Основные аргументы в пользу познаваемости и непознаваемости мира. Проблема познаваемости мира в истории философии.




Мир познаваем в силу закона тождества мышления и бытия(это существование в широком смысле). «Одно и то же – мыслить и быть» (Парменид).

В истории философии закон тождества мышления и бытия как основания и гарант познаваемости мира принимал различные выражения:

· Гносеологическая координация между субъектом и объектом (Лосский)

· Взаимопринадлежность мышления и бытия (Хайдегер)

· Единосущее человека и природы, мышления и бытия (христианский тип философии)

· Предустановленная гармония между природой и духом, мышлением и бытием (Лейнцбих)

Мир непознаваем в силу несоответствия между мышлением и бытием, субъектом и объектом. Мышление способно создавать только относительный, условный, идеальный образ реального мира. Человек не способен познать мир «в подлиннике». Его знание о мире – это всегда субъективно преломленный образ мира.

Такая позиция ведет к агностицизму, т.е. отрицанию познаваемости мира, либо к скептицизму – сомнению в возможности истинного знания о мире, воздержанию от каких-либо убеждений как в пользу познаваемости, так и непознаваемости мира.

Основные аргументы непознаваемости мира античного скептика Секста Эмпирика, свои 10 троп он разделяет на 3 рода:

Первый род – аргументы от субъекта

1) Разнообразие живых существ (человеческий глаз воспринимает мир иначе, чем глаз пчелы)

2) Различие между людьми(эскимос и бушмен видят по-разному)

3) Различное устройство органов чувств (мед сладок для всех по-разному)

4) Различное состояние субъекта (в радости и в горе)

Второй род – аргументы от объекта

5) Различие между целым и частью объекта (цвет и форма слитка серебра)

6) Различие в обычаях и законах народов(норма и истинна у одних, беззаконье и ложь у других)

Третий род – аргументы интенции

7) Местоположение субъекта и объекта, расстояние, среда обитания(палка кажется преломлённой в воде)

8) Познание от примесей и условий среды (звук в узком коридоре и в широком зале)

9) Взаимозависимость вещей: нельзя судить о вещи самой по себе: она может быть больше или меньше, светлее или темнее и т.д.

10) От постоянства или редкости встречаемой вещи(солнце гораздо более поразительное явление чем комета, но в силу постоянства первого и редкости второго эти объекты познаются в различных отношениях и закономерностях)

Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.

Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишьнаше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений.

И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, соединение “субъективного” и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т. е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – «пространства» и «времени».

Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса и др. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.

28. Определение понятия наука. Характерные черты и отличительные признаки науки. Метафизические корни науки.

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Наука, по словам М. Хейдеггера, - это способ, каким для нас предстает все, что есть, т.е. сущее в целом

Характерные черты научного знания:

1) твердо установленные факты;

2) закономерности, обобщающие группы фактов;

3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов;

5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками:

1) научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;

2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);

3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;

4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий;

5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;

6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по которым эти явления существуют.

Признаки науки:

1. Системность, целостность научного знания (в отличие от обыденного сознания).

2. Открытость научного знания (предполагает неполноту своего знания, возможность его уточнения и дополнения).

3. Стремление обосновать свои положения фактами и логически непротиворечивым способом.

4. Критичность науки в отношении собственных знаний.

5.Воспроизводимость научного знания в любом месте и времени при наличии соответствующих условий.

6. Независимость научного знания от личности ученого - интерсубъективность.

7. Наличие собственного языка, метода, приборов, аппаратуры.

Метафизические корни науки:

Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины. В основе античной episteme (знание) лежит философское истолкование сущего как присутствия, а истины - как непотаенности, самораскрытия сущего через человека. На основании этого символом античной науки можно считать логику в самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы («фюсис») в слове. В средневековой «доктрине» сущее воспринимается как сотворенное Богом. Истина сущего дана в откровении Священного писания. Наука - это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием их учений В эпоху Возрождения человека становится точкой отсчета для сущего в целом: он противостоит сущему, оценивает и представляет себе сущее. Новое время превращает человека в субъект (т.е. лежащий в основании всего), а сущее - в объект (т.е. нечто противолежащее, или, точнее, проти­востоящее).

Сегодня общепринятым стали представления о том, что гуманитарные и естественные науки различаются в первую очередь объектами: гуманитарные науки изучают человека, а естественные – природу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: