Кривая “цена-потребление”. Выведение кривой индивидуального спроса для товаров Гиффена.
Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля для различных видов товаров.
Рассмотрим изменение оптимума потребителя при изменении его дохода (цены и предпочтения остаются неизменными). С ростом дохода бюджетная линия KL смещается в положение KiLi и потребитель переходит на более высокую кривую безразличия U2U2 (рис. 3.12). Очевидно, что набор Е2 содержит большее количество товаров X и Y, чем набор Е.
Соединяя все подобные точки, получим кривую GG, называемую кривой доход-потребление. Она представляет множество всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен.
Как видно из рис. 3.12, кривая доход-потребление имеет положительный наклон, с ростом дохода потребление обоих товаров X и Y увеличивается. Такие товары называются нормальными. На рис. 3.13 показана другая ситуация. Здесь кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон. С ростом дохода потребление одного товара увеличивается (У на рис. 3.13,а, X на рис. 3.13,б), тогда как другого сокращается (X на рис. 3.13,а, У на рис. 3.13,6). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным; товар, потребление которого с ростом дохода возрастает, — качественным. Заметим, что товар Y является качественным и в ситуации, представленной на рис. 3.12, и в ситуации, представленной на рис. 3.13,а. Для их различения используется понятие высококачественный повар. Поскольку с ростом дохода потребление некачественного товара снижается, можно определить высококачественный товар как такой, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода.
Кривая доход-потребление позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, 1в характеризующую связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Для нормальных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон. Кривая Энгеля может быть построена путем установления связи между оптимальными объемами потребления товара X и соответствующими уровнями дохода KL и KL на рис. 3.11. Например, если EX{X,Y) и ^гр^Уг) представляют оптимум потребителя при доходе KL и KLi, то точки Ei(h,Xi) и E2(h,X2) на рис. 3.14 и есть точки кривой Энгеля товара X. Таким образом, линия FF — кривая Энгеля товара X. Линия FF — кривая Энгеля товара X, соответствующая линии доход-потребление, изображенной на рис. 3.13,а.
Для нормальных товаров кривая “доход-потребление” будет иметь возрастающий характер, для некачественных – убывающий.
Вместе с тем, есть группа товаров, которую нельзя отнести ни к нормальных, ни к некачественных. Объемы их потребления не зависят от уровня дохода потребителя. К этой группе относятся сравнительно дешевые товары, которые не имеют эффективных субститутов. Мало вероятно, что кто-то при возрастании дохода увеличит или уменьшит потребление, например, соли. Поэтому кривая “доход-потребление” для этой группы товаров будет иметь вид вертикальной прямой линии (рис. 3.4).
PyQy PyQy PyQy
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||
Qx Qx Qx
а) нормальный товар б) некачественный товар в) нейтральный товар
Кривые расходов Энгеля
На практике мы чаще интересуемся расходами на агрегированные группы товаров — продовольственные, непродовольственные, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя.
Кривая расходов Энгеля показывает различие между нормальными, некачественными и высококачественными товарами. На рис. 3.15, где по ординатам отложены расходы на товарX (вместо количеств этого товара на рис. 3.14), представлены три кривые расходов Энгеля, соответствующие линиям доход-потребление на рис. 3.12 и 3.13. На каждой из трех частей рис. 3.15 проведены лучи из начала координат под углом 45°. Если бы кривые расходов Энгеля совпадали с этими лучами, это означало бы, что весь доход потребитель расходует лишь на один товар X (или соответственно на одну агрегированную группу товаров). Поэтому такие лучи образуют верхние пределы реальных кривых расходов Энгеля.
На рис. 3.15,арасходы на товар X растут медленнее, чем растет доход. На рис. 3.15,в расходы на X растут быстрее, чем растет доход. Следовательно, товар X в данном случае является высококачественным (рис. 3.13,б). Наконец, на рис. 3.15,6 расходы на товар X с увеличением дохода снижаются. Следовательно, в этом случае товар X является некачественным (рис. 3.13,о).