в гносеологии выражается в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, поэтому субъект порождает объект или превращает предмет в объект своей деятельности.

Гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношения субъекта познания (исследователя) к объекту познания или в категориальной оппозиции субъект-объект.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека и которую человек воспроизводит в своей деятельности.

Знание содержит в себе 2 стороны:

1. субъективная (человеческая мысль)

2. объективная (действительный мир, на который направлена мысль человека)

Истинное знание обладает тройной способностью.

1. Знание есть сила. Нравственное знание дает силу духа, позволяет человеку властвовать над собой. Научное знание дает силу над внешним миром (миром вещей и предметов), позволяет человеку властвовать над природой. Оккультное (тайное) знание соединяет в себе две эти силы, наполняет человека божественной мощью творения и любви к сущему.

2. Знание есть свобода. Речь идет о высшей духовной свободе, которая предполагает свободу от житейской суеты, от привычек и мнения толпы, от веры в догматические принципы, от произвола и капризов плоти, от господства аффектов, от социальной зависимости и т.д.

3. Знание есть спасение. Свет знания спасает человека от тьмы невежества, заблуждения. Это есть спасение от иллюзии непосредственной, достоверной данности материального мира, за которым, казалось бы, ничего нет. Это есть спасение души от земных грехов, рассеивание зла. Не напрасно Сократ утверждал, что «добродетель есть знание...».

Наконец, это спасение не только самого человека, но и всего мироздания через самопознание-гносис, т.е. осознание человеком своей духовной, божественной сущности. И в этом — главный смысл и высшее предназначение знания.

В философии существует 2 основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (материалисты) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

1. Сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями

2. Сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений.

 

 

Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (Н.О. Лосский «Обоснование интуитивизма»)

Гносеология – учение о знании и познании. Знание – это продукт отношения мыслей к действительности выступающей в логической языковой формы (понятие, символы, знаки и т.д.). Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в познании человека.

Лосский называет свою теорию познания интуитивизмом. Интуитивизм – принято считать, что не мышление (разум), а интуиция (как говорят интуитивисты: «гносеологическая координация между субъектом и объектом») дает человеку возможность постигнуть истинную природу вещей.

Познание возможно благодаря 3 моментов:

1) Некто познающий – субъект познания

2) Нечто познаваемое – объект познания

3) Отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект – интенция.

В действительности объект существует сам по себе, независимо от субъекта, но предметом познания он может стать только при направленности на него внимания.

Таким образом, интенция выражает не свойства предметов, а свойства познания предметов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: