СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ПОНЯТИЙ И КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ 1 глава




ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Красноярск 2005

Составители:

 

Часть первая. Словарь терминов и понятий

А.Г.Канаев, Т.А.Попова, Н.И.Соловьянов

Часть вторая. Крылатые слова и выражения

Т.А.Попова

 

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент Д.В.Григорьев

 

Ответственный за выпуск: кандидат исторических наук, доцент

 

© Красноярский государственный педагогический университет. 2005

Часть первая. Словарь терминов и понятий

 

Аббáт (аббатисса) – (от др. «ábba» - отец) – настоятель(-ница) мужского (женского) монастыря (аббатства), или любой священнослужитель французской (галликанской) церкви.

Абсолютúзм (лат. absolutus – независимый, неограниченный) – формально неограниченная феодальная монархия, самодержавие. Одна из форм государственного правления, при которой юридически верховная власть принадлежит монарху. В классическом виде А. появился в Западной Европе в конце средневекового периода. Признаки абсолютизма: 1) сосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно-представительных учреждений; 2) наличие разветвленного бюрократического аппарата, благодаря которому монарх управляет страной; 3) наличие постоянной армии, монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско; 4) утрата сеньорами судебной и административной власти, их политику осуществляет государство. Иногда королевская власть подчиняет себе церковь. Социальной основой абсолютизма являлось прежде сего дворянство, хотя возник абсолютизм в результате компромисса между дворянством и буржуазией. Так, в интересах буржуазии абсолютизм вел торговые войны, проводил политику меркантилизма и протекционизма, использовал методы внешнеэкономического принуждения. Наиболее типичным воплощением всех черт европейского А. стала Франция, где впервые элементы А. появились в конце ХV – нач. ХVI в., а расцвет пришелся на ХVII – нач. ХVIII в. (правление Людовика ХIII и Людовика ХIV). Значительной спецификой отличался английский А. (наибольший расцвет – правление Елизаветы Тюдор, 1558-1603 гг.), при котором парламент сохранил определенное значение, а бюрократический аппарат на местах не получил большого развития, не существовало и постоянной армии. В феодально раздробленной Германии А. складывался не на общенациональном уровне, а в пределах отдельных княжеств. В Испании, где в ХIV в. элементы буржуазных отношений развивались как бы «вспять», А. фактически выродился в деспотию.

Августúнцы – члены «ниществующего» ордена итальянских рыцарей, якобы основанного святым Августином в ХIII в.

Агиогрáфия (от греч. hagios – святой) – жизнеописание святых в христианской церковной литературе.

Акцúз – косвенный (включаемый в цену товара) налог на предметы широкого потребительского спроса (соль, чай и т.п.), появившийся в период абсолютизма.

Алебáрда (фр. hallebarde) – длинное копье с насаженным боевым топором, бывшее на вооружении пехоты европейских стран в ХIV-XVI вв.

Алемáны – германское племя (швабы), расселившиеся в предгорных областях средних Альп.

Аллόд (нем. allod, франкское alodis от al – полный и od – владение) – индивидуально-семейная земельная собственность в варварских королевствах на территории бывшей Западной Римской империи, в раннефеодальных государствах Западной Европы. Различают ранний и поздний (полный) аллод. Ранний аллод – собственность на движимое имущество и ограниченное право наследования (по мужской линии) на недвижимое имущество (пахотная земля). Земля находилась в наследственном частном пользовании, но право распоряжаться ею принадлежало общине. Толчком к появлению полного аллода стал эдикт Хильперика (конец VI в.). Поздний аллод – это полная, свободно отчуждаемая собственность на землю малых семей.

Альбигόйцы (от названия южнофранцузского города Альбú), или катáры, или вальдéнсы – члены еретической секты в Южной Франции ХII-XIII вв., отрицавшие ряд догматов католической церкви. Выступали за духовное очищение, против церковной иерархии, церковного землевладения и десятины. Часть их выступала за отказ от личного имущества и проповедовала бедность.

Алькабáла (араб. аль-кабала – взимание) – испанский налог, включающий 1% с недвижимого имущества. 5% с продажи недвижимости, 10% с продажи движимого имущества. Введение А. в 1571 г. в Нидерландах стало одним из поводов к всеобщему восстанию 1572 г. на севере страны.

Альмéнда (нем. Allmende, от ср.-верх.нем. al(ge)meinde – принадлежащее всем) – в странах средневековой Западной Европы земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находящиеся в общем пользовании (неподеленные земли) всех членов одной или нескольких общин.

Анáфема (греч. – «отставленное») – отлучение от христианской церкви (проклятие), утвержденное первосвященником. Верующим запрещалось общаться с преданными А.

Англикáнская церковь – в Англии реформированная по Акту о супрематии 1534 г. церковь, главой которой является английский монарх.

Англосаксόнские королевства – семь крупных королевств, которые образовались из более мелких, возникших на территории Британии после завоевания ее англосаксами в период со второй половины V до начала VII в.: Уэссекс, Суссекс, Эссекс (королевства саксов), Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия (королевства англов), Кент (королевство ютов). Этот период носит в истории название гептархия (семикоролевье). Во второй половине VII в. выдвинулась Нортумбрия, в VIII в. – Мерсия. В 829 г. почти все англосаксонские области объединились под главенством уэссекского короля Экберта. С этого времени объединенное государство стало называться Англией.

Англосаксόнские прáвды (Anglo-Saxon laws) – записи обычного права у англосаксов в VII-IX вв. В отличие от других варварских правд, изложенных на латыни, А.п. были записаны на древнеанглийском языке; в них не обнаруживается римского влияния. В кентских «Законах Этельберта» (начало VII в.), «Законах Хлотаря и Эдрика» и «Законах Уитреда» (конец VII в.) уже отразилась дифференциация общества на знать (эрлы, гезиты) и рядовых свободных соплеменников (керлы). Уэссекские «Законы Ине» (конец VII в.) свидетельствуют о росте земельных владений короля, его служилых людей и церкви за счет части общинников, попадающих в зависимость от аристократии; различия между знатными слугами короля – тэнами – и крестьянами начинают перерастать в сословную противоположность. Уэссекские «Законы Альфреда» (конец IX в.), отчасти сохраняя черты судебника, являются уже сводом королевских и церковных постановлений, имевших силу для всей подвластной Альфреду территории.

Аннáлы (лат. annales – годовые) – запись событий по годам, разновидность хроники, отличающаяся от нее более сжатым изложением.

Антрустиόны – дружинники франкских королей Меровингов, привилегированная группа франкского общества. К VIII в. название исчезло.

Арбалéт (фр. arbaléte) – небольшой металлический лук, вмонтированный в приклад и снабженный устройством для натягивания тетивы (в России назывался самострелом).

Арéнда (ср.-век. лат. arrendare – отдавать взаймы) – наем одним лицом у другого лица земли, домов и другого имущества во временное пользование на определенный срок и за определенную плату.

Ариáнство – в IV-V вв.н.э. широко распространенное, особенно в восточных провинциях Римской империи и среди ряда германских племен, сектантское учение. Основателем его был александрийский священник Áрий, учивший, что Христос не был равен богу-отцу, поскольку был им сотворен.

Аркебýз(а) (фр.arguebuse) – фитильное ружье XV-XVI вв., заряжавшееся с дула; в России называлось пищалью.

Аркбутáн (фр.arc-boutant) – наружная полуарка, переносящая давление сводов на контрфорс.

Архиепúскоп (греч. archos – главный, старший) епископ, надзирающий над несколькими епархиями.

Архидиáкон – лицо при архиепископе, надзирающее над диаконами.

Аскетúзм (от гр. «аскéтес» - упражняющийся) – крайнее ограничение в материальных потребностях, пище, питье, сне, причинение себе физических страданий (бичевание, ношение власяницы, вериг) с целью соучастия в страданиях Иисуса Христа. Аскéт – человек, ведущий подобный строгий образ жизни.

Ассúзы (позднелат. Assisae – заседание) – 1) Заседания вассалов, созываемые сеньором. 2) Собрания королевского совета, суда; с XII в. – юридические акты, утвержденные этими заседаниями. 3) Королевские указы; сборники феодального права. Ассизы существовали в Англии и Франции. В Англии известны Кларендонские (1166) и Нортгемптонские (1176) ассизы, расширившие компетенцию королевского суда. Известны также Иерусалимские ассизы – сборник феодального права, главный судебник Иерусалимского крестоносного королевства (1099-1291). Они ограничивали власть крестоносцев короля феодальным советом («Высокая палата»), оговаривали случаи, когда феодал мог отказаться от повиновения королю, и т.д.

Астролόгия (от греч. «астрόн» - звезда и «лόгос» - значение) – учение о связи расположения звезд и планет на судьбы людей, явление общественной жизни.

Аутодафé (португ. Auto da fe, исп. Auto de fe – букв.: акт веры) – в XV-XVII вв. в Испании – торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся в большинстве случаев сожжением осужденных. Церемония обычно происходила на главной площади города при обязательном участии представителей власти – короля, аристократии, духовенства, городских магистратов, корпораций и т.д. – и огромном стечении народа; подсудимых приводили в торжественной процессии со свечами в руках и одетых в унизительные одежды кающихся. Произносилась проповедь, затем следовало чтение приговоров, потом нераскаянные передавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре. Обычно под А. понимают заключительную часть, т.е. массовое приведение смертного приговора в исполнение, которое могло следовать непосредственно за церемонией или переносилось на другое время. Последнее А. состоялось в 1826 г. в Валенсии.

 

Базúлика (лат. basilica – царский дом) – вытянутое здание прямоугольной формы, обычно продольными, с двумя рядами колонн, на которые внутри опирается кровля. Колонны разделяют пространство Б. на части – нéфы.

Баллáда (фр.baillade) – первоначально у провансальских трубадуров танцевальная песня с рефреном, которая затем развилась в стихотворное повествование или песню с героическим, историческим, легендарным или сказочно-фантастическим сюжетом.

Бальú (фр.bailli) – королевский чиновник в средневековой Франции, надзирающий за деятельностью судебно-административных органов провинции (бальяжа).

Баналитéт (фр. banalité от banal, первонач.знач. – принадлежащий сюзерену) – один из феодальных институтов в средневековой Франции, в силу которого сеньор, обладая правом собственности на какую-либо вещь общественного значения, мог принудить своих крестьян и вассалов к пользованию исключительно ею за особую плату, им же установленную. Объектами такого права могли являться: мельница, общественная печь; виноградный пресс; пользование лесом, выгоном, водами; содержание общественных весов, чеканка монеты; право запрещать крестьянам и вассалам продажу вина до того времени, пока сеньор распродаст имеющийся у него запас. Позже под Б. стали также пониматься денежные поборы за право осуществлять сопутствующие хозяйственные операции у себя дома. Права Б., принадлежавшие к числу наиболее обременительных повинностей для населения, просуществовали вплоть до Великой французской революции.

Банк (от итал. Banco – стол менялы) – особое предприятие, занимающееся регулярными денежными операциями, возникло на базе деятельности менял, преимущественно итальянцев (ломбардцев).

Банн (от др.-верх.-нем. ban – публичное объявление) – 1) право главы государства осуществлять высшую власть – судебную (судебный банн) и военную (военный банн), издавать распоряжения, подвергать наказанию и т.д. В период раннего Средневековья банн принадлежал королю и государственным должностным лицам. 2) Позднее, в период развитого Средневековья, банн перешел к сеньорам. В этот период банном называли также распространение судебно-административной власти феодала на ту или иную территорию.

Баптистéрий (от греч. baptizo – погружаю в воду) – специальное здание для крещения (крестильня), обычно круглой или восьмиугольной формы с бассейном.

Барόн (от позднелат. Baro – слово герм. происхождения с первоначальным значением человек, мужчина) – 1) В период становления феодальной иерархии в Западной Европе – непосредственный вассал короля. 2) В более поздний период – дворянский титул. Баронский титул во Франции и других западноевропейских странах располагался между виконтом и рыцарем. 3) Представитель высшего титулованного дворянства вообще (напр., в Англии).

Бáрщина – отработочная рента, даровой принудительный труд крестьянина, работавшего собственным инвентарем в помещичьем хозяйстве. Принуждение крестьянина к Б. требовало наибольшего (по сравнению с другими формами феодальной ренты) ограничения его личной свободы, поэтому широкому применению Б. обычно сопутствовали наиболее суровые формы феодальной зависимости. Б. могла заключаться в выполнении непосредственно сельскохозяйственных работ или других повинностей: строительной, извозной и т.д.

Бедуúн – араб-кочевник.

Бéйлúф – должностное лицо, помощник шерифа в Англии, глава сотни.

Бенефициáльная реформа – реформа, проведенная Карлом Мартеллом в 30-е гг. VIII в. Сущность ее состояла в том, что земли, которые ранее дарились Меровингами магнатам и дружинникам в их полную безусловную собственность, теперь жаловались в условную феодальную собственность – бенефиций. Условием пожалования бенефиция чаще всего выдвигалось несение конной военной службы. В случаях отказа от службы или измены пожалованные земли подлежали конфискации. Б.р. укрепила слой мелких и средних феодалов, которые в качестве профессиональных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации, привела к созданию иерархической структуры вассалитета, к укреплению феодальной земельной собственности и крестьянской зависимости. Б.р. способствовала дальнейшему утверждению феодальных отношений во Франкском государстве.

Бенефúций (лат. beneficium – благодеяние) – земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения преимущественно военной службы. В XI-X вв. бенефиций приобрел черты феода (лена). Бенефиций способствовал появлению профессиональных воинов-рыцарей, а также возникновению отношений личной верности и покровительства (вассалитета) между жалователем и бенефициарием. Бенефиции раздавали не только короли, но и крупные феодалы.

Береговόе прáво (лат. jus naufragii) – широко распространенное в Средние века право береговых жителей или государств на присвоение в собственность судов, терпевших у их берегов крушение и приплывавших к тем же берегам вещей. В средневековой Германии Б.п., называвшееся Strandtrecht, простиралось на вещи, выбрасываемые как на морские, так и на речные берега.

Билль – в Англии законопроект парламента, утверждавшийся королем.

Бόжий суд (ордáлии) – в раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнем, раскаленным железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за нее мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление, что истина может быть установлена только вмешательством Бога.

Бόкленд – земельное владение, пожалованное королем Англии и подтвержденное письменным его распоряжением.

Бонд – свободный крестьянин-общинник в Скандинавии.

Брúтты – коренное кельтское население Британии, пережившее англосаксонское нашествие и слившиеся с ними в единую английскую народность.

Буддúзм – одна из трех мировых религий, возникшая в Индии как оппозиция индуизму и брахманизму, распространенная в южной части Великой евразийской степи (Ламаизм) и Юго-Восточной Азии.

Бýлла (от лат. «шарик», позже – «круглая металлическая печать») – 1) папский указ, имеющий обязательную силу для всех католиков; 2) нормативный акт императора Священной Римской империи.

Бург – в средневековой Европе укрепленный (вал, ров, стены) населенный пункт (крепость, зáмок, город).

Бурггрáф – должностное лицо, назначавшееся королем (или епископом – сеньором города) в германских средневековых городах (бургах). Б. обладали административной, военной, судебной властью.

Бургомúстр – мэр, глава городского самоуправления в средневековых городах.

Бюргер (от герм. Burg – укрепленное место) – 1) представитель средних слоев городского населения, полноправный гражданин; 2) средневековый горожанин вообще.

Бюрокрáтия, бюрократический аппарат (от фр. «бюро» - канцелярия и греч. «крáтос» - власть) – чиновники, управляющие страной по распоряжению (указанию) высшей власти (короля, князя).

 

Вагáнты (от лат. vagantes – странствующий, бродячий) – бродячие студенты и клирики без прихода, создатели латиноязычной литературы, пронизанной жизнелюбием, острой сатирой, идеей общечеловеческих ценностей.

Вальдéнсы (по имени Пьера Вальда – основателя учения) – См. Альбигойцы

Варварские правды (leges barbarorum) – обычное право германских племен, записанное в период времени между началом V и серединой XI в. К В.п. относятся: Вестготская правда (ее самая ранняя часть записана во второй половине V в.), Бургундская правда (конец V – начало VI вв.), Салическая правда (записана в начале VI в.), Рипуарская правда (VI-XIII вв.), Алемманская правда (конец VI-VIII вв.), Баварская правда (середина VIII в.), Лангобардские законы (середина VII – середина VIII вв.), Англосаксонские законы (VII-IX вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (начало IX в.). Побудительным поводом для кодификации обычно-правовых норм послужило образование германских племенных государств или, по крайней мере, более прочной связи племен с занятой ими территорией.

Вассáл (vassus, vassaius homo) – лицо (феодал), получившее от сеньора (более крупного феодала) земельное владение феод на условиях несения службы. Занимал зависимое положение в системе вассалитета. Вассал обязан был нести военную службу, оказывать сеньору денежную помощь, присутствовать в совете сеньора и т.д. В свою очередь, вассал мог быть сюзереном по отношению к другим, еще более мелким владельцам земли.

Вассалитéт (франц. vassalite от vassal, позднелат. vassalus от vassus – слуга) – система отношений личной связи, зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сюзеренов) в Средние века. В странах Западной Европы В. как развитый институт сформировался VIII-IX вв. во Франкском государстве. Вассальный договор был договором верности, причем обоюдной. Кроме передачи феода сюзерен был обязан защищать вассала и его имущество. В период феодализма заключение вассального договора сопровождалось особым обрядом – оммáжем, которым вассал признавал свою зависимость от сюзерена. Наиболее развитые формы В. и феодальная иерархическая лестница получили в Западной Европе. В Азии также имелись некоторые элементы вассальных отношений (например, в Японии) По мере образования централизованных государств и появления профессиональных государств и появления профессиональных армий вассальная военная служба утратила прежнее значение, после чего отмер и сам В.

Везúр (визúрь) – во многих средневековых мусульманских государствах высшее должностное лицо, главный советник правителя.

Вéксель (нем. Wechsel) – расписка, заменявшая в средние века наличные деньги. Купец, отправляясь, например, на ярмарку за товаром, вносил необходимую сумму денег меняле своего города и получал В. Прибыв на место назначения, купец предъявлял агенту данного менялы В. и получал наличные деньги. Такая операция избавляла купца от риска, связанного с перевозом большого количества денег (золотых или серебряных). Эта услуга купцом оплачивалась отдельно.

Вергéльд (от др.-верх.-нем. Wer – человек и Gelt – цена) – в германских варварских правдах денежное возмещение (выкуп) за убийство свободного человека. Возник как альтернатива кровной мести и постепенно вытеснил последнюю. У русских он назывался «вúра». Размер выкупа был достаточно высоким: например, согласно Салической правде жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий В. объяснялся тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. В. делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне. К XII-XIII вв. взыскание В. в Западной Европе совершенно исчезает из практики, уступая место другим видам ответственности.

Вердúкт – решение коллегии присяжных, имеющее окончательный характер по поставленным перед ней вопросам, включая главный вопрос – о виновности подсудимого.

Вúкинги – участники морских военных и торговых походов скандинавов конца VIII – середины XI вв. На Руси их называли варягами, в странах Западной Европы – норманнами.

Виклифúты – сторонники учения профессора оксфордского университета Джона Виклифа (Уиклифа) который в середине 70-х гг. XIV в. выступил с идеями реформирования католической церкви в Англии. Виклиф полагал, что церковь должна заниматься только духовными делами, не иметь собственности в миру, отрицал особую благодать священников (учение о «всеобщем священстве»). Виклиф утверждал независимость светской королевской власти в Англии от папства. Чтобы сделать более доступной Библию мирянам, он перевел ее на английский язык. Взгляды Виклифа отражали, главным образом, интересы рыцарства и горожан. Социальную направленность идеям Виклифа придала та часть виклифитов, которая получила название «лоллардов» (см. Лолларды).

Виллáны (позднелат. villain от лат. villa – усадьба, поместье) – категории феодально-зависимого крестьянства в странах средневековой Западной Европы. В континентальной Западной Европе категория В. сложилась уже в IX-Х вв. Вилланы были лично свободными, поэтому их повинности связывались не с личностью, а с держанием земли от сеньоров. Они платили сеньорам так называемый чинш, нечто вроде вечной арендной платы, ренту и шампар, часть урожая хлеба, обычно каждый четвертый или пятый сноп, часть винограда и выжатого вина. В. также платили талью, но, в отличие от тальи сервов, она была определена обычаем. На них не распространялись «право мертвой руки» и формарьяж. Барщина, которую выполняли В., тоже имела определенную норму. В XIII-XIV вв. в разряд В. перешли освобожденные сервы. Правовой статус В. в средневековой Англии был почти аналогичен положению французских сервов (см. Сервы).

Витрáж (фр. Vitrage – оконные стекла) – картины из цветных прозрачных стекол, скрепленных свинцовым обрамлением, помещаемые в огромных готических окнах.

Вóльные города – города в Германии в XIV в., которые освободились от власти сеньора и приобрели почти все полномочия государственной власти (право набора войск, взимания налогов, иногда высшего суда).

Вóтчина – в Европе комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с ней прав на феодально-зависимых крестьян. Синонимами понятия «В.» являются: сеньория, поместье (в широком смысле слова). Включала собственно господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. Вначале (VII-X вв.) домен занимал значительную ее часть, но по мере снижения роли барщины господское хозяйство в составе В. стало сокращаться и к ХVII в. почти исчезло. Напротив, в Центральной и Восточной Европе с ХV в. по мере вытеснения оброка барщиной господская часть В. расширялась, достигнув максимума к ХVIII в.

Вселéнские соборы – собрания высших христианских священнослужителей в IV-VII вв. представлявших все поместные церкви; постановления вселенских соборов стали одним из источников канонического права как в католической, так и в православной церкви.

Габéль – налог на использование соли в средневековой Франции. Каждая семья должна была покупать у государства определенный минимум соли.

Гáйда – земельный участок свободного крестьянина-общинника в средневековой Англии. Позднее – фолькленд (народная земля).

Галликáнская церковь - католическая церковь во Франции, в дела которой согласно Болонскому конкордату 1516 г. имел право вмешиваться французский король. Король получил право назначать прелатов на высшие церковные должности с формальным по сути утверждением папой.

Гáнза (от др.-верх. нем. Hansе – толпа, группа людей) как правило, объединение купцов нескольких городов (напр., Ганза речных купцов, торговавших по р. Сене); наиболее известна Немецкая Ганза – торговый и политический союз северо-немецких городов во главе с г. Любеком.

Гвéльфы и гибеллúны – политические течения в итальянском обществе XII-XV вв., возникшие в связи с борьбой за господство в Италии между папством и германскими императорами. Гвельфы выступали на стороне пап, гибеллины – императоров. Во Флоренции гвельфы делились на черных («партия» нобилей) и белых («партия» богатых горожан).

Гелиоцентрúзм (от греч. helios – солнце + центр) – учение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли, окончательно утвердившееся после труда Н.Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер (кругов)».

Генерáльные штáты (фр. Etats Generaux, голл. Staten-Generaal) высший орган сословного представительства в феодальных Франции и Нидерландах. Созыв первых Г.ш. во Франции состоялся в 1302 г. при короле Филиппе IV Красивом для решения вопроса о конфликте короля с папой Бонифацием VIII, возникшем из-за нежелания терпеть поборы со стороны папы. В решении этого вопроса Г.ш. встали на сторону короля. Г.ш. созывались главным образом в тех случаях, когда короли нуждались в деньгах и в условиях феодальной раздробленности должны были испрашивать согласие на субсидии и введение налогов. В Г.ш. было представлено высшее духовенство, дворянство и так называемое третье сословие (главным образом городской патрициат). Крестьяне представлены не были: их представителями считались сеньоры. Во время работы Г.ш. депутаты заседали по сословиям; каждое из них имело один голос, и потому независимо от численности третьего сословия оно всегда находилось в меньшинстве, поскольку ему противостояли дворяне и духовенство. Карл V (1364-1380) вместо собрания Г.ш. прибегает к созыву нотаблей, т.е. знати, которую он приглашал по собственному выбору. При нем Г.ш. вынуждены были согласиться на установление постоянного ежегодного налога (тальи), и тем самым упрочить положение короля за счет собственного значения. По мере усиления королевской власти Г.ш. созываются все реже. Вследствие этого законодательная власть почти целиком переходит к королю. С укреплением абсолютизма (начало ХVII в.) этот институт исчезает почти на два века. Созыв королем 5 мая 1789 г. в условиях острого политического кризиса Г.ш. послужил отправной точкой Великой французской революции, уничтожившей сословный строй. В Нидерландах Г.ш., также состоявшие из депутатов духовенства, дворянства и верхушки горожан, впервые были созваны в 1463 г. В период буржуазной революции ХVI в. Г.ш. стали центром буржуазно-дворянской оппозиции испанскому режиму, а с отделением Северных Нидерландов – высшим постоянно действующим законодательным органом Республики Соединенных провинций.

Герб (польск. Herb от нем. Erbe – наследство) – отличительный знак государства, дворянского рода, города, изображаемый на монетах, флагах, щитах, медалях и т.п.

Герóльд (от лат. heraldus – глашатай) – глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Г. был также судьей на турнире (страж турнира): подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточенный бой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: