Задание.
Письменно. Строить в четырехголосии в различных тональностях трезвучия в трех мелодических положениях и двух расположениях (6 вариантов каждого трезвучия).
На ф-но. Строить такие же трезвучия.
Тема 1.2. Функциональная система главных трезвучий.
С точки зрения гармонии лад есть система взаимоотношений аккордов, объединенных тяготением к тоническому трезвучию.
Ладовой функцией называется роль звука или аккорда в ладе, иначе говоря – связь или взаимоотношения звука или аккорда с другими звуками или аккордами данного лада. Связь эта выражается в сочетании напряжений и спадов (разрешений) звуков и аккордов.
Комплекс напряжений и разрядов, свойственных отношениям функций, называется функциональностью. Основа функциональности – контраст функций, в особенности тоники и других гармоний лада.
Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, то есть на тонике, называется тоническим, короче – тоникой. Это трезвучие в многоголосной музыке служит главной опорой лада, так как в соответствующих мелодических, ритмических и метрических условиях может выражать завершенность мысли. Тоническое трезвучие обозначается буквой T в мажоре и t – в миноре.
Трезвучие, построенное на V ступени гаммы, называется доминантовым трезвучием, короче – доминантой. Обозначается большой буквой D, как мажорное по звучанию.
Трезвучие, построенное на IV ступени гаммы, называется субдоминантовым, короче – субдоминантой. В мажоре оно обозначается – S, а в миноре – s.
Доминантовое и субдоминантовое трезвучия являются представителями ладовой неустойчивости, создающей в определенных условиях незавершенность музыкальной мысли.
|
T, S и D называются главными трезвучиями потому, что они отражают ладовый характер звучания: в натуральном мажоре все они большие, в натуральном миноре – малые. Система их взаимоотношений служит основой полной диатонической системы.
Связная последовательность нескольких аккордов образует гармонический оборот.
Простейшие последовательности и их логика основаны на том, что после тонического трезвучия вводится одна или несколько неустойчивых гармоний, образующих определенное напряжение, разряд которого совершается с появлением или возвращением тоники.
Увеличение неустойчивости выражается в последовательности S – D. Последовательность D – S менее естественна и в практических работах производить ее запрещено. Общая схема функциональной логики выглядит так:
Обороты, состоящие из аккордов тоники и доминанты, называют автентическими:
T – D, D – T, T – D – T, D – T – D, T – D – D – T.
Обороты, состоящие из аккордов тоники и субдоминанты, называют плагальными:
T – S, T – S – T, S – T, S – T – S.
Обороты, включающие аккорды всех трех функций, являются по своему составу полными:
T – S – D – T, D – T – S – D – T.
Задание.
Письменно. Строить в различных тональностях в четырехголосии трезвучия T, S и D в трех мелодических положениях и двух расположениях.
На ф-но. Строить такие же трезвучия.
Тема 1.3. Соединение основных трезвучий.
Связное последование аккордов – гармонический оборот – образуется в их соединении.
Соединение аккордов осуществляется по определенным принципам и правилам, выработанным художественной практикой.
|
Основа соединения аккорда – голосоведение; оно образуется от различных видов совместного движения голосов.
Движение каждого отдельного голоса может быть плавным и скачкообразным.
Плавным называется движение голоса на интервалы примы, секунды (поступенное) и терции. Для начальных работ по гармонии оно является обязательным.
Скачкообразным называется движение голоса на интервалы кварты, квинты, сексты и более.
Линия баса подчиняется собственным законам и в ней допускается скачкообразное движение уже с самых первых работ.
Совместное движение двух голосов бывает трех видов: прямое, противоположное и косвенное.
Прямым называется движение голосов в одном направлении – восходящем или нисходящем. Частная разновидность прямого – параллельное движение, при котором сохраняется неизменным интервал между обоими голосами.
Противоположным называется расходящееся или сходящееся движение двух голосов.
Косвенным называется восходящее или нисходящее движение только одного их двух голосов, при неподвижности другого.
Различные виды движения могут сочетаться в одном соединении. (См. пример №2а)
Соотношение аккордов – это интервальное расстояние между их основными звуками. Соотношение аккордов бывает кварто-квинтовое, терцовое и секундовое.
При кварто-квинтовом соотношении между трезвучиями имеется один общий звук. Образец такого соотношения – трезвучия T – D и T – S.
При терцовом соотношении между трезвучиями имеется два общих звука.
При секундовом соотношении между трезвучиями общих звуков нет Образец такого соотношения S и D. (См. пример №2б)
|
Способы соединения трезвучий. Трезвучия могут быть соединены двумя способами – гармонически и мелодически.
Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе. Техника гармонического соединения такова: 1) после построения первого из аккордов намечают бас второго аккорда, 2) общий звук оставляют на месте в том же голосе, 3) остальные два голоса идут на ближайшие звуки (плавно) второго аккорда. В результате получается правильно расположенный аккорд с удвоением основного звука. Расположение второго аккорда такое же, как и первого.
Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте – даже при наличии общего звука. Техника мелодического соединения в аккордах кварто-квинтового соотношения такова: 1) бас второго аккорда должен идти только на интервал кварты (а не квинты) от первого аккорда в том направлении, в каком получается, 2) звуки трех верхних голосов идут на ближайшие звуки (плавно) второго аккорда в направлении противоположном ходу баса. В результате получается правильно расположенный аккорд с удвоением основного звука.
Техника мелодического соединения в аккордах секундового соотношения такова: 1) бас S идет на секунду вверх, а не на септиму вниз в бас D, 2) звуки трех верхних голосов S идут на ближайшие звуки (плавно) D вниз. (См пример №2в)
Задание.
Письменно. В различных тональностях соединять T – D, T – S, D – T, S – T гармонически и мелодически, а S – D мелодически (в одной тональности должно получиться 9 аккордов).
На ф-но. Те же соединения играть в различных тональностях.
Тема 1.4. Гармонизации мелодии.
Гармонизацией данного голоса (мелодии или баса) называется присоединение к нему связной и логичной последовательности аккордов. Гармонизация основывается на истолковании функционального значения звуков этого голоса в их взаимной связи и развитии.
Практические указания. 1) Каждый звук мелодии должен быть функционально определен как основной, терция или квинта трезвучия T, S или D.
При возможности двоякого истолкования того или иного звука мелодии необходимо учитывать последующее гармоническое движение. Это поможет избежать неправильных соединений.
2) Первым и последним аккордом всего построения обычно бывает устойчивая функция – тоника. Если построение начинается с затакта, то возможно в качестве первого аккорда употребляется доминанта, реже – субдоминанта.
3) Повторение аккорда со слабой доли на следующую за ним сильную запрещено. В сложных тактах это касается и относительно сильных долей (исключение – если аккорд вступил на сильной доле, то он может быть продлен и за пределы данного такта).
4) Необходимо следить за правильностью соединения каждой пары аккордов.
Пример практической гармонизации мелодии – пример №3.
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 1.4.
На ф-но. Гармонизовать отрывки из приложения 1.4./ф.
Тема 1.5. Перемещение трезвучия.
Перемещением аккорда называется его повторение в измененном виде; перемещение меняет мелодическое положение или расположение аккорда – или и то и другое одновременно.
Перемена мелодического положения вызывается тем, что мелодия переходит от одного аккордового звука к другому. Перемена мелодического положения имеет большое значение для развития мелодии. Перемещение поддерживает мелодическое и ритмическое движение без смены аккордов. Слишком частая смена аккордов приводит к пестроте и тяжеловесности гармонии.
Так как при перемещении не изменяется функция аккорда, то в басу повторяется основной тон данного трезвучия.
Виды перемещения. Существует три вида перемещений: прямое, противоположное и косвенное.
При прямом перемещении три верхних голоса идут на ближайшие звуки данного аккорда в одном направлении. (См. пример №4а)
При противоположном перемещении альт остается на месте, а мелодия и тенор перемещаются в противоположном направлении, меняясь звуками. При этом перемещении происходит смена расположения. (См. пример №4б)
При косвенном перемещении тенор остается на месте, а мелодия и альт перемещаются в одном направлении, меняясь звуками. В этом случае в мелодии возможен скачок на квинту или сексту. Здесь также происходит смена расположения. (См. пример №4в)
Практические указания. 1) Перемещения не должны происходить между тактами или со слабой доли на сильную. 2) При перемещениях могут возникать скачки, но в остальных случаях при соединении трезвучий различных функций голосоведение должно оставаться плавным.
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 1.5.
На ф-но. Гармонизовать отрывки из приложения 1.5./ф.
Тема 1.6. Гармонизация баса.
Гармонизацией баса называется построение трех верхних голосов к данной лини баса. Так как в басу строится основной тон трезвучия, то легко определить функцию данного аккорда. Наличие в басу I ступени указывает на тоническое трезвучие, IV ступень указывает на субдоминантовое трезвучие, а V ступень – на доминантовое.
При гармонизации баса особые требования выдвигаются к созданию интересной и подвижной мелодической линии.
Практические указания. 1) Выбор способа соединения должен происходить следующим образом: если в басу дается ход на квинту, то однозначно выбирается гармоническое соединение, а если на кварту – то выбор между гармоническим и мелодическим соединениями делается либо, исходя из движения мелодической линии, либо по желанию гармонизующего. 2) Для обогащения мелодии следует активно пользоваться перемещениями, причем различного вида. Перемещения следует делать, когда бас а) повторяется, б) делает октавные скачки, в) представлен более крупной длительностью, которую в верхних голосах можно раздробить. (См. пример №5)
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 1.6.
На ф-но. 1.Гармонизовать отрывки из приложения 1.6./ф. 2.Играть данные последовательности в различных тональностях:
1) T – T – S – D – T,
2) T – S – S – T – D – T,
3) T – D – T – S – T,
4) T – S – D – D – T,
5) T – S – T – D – T.
Тема 1.7. Скачки терцовых тонов.
При соединении трезвучий, состоящих в кварто-квинтовом соотношении (то есть T – D, D – T, T – S, S – T) в сопрано можно вести терцию одного из них в терцию другого. Этот ход образует скачок на кварту или квинту вверх или вниз, при соединении двух различных аккордов, и называется скачком терций.
При таком скачке расположение меняется: при восходящем скачке расположение меняется с тесного на широкое, а при нисходящем скачке – с широкого на тесное.
При скачке терцовых тонов применяется только гармоническое соединение.
Скачок терцовых тонов возможен также в теноре. Условия его существования такие же, как и в мелодии. (См. пример №6)
Практические указания. На фоне плавного голосоведения теперь допускаются два вида скачков – скачки при перемещении и скачки терцовых тонов.
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 1.7.
На ф-но. Гармонизовать отрывки из приложения 1.7./ф.
Тема 1.8. Виды каденций. Кадансовый квартсекстаккорд.
Музыкальное произведение развертывается во времени, и в этом его специфическая особенность как искусства временного. Представляя собой нечто единое по мысли и целое по форме, музыкальное произведение вместе с тем расчленяется на отдельные составляющие его разделы, называемые построениями. Построения отграничиваются друг от друга цезурой. Цезура – это момент, отделяющий конец одного построения от начала другого.
Период, предложение. Простейшим образцом построения, излагающего лишь одну тему, одну музыкальную мысль, является период. Обычно он состоит из двух равнодлительных (четырехтактовых) построений, которые называются предложениями. Эти предложения отграничиваются цезурой и заключаются двумя различными, функционально связанными каденциями.
Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающее изложение музыкальной мысли.
По своему местоположению в периоде каденции разделяются на серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения).
С гармонической точки зрения все каденции разделяются на две основные функциональные группы: 1) каденции, заключающиеся устойчивым аккордом – T и 2) каденции, заключающиеся неустойчивой гармонией – S или D.
Устойчивые каденции в свою очередь имеют три следующие разновидности: автентические, плагальные и полные.
Автентическими каденциями называются гармонические обороты D – T в конце предложения или периода.
Плагальными каденциями называются гармонические обороты S – T в конце предложения или периода.
Полными каденциями называются гармонические обороты с участием обеих неустойчивых функций в конце предложения или периода (S – D – T).
Данные каденции могут разделяться на совершенные и несовершенные по степени их законченности.
Совершенной называется каденция, в которой заключительная тоника дана на сильной доле такта в мелодическом положении основного тона.
Несовершенной называется каденция, в которой заключительная тоника дана на слабой доле такта или в мелодическом положении терции или квинты.
Каденции, заканчивающиеся неустойчивыми функциями S или D, называются половинными и могут быть разделены еще на две группы: 1) половинные автентические, заключающие первое предложение доминантовой гармонией, 2) половинные плагальные, заключающие первое предложение субдоминантовой гармонией.
Практические указания. 1) Гармонизация начинается с точного определения тональности. 2) Затем определяются границы каждого из предложений периода. 3) Далее определяются гармонии и гармонические обороты для серединной и заключительной каденции. 4) Учитываются характерные особенности цезуры. Цезура создает впечатление перерыва в связности гармонического движения; в результате – последний аккорд первого предложения и первый аккорд второго не оказываются в непосредственной функциональной связи. Поэтому второе предложение можно начать с любой гармонии. (См. пример №7)
В каденциях доминанта очень часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеет внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия.
По местоположению в музыкальном построении и по своему строению это созвучие получило название кадансового квртсекстаккорда. Обозначается оно как К6/4.
Имея внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия, кадансовый квартсекстаккорд по своей функциональной природе не является собственно тонической гармонией. Функциональное своеобразие этого созвучия заключается в том, что в нем совмещаются звуки двух функций: D в басу и T над ней. Такое совмещение в одном аккорде элементов двух функций называется бифункциональностью; она придает К6/4 характерную напряженность и неустойчивость, не свойственные устойчивой тонической функции.
Задерживая вступление доминанты, кадансовый квартсекстаккорд обязательно переходит в нее.
Голосоведение. Для подчеркивания преобладания доминантовой функции в К6/4 обычно удваивается основной звук доминанты, то есть бас. При разрешении К6/4 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки переходят поступенным нисходящим движением в звуки D. В заключительных каденциях нередко при разрешении К6/4 в D применяется скачок в верхнем голосе. (См. пример №8а)
Метрические условия. Кадансовый квартсекстаккорд применяется в определенных метрических условиях: в простых тактах он приходится на сильную долю, в сложных тактах – может быть и на относительно сильной доле. При всех возможных метрических вариантах К6/4 всегда должен быть на более сильной доле, чем следующая за ним доминанта.
Подготовка К6/4. Наиболее естественна подготовка кадансового квартсекстаккорда субдоминантовой функцией. Субдоминанта имеет с К6/4 общий звук, что обеспечивает гармоническое соединение. Однако при этом надо следить, чтоб не возникли параллельные октавы. (Параллельными октавами называется сохранение интервала октавы между соответствующими голосами в движении от одного аккорда к другому. В следствии абсолютно консонирующего звучания данного интервала его параллельное движение не разрешается. То же самое касается и параллельных квинт.) Для этого верхние голоса должны идти навстречу басу. Нередко К6/4 встречается в каденциях и без субдоминанты, непосредственно после тонической гармонии. Соединение при этом происходит на основе повторения общих звуков, либо с их перемещением. (См. пример №8б)
Как и все аккорды К6/4 допускает перемещение. При этом бас остается на месте или делает скачковые ходы на октаву; меняется мелодическое положение или расположение аккорда. Следующая доминанта может также перемещаться на общих основаниях.
Кадансовый квартсекстаккорд, как функционально-неустойчивое созвучие вносит в половинные и полные каденции новое звучание и дополнительное напряжение. В заключительных каденциях К6/4 отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. (См. пример №8в)
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 1.8.
На ф-но. 1. Играть данные последовательности в различных тональностях:
1) T – T – S – D – T – K6/4 – D – T,
2) T – S – S – T – D – T – K6/4 – D – T,
3) T – D – T – S – K6/4 – D – T,
4) T – S – D – D – T – K6/4 – D – T,
5) T – S – T – D – T – S – K6/4 – D – T.
2. Сочинить предложение на 4 такта с половинной каденцией в простом размере, используя все пройденные аккорды.
Раздел II. Обращения главных трезвучий.
Тема 2.1. Секстаккорды главных трезвучий.
Секстаккордом называется первое обращение трезвучия. В секстаккордах главных трезвучий в басу помещается терцовый тон, который не должен удваиваться. Удваивается или основной звук, или квинта, расположенные в двух верхних голосах. Расположение секстаккорда может быть не только тесным или широким, но и смешанным. При смешанном расположении между парой соседних голосов может быть узкий интервал, а между следующей парой – широкий. (См. пример №9а)
По своей акустической природе секстаккорды менее устойчивы, чем основные трезвучия, поэтому они применяются, главным образом внутри построения. В заключительных каденциях секстаккорды не применяются. Они могут употребляться только в несовершенных каденциях в качестве завершающего аккорда.
Соединение секстаккорда с трезвучием кварто-квинтового соотношения происходит в основном гармонически в плавном голосоведении. (См. пример №9б)
Соединение секстаккорда с трезвучием секундового соотношения происходит следующим образом: 1) в соединении S6 – D, независимо от удвоения основного звука или квинты в первом аккорде, движение всех голосов плавное; 2) в соединении S –D6 бас ведется на уменьшенную квинту вниз, а не на увеличенную кварту вверх, так как ходы на увеличенные интервалы нежелательны. Если в обороте S – D6 субдоминантовое трезвучие дается в мелодическом положении квинты, то в D6 необходимо, во избежание параллельных квинт, удвоить квинту. (См. пример №9в)
Последовательность трезвучия и секстаккорда (или наоборот) одной и той же функции (например, T – T6, D6 - D) образует разновидность перемещения аккорда. Бас переходит от основного звука к терции (или наоборот), одновременно какой-либо из верхних голосов уравновешивает звуковой состав аккорда противоположным движением от терции к основному тону (или наоборот). Секстаккорд может быть перемещен и сам по себе – с изменением мелодического положения, расположения или удвоения. (См. пример №9г)
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 2.1.
На ф-но. Играть данные последовательности в различных тональностях:
1) T – D6 – T, 2) T – S6 – T, 3) T – S6 – D, 4) D – T6 – D, 5) D – D6 – T, 6) D6 – T – S6 – T, 7) S – S6 – D, 8) S – D6 – T, 9) S – D – D6 – T.
Тема 2.2. Скачки при соединении трезвучия с секстаккордом.
При соединении аккордов, находящихся в кварто-квинтовом соотношении, можно вести приму одного аккорда скачком в приму другого или квинту одного в квинту другого. Соединение – чаще гармоническое, но не обязательно.
Если бы такие мелодические скачки гармонизовались двумя основными трезвучиями, то между крайними голосами образовывались бы параллельные октавы или квинты. Поэтому для правильного голосоведения необходимо один из аккордов брать в виде секстаккорда.
Для гармонизации восходящего скачка примы в приму и квинты в квинту первый аккорд лучше брать в виде трезвучия, а второй – как секстаккорд. Для гармонизации такого же нисходящего скачка первый аккорд может быть, как трезвучием, так и секстаккордом. На аналогичных основаниях допускаются скачки в средних голосах. (См. пример № 10а)
В случае надобности применяется одновременный двойной скачок примы в приму и квинты в квинту. Это возможно, если между голосами, в которых совершаются скачки, расстояние – кварта, а не квинта. В противном случае будут возникать параллельные квинты.
Последовательность секстаккорда с трезвучием другой функции делает возможным скачки между их неоднородными тонами (прима – терция, квинта – терция и т.п.) на сексту или уменьшенную квинту, изредка на септиму. (См. пример №10б)
Скрытые квинты и октавы. Скрытыми квинтами и октавами называется прямое движение двух голосов к квинте или октаве соответственно. Скрытые квинты запрещаются в крайних голосах как наиболее слышимых, лишь при скачке в сопрано.
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 2.2.
На ф-но. Играть данные последовательности в различных тональностях, используя как плавное голосоведение, так и скачки:
1) T – S6 – T – D6 – T – K6/4 – D – T,
2) T – T6 – S – D6 – T – S6 – K6/4 – D – T,
3) T – S6 – D – T6 – S – K6/4 – D – D6 – T,
4) T – S6 – S – T6 – D – T – K6/4 – D – T,
5) T – T6 – S – S6 – D – D6 – T – K6/4 – D – T.
Тема 2.3. Соединение двух секстаккордов.
Движением баса от терции одного аккорда к терции другого образуется последовательность из двух секстаккордов.
Секстаккорды кварто-квинтового соотношения. В этих оборотах секстаккорды обычно соединяются гармонически. Если в аккордах удваивается общий звук, то он может либо остаться на месте в обоих голосах (в виде октавы), либо остаться на месте в одном голосе, а во втором идти скачком в соответствующий однородный тон другого аккорда. Если в секстаккордах удваивается необщий звук, то общий звук остается на месте, один из удвоенных необщих идет плавно, а другой – обязательно скачком. При удвоении общего звука скачок возможен, при удвоении необщего звука – необходим. (См. пример №11а)
Секстаккорды секундового соотношения. При соединении секстаккордов секундового соотношения (S6 – D6) соблюдаются следующие приемы голосоведения:
1) В секстаккорде S удваивается основной тон, а в секстаккорде D – квинта.
2) Три голоса образуют движение параллельными секстаккордами, а четвертый движется противоположно им и создает правильное удвоение в аккордах.
3) При плавном движении всех голосов S6 необходимо давать в мелодическом положении основного звука (иначе неизбежны параллельные октавы или квинты). Несколько реже при данном соединении секстаккордов применяется нисходящий скачок на кварту в верхнем или одном из средних голосов. (См. пример № 11б)
Особенности минора. В миноре соединение двух секстаккордов тоники и доминанты, а также субдоминанты и доминанты связано с некоторыми особенностями в приемах голосоведения:
1) При последовательности t6 – D6, D6 – t6, бас должен двигаться на уменьшенную кварту, а не на увеличенную квинту.
2) При соединении s6 – D6 рекомендуется для избежания нежелательного хода на увеличенную секунду в басу, повышать терцию субдоминанты: секстаккорд субдоминанты в этом случае становится мажорным и на общих основаниях переходит в D6. Мажорная субдоминанта может вводиться сразу же после тонического трезвучия или после секстаккорда минорной субдоминанты. Таким образом, при соединении s6 – S6 – D6 в гармонии появляется созвучие мелодического минора, а в движении баса – хроматический ход.
3) Изредка в этом соединении ход на увеличенную секунду в басу заменяется нисходящей уменьшенной септимой. (См. пример №11в)
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 2.3.
На ф-но. Играть данные аккордовые последовательности в различных тональностях:
1) T – S6 – D6 – T, 2) t6 – s6 – K6/4 – D – t, 3) T6 – S6 – D – T, 4) D6 – T6 – S6 – K64 – D – T, 5) t6 – s6 – S6 – D6 – t – s – t.
Тема 2.4. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.
Помимо кадансового квартсекстаккорда, применяются проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. Их отличительная черта – появление на слабой доле, в поступенном движении и только в определенных оборотах. И в проходящем, и во вспомогательном квартсекстаккордах при написании удваивается бас, то есть квинтовый тон.
Проходящим называется квартсекстаккорд, помещенный на слабой доле между трезвучием и его секстаккордом (или в обратном направлении) при поступенном восходящем или нисходящем движении баса.
Между тоническим трезвучием и его секстаккордом помещается доминантовый проходящий квартсекстаккорд: T – D6/4 – T6 или T6 – D6/4 – T.
Между субдоминантовым трезвучием и его секстаккордом помещается тонический проходящий квартсекстаккорд: S – T6/4 – S6 или S6 – T6/4 – S.
Голосоведение. Для проходящих квартсекстаккордов типично плавное голосоведение; при поступенном движении баса вверх или вниз один из верхних голосов (чаще всего сопрано) движется по тем же звукам в обратном направлении; в одном из голосов удерживается общий звук, а четвертый голос движется на ступень вниз и обратно. (См. пример №12а)
Если в обороте T6 – D6/4 – T или S6 – T6/4 – S в секстаккордах удвоена квинта, то в соответствующем голосе переход к квартсекстаккорду осуществляется движением на терцию. (См. пример №12б)
При гармонизации баса признаком наличия проходящего доминантового квартсекстаккорда является его поступенное движение от I ступени гаммы к III и обратно, а признаком наличия тонического проходящего квартсекстаккорда – поступенное движение от IV ступени гаммы к VI или обратно.
При гармонизации мелодии признаком наличия проходящих квартсекстаккордов является, во-первых, аналогичное поступенное движение между I – III и IV – VI ступенями гаммы. Во-вторых, проходящий квартсекстаккорд может быть применен и при оставлении мелодии на месте на протяжении трех счетных долей, а также при движении мелодии на секунду вниз и обратно.
Вспомогательным называется квартсекстаккорд, помещенный на слабой доле между трезвучием и его повторением, на выдержанном басу.
Между тоническим трезвучием и его повторением вводится субдоминантовый вспомогательный квартсекстаккорд, а между доминантовым трезвучием и его повторением – тонический вспомогательный квартсекстаккорд.
Голосоведение. Нормой для введения вспомогательного квратсекстаккорда является очень плавное голосоведение: бас и его удвоение остаются на месте, а два остальных голоса идут параллельным движением (терциями или секстами) на ступень вверх и обратно. (См. пример №12в)
Вспомогательный квартсекстаккорд субдоминанты применяется нередко в дополнительных плагальных каденциях, образуя их новую разновидность.
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 2.4.
На ф-но. Гармонизовать отрывки из приложения 2.4./ф.
Раздел III. Септаккорды.
Тема 3.1. Доминантсептаккорд.
Доминантсептаккордом называется септаккорд, построенный на V ступени.
Доминантсептаккорд принадлежит к числу диссонирующих аккордов, среди которых является наиболее употребительным. По виду он является малым мажорным септаккордом. А по строению он состоит из большого (мажорного) трезвучия в объеме малой септимы, как в мажоре, так и в гармоническом миноре. В его состав входят V, VII, II и IV ступени. К трезвучию добавляется четвертый звук – септимовый тон. Обозначается D7.
Доминантсептаккорд применяется как полный, так и неполный, то есть с пропуском квинты и удвоением септимы.
D7 может иметь тесное, широкое и смешанное расположение. (См. пример №13а)
Причиной диссонирования септаккорда является бифункциональность его звукового состава. Так наряду с V, VII, и II ступенями, характеризующими доминантовую функцию, в него входит IV ступень, характеризующая субдоминанту.
Приготовление D7. Перед D7 может быть любой из известных на данный момент аккордов, то есть: T, T6, D, D6, S, S6 и K6/4. Соединение T, T6 и K6/4 с D7 свободное, но преимущественно плавное. (См. пример № 13б)
После S и S6 общий звук с D7 – IV ступень остается на месте. Таким образом, подготавливается септима D7. Однако при плавном голосоведении правильное соединение трезвучия S c полным D7 невозможно. В этом случае либо можно брать неполный D7, либо соединять данные аккорды мелодически, либо использовать не трезвучие субдоминанты, а ее секстаккорд. (См. пример №13в)
Разрешение. Переход всякого диссонирующего созвучия в консонирующее называется разрешением. Доминантсептаккорд разрешается в тонику. При разрешении используются закономерности тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение D7 в T происходит по следующему правилу:
1) основной тон в басу D7 идет в основной тон T (V-я ступень в I-ю),
2) терцовый тон D7 идет на ступень вверх (VII-я в I-ю) или, если он находится в средних голосах, то может идти на терцию вниз (VII-я в V-ю),
3) квинтовый и септимовый тон идут на ступень вниз (II-я в I-ю, IV-я в III-ю). (См. пример №13г) При ведении терции вверх образуется разрешение в неполную тонику с утроенным основным тоном.
Применение. Основной D7 принадлежит к числу важнейших каденционных гармоний. В полных каденциях он обычно бывает в следующих условиях:
S – D7 – T,
S6 – D7 – T,
K6/4 – D7 – T,
S – K6/4 – D7 – T.
Практические указания. D7 может быть взят там, где возможно доминантовое трезвучие или его секстаккорд. Но при этом необходимо следить, чтобы дальнейшее разрешение данного в мелодии тона соответствовало правилу разрешения D7 в T. Теперь возможно также рассматривать IV ступень как признак D7, если следующий звук идет на ступень вниз, то есть соответствует правилу разрешения септимового тона D7.
Задание.
Письменно. Гармонизовать задачи из приложения 3.1.
На ф-но. Играть данные последовательности различных тональностях:
1) T – D64 – T6 – S – K6/4 – D7 – T,
2) T – S6 – S – T6 – K6/4 – D7 – T,
3) T – T6 – S6 – S – K6/4 – D7 – T,
4) T – S6 – T – S – K6/4 – D7 – T,
5) T – S6 – D7 – T – K6/4 – D7 – T.
Тема 3.2. Обращения доминантсептаккорда.
Доминантсептаккорд имеет три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. В первом из них басом служит терцовый тон, во втором – квинтовый тон, в третьем – септимовый тон. Обращения получили свои названия от интервалов между их басом и характерными звуками доминантсептаккорда – основным и септимой.
Разрешение. Обращения D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений неустойчивых звуков по правилу, аналогичному правилу разрешения D7: 1) основной тон в одном из трех верхних голосов остается на месте (V-я ступень), 2) терцовый тон идет на степень вверх (VII-я в I-ю) или в средних голосах может идти на терцию вниз (в V-ю), 3) квинта и септима идут поступенно вниз. Это все относится и к басовому голосу, в котором может быть один из этих тонов. В результате такого голосоведения D6/5 и D4/3 разрешаются в основное тоническое трезвучие, а D2 – в тонический секстаккорд. (См. пример № 14а)
Применение. Обращения D7 применяются в тех же условиях, что и основной его вид; септима их может появиться в плавном движении (проходящая или приготовленная) или скачком. Предшествовать обращениям D7 могут все известные аккорды. В каденции обращения обычно не применяются, а используется основной вид. Исключение составляет D2, который может идти после K6/4 в несовершенной каденции (с последующим за ним T6). (См. пример № 14б)
Проходящий D4/3. Терцквартаккорд очень часто применяется в виде проходящего (вместо D6/4) между тоническим трезвучием и его секстаккордом (или в обратном направлении).