Чтобы работать лучше, выпускать больше продукции и затрачивать на ее выпуск меньше времени, нужно знать, как работают наши герои труда, наши лучшие конструкторы, передовики и новаторы, нужно перенять у них опыт и следовать их примеру.
Этому и служит Выставка достижений народного хозяйства СССР. Она отражает современный уровень развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, советской науки, социалистической культуры и рост материального благосостояния народа. Выставка показывает и пропагандирует передовые методы труда в организации производства, образцы новых опытных машин, лучшие сельскохозяйственные культуры и т. п. Территория выставки — больше 200 га. В ее павильонах размещены десятки тысяч экспонатов.
В капиталистических странах выставки — это обычно ярмарки, содействующие торговле. Они целиком подчинены интересам капитала. Вряд ли найдется капиталист, который покажет на выставке секреты своего производства. Мы же демонстрируем на выставке наши достижения, наш передовой опыт, чтобы передать его другим и быстрее внедрить повсеместно, чтобы лучшие достижения шли на пользу всему народу.
В выставке могут участвовать заводы, фабрики, шахты, совхозы, колхозы, стройки, институты, рабочие, колхозники, ученые, изобретатели, школы, даже целые совнархозы, области, автономные республики, районы.
Выставка достижений народного хозяйства СССР постоянна, но одни экспонаты время от времени заменяются другими, более новыми, новое оборудование — новейшим. Здесь есть павильоны для показа достижений всей нашей страны и отдельных республик, павильоны отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, науки, культуры, павильоны для тематических выставок.
|
На ВДНХ показаны машины, только что поставленные на производство, и машины опытные, экспериментальные, подготавливаемые к производству. Это способствует соревнованию между конструкторами, технологами, заводскими работниками, отдельными отраслями нашей социалистической промышленности.
Машины, приборы, технологические процессы, работы научно-исследовательских учреждений помогают представить посетителям выставки технику будущего и прежде всего — технику нашей семилетки.
Выставка среди других экспонатов показывает и особо крупные машины, их оборудование и агрегаты, уникальные машины и приборы, производство которых возможно лишь в стране с высокоразвитым машиностроением. Таковы, например, гидравлические турбины большой мощности, тяжелые прессы, оборудование для передачи электроэнергии постоянным током высокого напряжения и, конечно, наши ракеты и спутники.
В павильоне «Машиностроение» есть специальный раздел технологии машиностроения. Тут демонстрируется новое в технологии, рассказывается о технической и экономической эффективности применения различных новейших технологических процессов, машин и оборудования. Показаны здесь и модернизированные универсальные металлорежущие станки, и специальные приспособления, превращающие станки в полуавтоматы и автоматы.
Впервые в мире на выставке широко и всесторонне демонстрируется использование атом-ной энергии в народном хозяйстве и открываются те поистине грандиозные перспективы, которые дает использование атома в мирных целях.
|
Здесь модели первой в мире атомной электростанции мощностью 5 тыс. кет, атомной электростанции мощностью 600 тыс. кет, действующий ядерный реактор, макет с разрезом атомного ледокола «Ленин» и другое.
В павильоне Академии наук СССР можно посмотреть, чего достигли наши естественные и технические науки, увидеть первые в мире советские спутники Земли, различные ракеты, новейшие математические машины и т. п.
Павильоны «Народное образование и высшая школа», «Трудовые резервы», «Юные натуралисты и техники» особенно интересны школьнику, ремесленнику. В павильоне «Трудовые резервы» они могут посмотреть действующую модель шагающего экскаватора Э1Н-25/100, изготовленную в техническом кружке ремесленного училища № 1 г. Свердловска. Модель в точности воспроизводит шагающий экскаватор, выпускаемый Уралмашзаводом. Она так хорошо сделана, что на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе была удостоена большой премии. Здесь же действующая модель электротрактора, управляемого по радио, изготовленная учащимися технического училища № 1 г. Куйбышева. А сколько еще других интересных экспонатов!
Павильон «Юные натуралисты и юные техники» показывает радиостанции, собранные во дворце пионеров г. Фрунзе, кинофильмы, созданные юными фото- и кинолюбителями г. Биробиджана, модели станков, советских спутников Земли, электронную черепаху, которая сама выбирает себе дорогу, различные автоматические устройства, сделанные юными техниками, много экспонатов, представленных юными натуралистами.
|
Павильон «Радиоэлектроника и связь» демонстрирует новейшие телевизоры, цветное телевидение, радиокомбайны и радиоприемники, электронные счетно-вычислительные машины. В павильоне «Электрификация СССР» показаны макеты электростанций, в том числе и большой мощности— 1200 и 2400 тыс. кет, с новейшими турбоагрегатами мощностью 200 и 300 тыс. кет.
Всегда много посетителей у самолета ТУ-104, выставленного на площади Механизации около павильона «Транспорт СССР», у теплохода на подводных крыльях, у новых автомобилей «ЗИЛ-111», «Чайка».
На выставке будущего
Чтобы увидеть эти удивительные машины, посетим Выставку достижений народного хозяйства СССР. Но договоримся, что это — выставка будущего.
Итак, мы у входа Выставки достижений народного хозяйства будущего. Мы — в ближайшем будущем! Не так уж много лет отделяет эту страницу книги от всех предыдущих. Это десятилетия непрерывного напряженного труда советских ученых в лабораториях и институтах, конструкторов в конструкторских бюро, технологов и рабочих, воплощавших в заводских цехах задания чертежей. Десятилетия вдохновенного труда всего нашего народа!
Условимся сразу: мы не заметим на этой выставке самого удивительного — всех тех механизмов, работа которых основана на законах природы, не открытых еще в 1960 г. учеными, всех тех машин, идеи которых, хотя бы в самых общих чертах, пока не высказаны.
На этой выставке машин будущего мы увидим могучий расцвет тех деревьев, которые в нашем, 1960 г. существовали уже хотя бы в виде первых крохотных ростков, первых робких побегов.
Итак, голубой вагон метро доставил нас к входу выставки. Вот мы минуем величественную арку. Обсаженная цветущими розовыми кустами аллея ведет нас к одному из павильонов. «Материалы машиностроения»,— читаем мы над входом.
Войдем и посмотрим, какими удивительными материалами располагают машиностроители будущего. Мы помним, что в нашем, 1960 г. это были преимущественно черные металлы — чугун, сталь.
В павильоне два отдела: один посвящен металлам, другой — пластмассам. Начнем осмотр с отдела пластмасс. Сотни и тысячи различных их сортов, оказывается, уже выпускает наша промышленность, и огромное количество применяется в машиностроении. У металлов нашелся-таки могучий соперник, который уже отвоевал у них половину занимаемых позиций!
На стендах — образцы этих пластмасс. Бесконечно разнообразны их свойства. Вот прозрачные пластмассы, даже более прозрачные, чем стекло. Вот пластмассы гибкие, как шелковая ткань; вот упругие, как закаленная рессорная сталь; прочные, как гранит; легкие, словно пробка...
Видели ли вы гибкое стекло? А лист прозрачной пластмассы, показанной здесь, гнется так же легко, как лист картона, и не мутнеет, не трескается при этом. Вот на него падает тяжелая гиря. Стекло бы разбилось, а на полированной поверхности пластмассы не осталось и следа. Оказывается, этот сорт пластмассы по своей прочности не уступает листовой стали. Изделиям из этого сорта пластмассы не страшен нагрев до +400° и резкое охлаждение до —150°. Она не ржавеет и не боится самых крепких кислот и щелочей.
Нельзя, хотя бы на миг, не задержаться в подотделе еще более удивительных веществ — силиконов. Появились они еще в наши дни. Это вещества, молекулы которых построены по типу органических молекул, но только цепочки атомов углерода заменены в них цепочками атомов кремния и кислорода. В результате появились смазочные масла, выдерживающие температуры в сотни градусов, волокна и ткани, не сгорающие и не боящиеся воды.
А дальше — различные применения пластмасс в машиностроении. Вот сверкает солнечными бликами почти полностью прозрачный кузов легкового автомобиля. Он не нуждается в окраске: голубоватый оттенок непрозрачных пластин, покрывающих мотор, колеса и пол кабины,— это собственный цвет пластмассы. Такой кузов не ржавеет, не окисляется, не нуждается в смазке или каком-либо другом уходе. Он прочнее металлического. Все те «незначительные соприкосновения» с заборами, столбами, соседними машинами, которые оставляют на металлических кузовах трудновыпрямляемые вмятины и царапины, безвредны для него.
Рядом — пластмассовый корпус катера. А на стене фотография огромного океанского судна — пластмассового танкера водоизмещением в 60 тыс. Т.
Впрочем, пластмассы позволяют осуществлять морские перевозки нефти да и любых других жидких и сыпучих грузов еще проще и экономичнее, чем с помощью нефтеналивных судов и зерновозов. Эти грузы перевозят в гигантских пластмассовых мешках. Наполненные, они напоминают сардельки метров по пять диаметром и пятнадцать в длину. Целые связки таких сарделек с нефтью, керосином, цементом, зерном мощные буксиры тащат через моря.
Пластмассовый троллейбусный вагон, пластмассовая мебель, пластмассовый дачный домик, скоростной пластмассовый самолет... Вереница станков с пластмассовыми станинами, кожухами, шестернями... Пластмассовые водопроводные трубы, не ржавеющие и не лопающиеся, если случайно замерзнет вода...
Пройдем во второй отдел павильона, посмотрим, какие металлы и сплавы соперничают сегодня с пластмассами.
Диаграмма у входа в отдел показывает, что в 1958 г. железо составляло 95% от всей добычи металлов. За эти десятилетия ему пришлось уступить свои позиции алюминию — «крылатому металлу» и меди — металлу электротехники. А смотрите, как возросла добыча титана: до нескольких миллионов тонн! И это не случайно, так как свойства титана удивительны. Он прочнее и вдвое легче железа, плавится при более высокой температуре, а своей стойкостью против ржавления превосходит платину. Титан можно ковать, прокатывать, сваривать. Сильнейшие разъедающие вещества — щелочи, кислоты, растворы солей — бессильны против него. К тому же он один из самых распространенных на земле металлов.
Специальный раздел посвящен изделиям из титана. Вот корпус сверхскоростного самолета. При движении в плотных слоях атмосферы он так нагревается, что алюминиевые сплавы не выдержали бы. А титановый корпус оказался и жаропрочным и легким. Титановые лопасти паровых и газовых турбин, работающие в вихре раскаленных газов, титановые камеры сгорания реактивных двигателей, титановые цилиндры и поршни дизелей, титановые детали атомных электростанций и химических заводов.
Ну а железо? Разве оно не старается отстоять свои позиции?
Но что это? В самом центре зала висит гигантская гиря. «10 000 кГ»,— написано на ней. А висит она на тоненькой проволочке, сверкающей и натянутой, как струна. Эта струна и выдерживает тяжесть десятитонной гири.
Струна сделана из чистого железа. Но не того чистого железа, которое едва выдерживает нагрузку в 20 кГ на квадратный миллиметр. Прочность этого чистого железа выше в тысячу раз! Это бездислокационное железо.
Да, мы еще в 1960 г. слышали об этом. Металлургам казалось загадкой удивительное несовпадение действительной прочности металлов с той, которую предсказывали на основе теоретических расчетов физики. Именно они первыми начали утверждать, что чистое железо должно выдерживать нагрузки в 10-20 Т на квадратный миллиметр. А несоответствие расчетов практике они объясняли нарушениями в кристаллической структуре металла. Эти нарушения назвали дислокациями.
В 1958 г. чрезвычайно сложным путем были получены образцы сверхпрочного бездислокационного железа. Это были длинные и тонкие — толщиной в несколько микронов — кристаллы.
Рядом с павильоном очень высокая башня. Она построена из тонких ажурных балок. Все они — не толще карандаша. А башня имеет фантастическую высоту — 5 км. Это тоже без-дислокационный металл!
Уже повисли мосты из бездислокационного металла, имеющие пролет между опорами в несколько километров длиной, построены тысячеметровые башни телецентров, взлетело в небо почти невесомые самолеты. Достаточную прочность их обеспечивают пленки из бездислокационного металла тоньше конфетной фольги!
«Автоматика» — огромный павильон, но и он не вмещает бесконечного количества автоматических заводов, цехов, станков, линий.
Поэтому многие из них представлены фотографиями.
Впрочем, автоматические линии, цехи и даже заводы существовали и в наше время.
Но это были первые ласточки. А здесь автоматизация стала вездесущей. Автоматические цехи и заводы работают в любой отрасли промышленности.
В специальном крыле павильона разместился один из таких автоматических заводов, изготовляющий подвесные двигатели для детских велосипедов. Продукция его — небольшие, сверкающие никелем и полированной пластмассой, легкие, изящные моторчики. Однако, несмотря на легкость, мощность каждого из них превосходит лошадиную силу.