Развитие литературы и искусства.




 

Первостепенную роль в коммунистическом воспитании народа партия отводила советской литературе и искусству. Поэтому она неустанно заботилась о повышении идейности и художественного совершенства произведений писателей, художников, композиторов и других отрядов творческой интеллигенции.

В 1946—1948 гг. ЦК ВКП (б) принял ряд важных постановлений: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба». ЦК ВКП (б) в этих постановлениях указал, что советская литература и искусство должны руководствоваться в своей творческой работе политикой партии, составляющей жизненную основу Советской страны, должны повышать свою организующую и воспитательную роль в борьбе за построение коммунизма в нашей стране. ЦК ВКП (б) призвал литераторов, драматургов, работников театра и кино создавать яркие, волнующие, полноценные в художественном отношении, близкие и понятные широким народным массам произведения о жизни советского общества, о советском человеке, которые должны отвечать на культурные запросы советских людей, воспитывать их в духе коммунизма, в духе горячей любви к Родине.

Вместе с тем в этих постановлениях содержались отдельные несправедливые оценки творчества ряда талантливых композиторов. Эти оценки были исправлены постановлением ЦК ВКП (б) от 28 мая 1958 г.

Сплочению художественной интеллигенции вокруг Коммунистической партии, повышению идейности ее творчества способствовали всесоюзные форумы творческих союзов: Второй Всесоюзный съезд советских писателей (декабрь 1954 г.), Первый Всесоюзный съезд советских художников (февраль—март 1957 г.), Второй Всесоюзный съезд советских композиторов (март—апрель 1957 г.). ЦК КПСС в своих приветствиях этим съездам призвал деятелей советской культуры правдиво отображать великие деяния советского народа, воспитывать советских людей в духе коммунизма и коммунистической морали, способствовать всестороннему и гармоничному развитию трудящихся, воспитывать молодежь в духе любви к труду, бесстрашия, уверенности в победе нашего дела. По инициативе ЦК КПСС в эти годы был создан ряд новых творческих союзов: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР.

В послевоенные годы в ряды советской литературы пришло новое пополнение талантливых писателей и поэтов: В. Ажаев, О. Гончар, Н. Грибачев, Э. Казакевич, Г. Николаева, В. Панова, А. Рыбаков и многие другие, произведения которых получили признание советского читателя. Одной из центральных тем в послевоенной советской литературе второй половины 40-х годов явился героизм советских людей на фронте и в тылу в годы войны. На эту тему написано много ярких произведений. В их ряду: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Весна на Одере» и «Звезда» Э. Казакевича, «Знаменосцы» О. Гончара, «Белая береза» М. Бубеннова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Спутники» В. Пановой. Героические подвиги советского народа в тылу врага получили яркое отражение в романе А. Фадеева «Молодая гвардия», в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака—«От Путивля до Карпат», А. Федорова — «Подпольный обком действует», П. Вершигора—«Люди с чистой совестью», А. Медведева—«Это было под Ровно». Ряд произведений советской литературы был посвящен художественному раскрытию темы послевоенного мирного строительства, таковы романы «Жатва» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова, «Искатели» Д. Гранина, «Апшерон» М. Гусейна, поэмы А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе» и многие другие.

В советской литературе появляется ряд художественных произведений на интернациональную тему: трилогия «Песнь над водами» В. Василевской, романы «Тегеран» Г. Севунца, «Наступит день» М. Ибрагимова, книги стихов: «Два потока» Н. Тихонова «Английские впечатления» М. Бажана, «За синим морем» Л. Малышко, «Индийская баллада» М. Турсун-заде, «Негр говорит» С. Вургуна. Много хороших стихов, посвященных благородной борьбе народов да мир, написали советские поэты М. Танк, И. Бровка, П. Тычина, М. Рыльский, Г. Леонидзе, Г. Абашидзе, Долматовский, Л. Ошанин. Выдающиеся произведения были созданы советскими писателями на исторические и историко-революционные темы: романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Переяславская рада» Н. Рыбака, «Абай» М. Ауэзова, «К новому берегу» В. Лациса и др.

В 50-е годы советская литература обогатилась новыми крупными произведениями, в которых более глубоко и правдиво раскрывались процессы, происходящие в жизни советского общества. Большой отклик у читателей получила замечательная поэма А. Твардовского «За далью—даль», удостоенная Ленинской премии, в которой талантливо нарисована панорама жизни страны, показан созидательный труд народа. Много острых жизненных проблем поставлено в романах Г. Николаевой «Битва в пути», Л. Леонова «Русский лес». Большое место в литературе заняли проблемы деревни. Впервые со всей остротой они были поставлены в очерках В. Овечкина «Районные будни», продолжением которых явились его очерки «Трудная весна» и «На переднем крае». Развернувшаяся борьба за подъем сельского хозяйства нашла отражение в рассказах и повестях В. Тендрякова, в романе Н. Бровки «Когда сливаются реки», в «Повести о директоре и главном агрономе» Г. Николаевой и др. Дальнейшее развитие получила тема Великой Отечественной войны («Судьба человека» М. Шолохова, «Балтийское небо» Н. Чуковского), тема Октябрьской революции и гражданской войны («Кровь людская—не водица» М. Стельмаха, «Перекоп» О. Гончара), тема мира («Середина века» В. Луговского, «Голос Азии» М. Турсун-заде и др.).

Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны стал в первые послевоенные годы темой многих спектаклей советских театров («Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Победители» Б. Чирскова, «Константин Заслонов» А. Мовзона и др.). Все большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда («Макар Дубрава», «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Кандидат партии» А. Крона, «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Начальник станции» П. Мосашвили). Советские театры в ряде сценических постановок срывали маски с поджигателей новой войны, душителей свободы и независимости народов («Голос Америки» Б. Лавренева и др.).

Во многих спектаклях был воплощен образ великого Ленина (некая редакция «Кремлевских курантов» и «Третья патетическая» Н. Погодина в МХАТе, «Вечный источник» Д. Зорина в Московском Малом театре, «Грозовой год» А. Каплера в Ленинградском театре им. Пушкина и к Белорусском театре им. Купавы, «Большой Кирилл» П. Сельвинского в театре им. Вахтангова, «Путеводная звезда» К. Яшена в Узбекском театре им. Хамзы, «Ураган» А. Абдулло и Ш. Киямова в Таджикском театре им. Лахути и др.).

Во второй половине 40-х годов работники кино создали ряд патриотических фильмов, посвященных героическому подвигу советского народа в войне с фашизмом: «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика» и др. В ряде фильмов советские киномастера создали замечательные образы выдающихся русских ученых, деятелей культуры и искусства, воспитывающие чувство гордости за великий русский парод; «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский». Появились удачные картины о жизни советских людей («Возвращение Василия Бортникова», «Сельская учительница»).

С середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, киноискусство переживает большой подъем. Выросло число киностудий (в 1958 г. их было 35), они имелись во всех союзных республиках. Быстро растет число художественных фильмов (в 1958 г.—108); расширилась тематика, жанровое разнообразие выпускаемых фильмов. Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое, что было связано с празднованием 40-летия Советской власти и 40-летия ВЛКСМ («За власть Советов», «Сорок первый», «Коммунист», «Огненные версты», «Добровольцы», «Трудное счастье»). Несколько фильмов было посвящено светлому образу Ленина («Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине»). Героизм, проявленный советским пародом в годы Великой Отечественной войны, остается постоянной, волнующей темой советского киноискусства. Ряд фильмов создан на эту тему («Бессмертный гарнизон», «Летят журавли», «Красные листья», «Ленинградская симфония» и др.). По центральной темой советского кино является показ нашего современника («Высота», «Наш двор», «Поэма о море», «Разные судьбы», «Весна на Заречной улице», «Дорогой мой человек» и многие другие).

Советские киномастера осуществили экранизацию ряда выдающихся произведений советской и классической литературы: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сестры» и «Восемнадцатый год» А. Толстого, «Первые радости» К. Федина, «Идиот» Ф. Достоевского.

На состоявшемся в 1958 г. 1-м Всесоюзном фестивале советских фильмов особые призы были присуждены фильмам «Высота», «Дом, в котором я живу», «Летят журавли». Первой премии был удостоен фильм «Тихий Дон». Советские фильмы демонстрировались па 14 международных фестивалях, где им было присуждено 30 премий и дипломов. Главную премию на XI Международном кинофестивале в Каппах получил советский фильм «Летят журавли». На фестивале в Карловых Варах главная премия была присуждена киноэпопее «Тихий Дон».

Высокую художественную зрелость, политическую идейность, большое мастерство обнаружили многие советские художники и скульпторы. Народный художник СССР Б. Иогансон с группой талантливой молодежи написал яркую картину «Выступление В. И. Ленина па III съезде комсомола». Глубокая любовь парода к Ленину убедительно показана в картине В. Серова «Ходоки у В. П. Ленина». С искренней сердечностью и правдивостью изображены советские войны в картине Ю. Непринцева «Отдых после боя». Группа военных художников студни им. М. Грекова — А. Интезаров, П. Мальцев и Ф. Усыпенко — создали диораму «Альпийский поход Суворова»; под руководством П. Соколова-Скаля была восстановлена знаменитая панорама «Оборона Севастополя», разрушенная во время войны немецко-фашистскими оккупантами. Глубокому восприятию литературных образов, созданных писателями, помогают замечательные иллюстрации, созданные мастерами графики: О. Верейского к «Тихому Дону» М. Шолохова; А. Лаптева к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя; Д. Шмаринова к «Войне и миру» Л. II. Толстого и др. Советские художники откликнулись на важнейшие события в жизни пашой страны и во всем мире яркими политическими плакатами (художники В. Иванов, Л. Голованов, А. Кокорекин, Н. Терещенко и др.), острой сатирой (художники Кукрыниксы, Б. Ефимов, Б. Пророков, М. Черемных и др.). В 1050 г. в Москве была организована выставка политического плаката и карикатуры.

С большим удовлетворением встретили художники страны постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1956 г. «О мерах помощи Союзу советских художников СССР», направленное на улучшение условий творческого труда работников изобразительных искусств. Всесоюзный съезд художников в 1957 г. завершил работу по созданию единой многонациональной организации художников СССР и утвердил устав Союза. В 1957 г. Союз художников СССР насчитывал 7,4 тыс. членов. Открывшаяся 5 ноября 1957 г. в новом просторном Выставочном зале в Москве (Манеж) Всесоюзная выставка явилась самой крупной художественной выставкой за все годы Советской власти. В ней участвовало до 5 тыс. художников, представивших 10 тыс. произведений, из которых было выставлено около 8 тыс.

Советские мастера изобразительного искусства достигли крупного успеха па Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. Большой приз был присужден скульпторам: Е. В. Вучетичу за скульптуры «В. И. Ленин», «Перекуем мечи на орала»; С. Т. Коненкову за скульптурный «Автопортрет» и «Портрет Ф. М. Достоевского»; художнику Ю. П. Тулину за картину «Лена 1912 года». Советским художникам и скульпторам были присуждены 20 почетных дипломов, 31 серебряные и 35 бронзовых медалей.

В СССР широко велись работы в области монументальной скульптуры. Ленинских премий были удостоены: С. Т. Коненков — за скульптурный «Автопортрет»; М. К. Аникушин—за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде; А. П. Кибальников — за памятник В. Е. Маяковскому в Москве.

Советские композиторы создали много новых произведений самых различных жанров — от симфоний, ораторий, инструментальных концертов до массовых песен и хоров. Качественно новый этап обозначился в развитии советской оперно-балетной музыки. Советскими композиторами были созданы такие оперы, как «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Война и мир» С. Прокофьева, «Декабристы» Ю. Шапорина, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Муса Джалиль» П. Жиганова, «Севиль» Ф. Амирова, «К новому берегу» М. Заряна, «Аруваберд» А. Бабаева, «Укрощение строптивой» В. Шебалина, «Три толстяка» В. Рубина и др. К. Караевым были написаны балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома», А. Мачавариани — «Отелло», А. Хачатуряном — «Спартак», В. Соловьевым-Седым—«Тарас Бульба», Р. Глиэром— «Медный всадник».

Новые выдающиеся произведения симфонической музыки были созданы П. Мясковским (Двадцать седьмая симфония), С. Прокофьевым (Седьмая симфония), Д. Шостаковичем (Десятая и Одиннадцатая—«1905 год»—симфонии), А. М. Баланчивадзе (Вторая симфония), Д. Кабалевским (Вторая симфония).

Высокой оценкой музыкального искусства явилось присуждение Ленинской премий А. Хачатуряну за балет «Спартак», Д. Шостаковичу за Одиннадцатую симфонию «1905 год», В. Соловьеву-Седому за ряд превосходных песен.

В эти годы советские музыканты и музыкально-танцевальные коллективы совершили многочисленные заграничные гастрольные поездки. С триумфом прошли гастроли балета Большого театра в Англии, США, гастроли Ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, танцевального коллектива «Березка» под руководством Н. Надеждиной и др.

Заключение:

 

Таким образом, во всех сферах культурного строительства были достигнуты важные успехи, которые способствовали повышению культурного уровня народа, росту его социалистической сознательности.

Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. У людей возросло

чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Участвуя в освобождении от фашизма европейских стран, советские воины впервые увидели заграницу такой, какой она была в действительности, а не в изображении средств массовой пропаганды. Контраст между разоренным отечеством и побежденными странами Европы, относительно сытыми и благополучными, заставлял войнов-победителей о многом задумываться. Перенесенные тяготы

военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше.

Список использованной литературы:

1. В.Е. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоев,

М.Р. Зезина «История русской культуры IX-XX вв.», Москва: Дрофа, 2003

2. И.Б. Берхин «История СССР (1917-1978)», Москва, 1979



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: