Существует несколько систем широкоэкранного кино. Наиболее совершенные из них создают очень сильное впечатление. На широком экране резко тормозит автомобиль. И зрители, словцо пассажиры, наклоняются, упираются ногами в пол, стискивают зубы. На экране — палуба маленького суденышка, то взлетающего, то проваливающегося на морских волнах. И зрителей, подверженных морской болезни, начинает укачивать.
В широкоэкранном кино зрителю прежде всего бросаются в глаза размеры и форма экрана. Ширина его гораздо больше обычной — 15-20 м. А высота немного больше обычной. Мы смотрим двумя глазами, и в высоту каждый глаз видит столько же, сколько и другой, тут они друг другу не помогают. Зато в ширину два глаза вместе захватывают пространство, почти в два раза большее, чем один. И ширину экрана приходится делать в 2-2,5 раза больше его высоты. Потому-то новый экран и называют широким, ведь у обычного киноэкрана ширина больше высоты всего лишь на одну треть. Для того чтобы широкий экран еще лучше «окружал» зрителя, его делают вогнутым.
Широкий вогнутый экран — сложное и громоздкое сооружение. Он поместится далеко не в каждом кинозале. Но это еще не все.
Одна из главных трудностей — кинопленка. Размер каждой картинки на ней приблизительно 1,5х2 см. Увеличенное изображение этих картинок проекционный аппарат и отбрасывает на экран. В обычном кино изображение увеличивают в 200, даже в 300 раз. При таком увеличении мушиная лапка покажется нам волосатым бревном. А для широкого экрана увеличение нужно в 800, а то и в 1000 раз.
При таком увеличении малейший недостаток пленки становится огромным, а недостатков у нее много. Главный из них, пожалуй, в том, что изображение- на пленке состоит из отдельных зернышек. На экране оно распадается на пятна, делается рябым, нечетким. Значит,
для широкоэкранного кино необходимо улучшать качество кинопленки.
|
Другая трудность — это размещение широкоэкранной картинки на кинопленке. На рисунке 2 хорошо видно, что ширина каждой картинки на одну треть больше ее высоты. Сделать ширину в 2,5 раза больше высоты не так просто. Ведь это будет около 4 см, а ширина обычной кинопленки 3,5 см. Да еще по бокам на ней два ряда отверстий, на которые нельзя залезать. Как же быть? Уменьшить высоту? Но тогда и вся картинка уменьшится и увеличение потребуется еще большее.
Выходить из этого положения можно по-разному. Около двадцати лет назад французский оптик проф. Кретьен придумал особый хитроумный объектив. Изображение предметов, снятых через такой объектив, искажается, как в кривом зеркале, — они словно «худеют». Вместо тыквы, например, получается кабачок. Но если на проекционном аппарате поставить специальный объектив, то он исправит дело, и на экране кабачок снова превратится в тыкву. Получается именно то, что нам надо: узкое изображение на пленке и широкое — на экране.
Еще одна трудность широкого экрана — это свет. Чтобы осветить маленькую комнату, достаточно маленькой лампочки, для большой комнаты и лампочка нужна побольше, помощнее. Для нормального киноэкрана хватает света от обычной проекционной лампы. Для широкого, большого экрана нужен целый прожектор с мощной электрической дугой, со сложной системой охлаждения.
Наконец, очень сложное дело — звук в широкоэкранном кино. В жизни мы привыкли к тому, что звук слышен с той стороны, где находится его источник. Так, мы поворачиваем голову на шум мотора и действительно видим мотоцикл или автомобиль.
|
В обычном кино громкоговорители стоят возле экрана. Изображение и звук приходят к нам с экрана. Но в широкоэкранном кино экран занимает все поле зрения, и нам кажется, что мотоцикл пересекает весь зал, от одной стены до другой. При этом и звук должен перемещаться. Поэтому громкоговорители ставят в разных местах и для каждого делают отдельную запись звука, на отдельной дорожке.
В простом кино одна звуковая дорожка, в широкоэкранном — не меньше четырех. Здесь с каждого бока кинопленки проходят по две дорожки. На одной записан звук для левой группы громкоговорителей. Если мотоцикл выезжает слева, то сначала работает эта группа. Потом запись переходит на вторую дорожку, для центральных громкоговорителей. От третьей дорожки работает правая группа. Наконец, четвертая дорожка управляет громкоговорителями, подвешенными вокруг всего зала. Она используется для создания мощных звуковых эффектов, охватывающих весь зал, например грома. Такая звуковая система называется стереофонической, т. е. объемного звучания.
И все-таки широкоэкранный кинематограф имеет недостаточно широкий экран. Для того чтобы создать у зрителя полное ощущение его участия в происходящих на экране событиях, создать так называемый «эффект присутствия», нужно довести ширину экрана до 25-30 м. Способ Кретьена не дает такой возможности. Более полный «эффект присутствия» дает панорамный кинематограф, или кинопанорама.
|
Есть несколько видов кинопанорамы. Большинство панорамных кинотеатров показывает фильмы, снятые на трех отдельных пленках. Стереофонический звук записан на особой магнитной ленте с девятью дорожками. Схема этого способа показана на рисунке 11. В нижней части схемы — съемочный аппарат. Он снимает на три пленки лыжников, съезжающих с горы.
На каждой пленке получается своя часть изображения. Внизу справа звукооператор записывает звук с помощью расставленных по всей сцене микрофонов. После обработки три пленки и магнитная лента поступают в кинотеатр.
Здесь каждый из трех проекционных аппаратов отбрасывает увеличенное изображение своей пленки на свою треть огромного вогнутого экрана. Магнитная лента воспроизводит записанный на ней звук через особый аппарат — фильмофонограф — и передает его к девяти группам громкоговорителей (пять за экраном и четыре в зрительном зале).
Сейчас советские ученые работают над созданием кинопанорамы, использующей только одну пленку шириной не 35, а 70 мм.
Создана также круговая кинопанорама. В кинотеатре, оборудованном на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, 11 проекционных аппаратов одновременно отбрасывают изображение на 11 экранов, окружающих зрительный зал со всех сторон. Зрители оказываются в самом центре происходящего действия. А куполообразный потолок зала охвачен вторым кольцом экранов, на которые работают еще 11 кинопроекторов. Стереофонический звук воспроизводят 9 групп громкоговорителей. Они размещены позади экранов на стенах, на потолке и даже в полу.
Широкий экран еще очень далек от совершенства. Но это не просто новый вид зрелища. Широкий экран — это новая пленка, новые объективы, новые экраны, новый звук, новые источники света. Поэтому можно с уверенностью сказать: широкий экран — это дорога в завтрашний день кинематографа.
Бумага растет в лесу
Бумага, из которой сделана книга, тетрадь, обложка для нее и промокашка, трамвайный билет или чек в магазине, словом, любая бумага или картон изготовлены из дерева.
Лесорубы, вооруженные электрическими пилами, валят одну за другой высокие ели. Тракторы подтаскивают очищенные от ветвей стволы к самой реке. Там из стволов связывают плоты и спускают их вниз по течению.
Чтобы не загружать железные дороги доставкой такого большого количества леса бумажные фабрики стараются строить по берегам сплавных рек — пусть вода сама несет к фабрике сырье.
ОТКУДА ПРИШЛА БУМАГА
Прежде чем начать писать и печатать на бумаге, люди перепробовали множество различных материалов.
Первобытные племена писали прямо на скалах и камнях. Древние ассирийцы использовали для письма глиняные дощечки. Египтяне сумели изготовить особый ценный материал для письма — папирус из прессованной сердцевины болотного растения с таким же названием. Греки писали на дорогом пергаменте — особо обработанной тонкой телячьей коже. А в древней Руси применяли для обычных писем и счетов берёсту — верхнюю часть березовой коры. Но все эти материалы были неудобны.
Бумага пришла к нам с Востока. Ее изобрели в Китае около двух тысяч лет назад. До этого китайцы тоже пробовали писать на деревянных или бамбуковых дощечках или на лакированной шелковой ткани. И лишь в середине I в. н. э. они стали готовить бумагу из массы измельченного бамбука, коры тутового дерева или из тряпья.
От китайцев делать бумагу научились корейцы, японцы, индийцы, таджики. И только через тысячу лет секрет изготовления бумаги узнали в Европе. Но бамбук здесь не растет. И бумагу стали делать из размолотых старых тряпок.
Пока книг и газет выходило немного, тряпичного сырья было достаточно. Но когда в каждом городе появились типографии, когда миллионы людей стали каждое утро требовать газету, а миллионам школьников понадобились тетради и учебники, тряпок стало не хватать.
И тогда научились делать бумагу из самого неистощимого по запасам сырья — из дерева.
ОТ БРЕВНА ДО КАШИЦЫ
Попробуем проследить шаг за шагом, что происходит со стволом спиленной в лесу ели, пока он превратится в тонкий лист белой бумаги.
...Буксирный катер подтащил к причалу бумажной фабрики только что пришедший плот. Рабочие быстро распускают связки и баграми подают бревна на цепи лесотаски — подъемника, выносящего бревна на берег.
Отсюда начинается путь древесины от машины к машине.
Особые корочистные машины снимают со стволов кору. Круглые пилы мгновенно режут очищенные бревна на гладкие, ровные поленья одинаковой длины — балансы. Половину балансов конвейер несет на древесномассный завод.
Здесь они попадают в дефибрер. Это высокая металлическая коробка, в нижней части которой вращается огромный жернов. Его шершавая поверхность, смоченная водой, сдирает с баланса слой за слоем древесину, перерабатывая ее в рыхлую волокнистую массу. Из-под жернова быстрая струя воды уносит измельченную древесину в щеполовку, где древесную массу очищают от случайно оставшихся в ней крупных щепок.
Бумага должна быть однородной, чистой, гладкой. Поэтому древесную массу еще раз пропускают через сита очистительных машин. Затем в сгустителе из нее удаляют лишнюю воду и направляют в смесительный бассейн.
Вторую половину балансов конвейер приносит на целлюлозный завод. Там механические ножи рубят их в мелкую щепу и транспортер ссыпает ее в варочные котлы. В этих котлах щепу варят в растворе специально приготовленной кислоты. Кислота растворяет те составные части древесины, которые не нужны для приготовления бумаги. Остается чистая древесная клетчатка — целлюлоза в виде мелких волоконец.
Полученную в котлах целлюлозу в особых машинах — роллах или конических мельницах — размалывают в еще более мелкие волоконца и по трубам направляют в тот же смесительный бассейн, куда попадает измельченная и очищенная древесная масса.
К смеси целлюлозы и древесной массы добавляют клей. Это нужно для того, чтобы на будущей бумаге чернила не расплывались. Добавляют также особый сорт белой глины — каолин, чтобы бумага получилась непрозрачной. А если бумага должна быть цветной, в смесь вносят краску.
Материал для изготовления бумаги готов. Стройная ель превратилась в жидкую кашицу. Остается сделать из нее бумагу.
Рождение бумаги
МАШИНА-ГИГАНТ
Попробуйте представить себе такую длинную машину, что с одного ее конца на другой надо звонить по телефону. Автоматическая бумагоделательная машина как раз такая! Ее длина — сто метров с лишним. Жидкая бумажная масса, проходя через нее, должна успеть высохнуть и превратиться в бумажный лист.
Работает эта огромная машина с необыкновенной быстротой. Она стоит на месте, но ее механизмы движутся со скоростью поезда. Каждую минуту с ее валов сбегает почти километр широкой бумажной ленты.
За сутки длина бумажной ленты вырастает настолько, что ее можно протянуть от Москвы до Ленинграда. А за десять дней выпущенная машиной лента добежала бы до Иркутска.
Управляют этой большой и сильной машиной всего пять человек. Но зато ей требуется столько электрической энергии, сколько нужно целому небольшому городу, а потребляемой ею воды хватило бы на все население этого города.
На крупных советских бумажных комбинатах — Балахнинском, Камском, Сегежском, Кондопожском — стоит по нескольку бумажных машин. И хотя одна машина может за сутки дать бумаги на сотни тысяч экземпляров таких книг, как эта, нам нужно еще больше бумаги — так много выходит в Советском Союзе книг, журналов и газет!
ОТ КАШИЦЫДО ЛИСТА
Как же работает бумагоделательная машина?
Прежде всего она сама придирчиво проверяет, хороша ли та бумажная масса, которую ей приготовили на древесномассном и целлюлозном заводах. Особые устройства тщательно вылавливают проскочившие песчинки, сучочки, неразмолотые крепкие волоконца.
Окончательно подготовленную бумажную массу выливают на бронзовую сетку.
Эта сетка непрерывно движется между двумя валами. Бумажная масса легко растекается по ее поверхности. По бокам сетки устроены борта, которые не дают массе переливаться через край. Содержащаяся в бумажной массе вода стекает через мельчайшие отверстия сетки, а волокна древесной массы и целлюлозы, переплетаясь между собой, оседают на сетке тонким слоем.
Для того чтобы лучше выжать из этого слоя воду, под сеткой установлены ящики, из которых выкачан воздух. Они отсасывают воду. Однако, сходя с сетки, слой бумажной массы все же пропитан ею на 80%, и три четверти огромной машины заняты различными устройствами, которые помогают удалить эту воду.
Влажное бумажное полотно в виде широкой пухлой ленты сбегает с сетки и проходит постепенно через все эти устройства. Сперва воду отжимают различные цилиндрические прессы в виде вращающихся чугунных валов. В массе остается уже 60 % воды.
Затем бумажное полотно попадает на сушильные барабаны. Они нагреты и гладят его, как огромные круглые утюги. После них бумага содержит только 6-8 % влаги. Но это широкое белое бумажное полотно пока не очень красиво. Оно шероховато, и надо еще сделать его таким, чтобы на нем можно было писать и печатать.
В последней части машины установлены нагретые каландры — тяжелые чугунные полированные валы. Подсохшее бумажное полотно стало уже достаточно прочным, и его можно сдавливать между этими валами с большой силой. Из-под них бумажное полотно выходит гладким и блестящим. В самом конце машины оно сматывается в огромные рулоны — катушки. Бумага готова.
Остается разрезать широкую ленту на более узкие листы или рулоны, чтобы делать из них тетради или печатать на них газеты и книги.
Ак печаталась эта книга
Пятьсот лет назад книги переписывались от руки. Писец сидел, склонившись над листом бумаги, и гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой заказанной ему книги.
За день самый усидчивый и опытный писец мог переписать не больше 10-15 страниц. Чтобы переписать, например, книгу размером с этот том, ему пришлось бы проработать целый год. И результатом его утомительного труда была бы всего одна книга. Всего одна!
Сколько же писцов пришлось бы усадить за работу, чтобы изготовить только по одной новой книге в год для всех школ и детских библиотек Советского Союза!
А у нас не за год, а за день одна только московская типография «Фабрика детской книги» выпускает десятки тысяч разных книг для детей. Да разве могли бы получиться переписанные от руки экземпляры книги такими же аккуратными, нарядными, а главное, абсолютно похожими один на другой? Конечно, нет! У одного писца книга вышла бы красивее, у другого — похуже; в одной книге строчки были бы ровные, в другой — не очень.
А наши новые книжки все одинаково нарядны. Как же их делают?
Давайте пройдем по цехам типографии, в которой печаталась эта книга.