Предмет и функции социальной философии. Специфика философского познания социальной действительности. Представители об общественном бытии человека в истории.




Социальная философия – это учение о закономерностях развития общества.

Предмет социальной философии:

Предметом изучения социальной философии является общество как целостная система.

Классическая античная философская тенденция определяет 3 сферы философского знания:

1) Предметом явилось сущее как таковое и природа как целое (к данной области относиться онтология и натурфилософия (природа))

2) Предметом явилось сущее постигнутое в мышлении и выраженное в языке (гносеология, логика и философия языка)

3) Предметом явилось сущее отображенное в человеческом образе жизни, так называемый (Этнос – это место пребывания человека и его бытие раскрывающееся через обычаи, нормы, законы и проявления в деятельности и общении людей друг с другом).

Функции социальной философии:

1. Мировоззренческая – формирует у человека общие представления об обществе и его особенностях, преодолевает при этом односторонность конкретно-научных подходов, связанных с изучением отдельных фрагментов социальной жизни.

2. Методологическая – выводы (положения) социальной философии могут служить основой для исследования конкретных социальных явлений и процессов, изучаемых частными общественными науками (развитие, революция, эволюция и др).

3. Теоретико-познавательная – дает системные знания о социальной реальности, выявление закономерностей, тенденций и механизмов развития общества.

4. Прогностическая – позволяет судить о перспективах и тенденциях развития того или иного социального явления в будущем(о возможных состояниях).

Специфика философского познания социальной действительности:

1) Социальное познание имеет дело только с системой взаимосвязей и отношений. Собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без учета системы отношений и взаимовлияний невозможно.

2) Законы, действующие в обществе, в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.

3) Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

4) В познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.

5) Поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание.

6)Социальные теории подлежат нравственной оценке.

По словам И. Канта, человек имеет склонность общаться ссебе подобными, ибо в этом состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Людям свойственно жить сообща, и потому бытие человека носит общественный характер. Предметом этики в изначальном смысле этого слова и является человеческий образ жизни, совместное, общественное бытие человека. В таком значении античное понятие «этика» тождественно понятию «социальная философия», т.е. философия общественного бытия человека Но что представляет собой совместное, общественное бытие человека? В различные эпохи оно понималось по-разному. Так, для античных мудрецов и философов общественное бытие человека выражалось в государственности. Государственная жизнь изучалась политикой «Политика» в буквальном переводе — то, что относится к государству. Не случайно Аристотель определяет человека как zoonpolitikon, т.е. политическое, или государственное, животное. Следовательно, в античной традиции социальная философия выступает как политика, т.е. философия человека как политического животного, философия государственной жизни. Отсюда — названия главных социально-философских произведений античных мыслителей: «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «Политика» в качестве социальной философии включает в себя не только собственно политические вопросы в современном понимании этого слова (о природе власти, государственном устройстве и т.п.), но и вопросы морально-этического, правового и отчасти экономического характера. Особенно характерно для античной социальной философии рассмотрение общественного бытия человека в его нравственно-политическом единстве, ибо быть «политическим животным», существом государственным означало прежде всего быть существом добродетельным, т.е. иметь такие нравственные качества, которые были бы полезны для государства, обладали бы политической ценностью. Другая особенность античной социальной философии заключается в отсутствии интереса к хозяйственной, экономической стороне жизни. В средневековой социальной философии общественное бытие человека рассматривается прежде всего как религиозно-историческое бытие. В социальной философии Нового времени понимание общественного бытия человека проходит три основные стадии. Вначале это естественно-правовое бытие (теории «естественного права» и «общественного договора» - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Затем это экономическое бытие (английская политэкономия, «экономический материализм» К. Маркса). И наконец, это культурно-историческое бытие (Г. Риккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Попытку синтеза различных сторон общественного бытия человека предпринял Г.В.Ф. Гегель. Однако его социальная философия оказалась замкнутой на идею права (отсюда — название его основного социально-философского произведения: «Философия права». Ср. с такими названиями, как «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «О граде Божием» Августина, «Об общественном договоре» Руссо, «Капитал» Маркса). В результате гегелевское понятие права оказалось шире, чем понятия «государство», «политика», «этика», «экономика». Семья, гражданское общество, государство являются здесь лишь последовательными ступенями осуществления идеи права.

 

33. Общество как объект философского анализа. Общество как система его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

Общество является объектом изучения различных наук, в том числе вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. Философия акцентирует свое внимание на решении таких задач, как понимание направленности, цели, смысла, движущих сил исторического процесса. Философия, выясняя смысл понятия «общество», занимается определением специфики типа связей индивидов в единое целое. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, законы его движения.

Социальная сфера — это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо.

Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Общество как система Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума – его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения. Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям. Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования. Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

Законы природы, или естественные законы описывают неизменную взаимосвязь и регулярность явлений; они могут быть созданы или нарушены.

Общественные, или нормативные, законы. Их характер обусловлен человеческой̆ деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентациями людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: