Лекции и семинарские занятия




 

Наиболее важными формами обучения являются лекции и семинарские занятия. Рассмотрим, что они собой представляют и как наиболее эффективно использовать их в формировании будущего экономиста.

Лекция (от латинского lectio – чтение) – систематическое устное изложение учебного материала или какой-либо научной темы.

Лекции для студентов читают наиболее профессионально подготовленные преподаватели нашего института. Лекция является таким видом учебных занятий, на котором студент получает наибольший объем информации по изучаемому предмету. Но это - далеко не единственная и, может быть, не самая важная задача лекции. Кроме предоставления информации, преподаватели будут ставить перед Вами проблемные вопросы, анализировать экономические процессы, нацеливать на самостоятельный поиск и изучение научной литературы.

Лекции обычно носят проблемный характер, поэтому принципиально отличаются от той формы обучения, которая принята в школе или в среднем специальном учебном заведении. В рамках этого занятия преподаватель излагает основной или наиболее сложный для понимания материал. Все остальное студент должен почерпнуть в рекомендованной учебной и научной литературе. Причем использовать нужно как можно больше источников. Изучая учебники и учебные пособия, Вы наверняка обратите внимание на то, что на один и тот же вопрос, как правило, нет однозначного ответа, как нет и одинаковых взглядов на одну и ту же проблему. Далее Вы поймете, что это - не ошибка авторов. Дело в том, что изучение общественных наук, к которым относится и экономическая теория, предполагает поиск, дискуссию, даже если речь идет о, казалось бы, простых вопросах. Зачастую преподаватель на лекции сравнивает позиции различных экономических школ и излагает собственную, авторскую, точку зрения на рассматриваемую проблему.

Такой творческий подход к преподаванию учебного материала требует и адекватного творческого подхода студентов к его усвоению. Он может выражаться, в том числе, и в технике конспектирования лекционного материала. Во-первых, Вы можете самостоятельно выбирать, какую часть из всего материала, предоставляемого преподавателем, Вам записывать. К лекции нельзя относиться как к диктанту. Вам следует самостоятельно определить, что и в каком виде будет отражено в конспекте рассматриваемой темы.

Во-вторых, рекомендуется для сокращения времени записи выработать собственную систему символов, например:

ПС – производительные силы;

ПО – производственные отношения;

Н/Э – национальная экономика.

В-третьих, лист в тетради для конспектирования следует разделить на две части. На первой Вы конспектируете лекцию, а на второй остается место для ее доработки. Дорабатывать конспект Вы будете в процессе изучения различной литературы. Важное определение, интересные данные или информацию, которую Вы нашли в учебной и научной литературе, следует внести в конспект. Кроме того, интересный материал, который Вы с Вашими товарищами будете обсуждать на семинарском занятии, также следует записывать в этом разделе конспекта.

Если Вы будете вести свой конспект, придерживаясь этих рекомендаций, то к завершению изучения данной дисциплины получите тетрадь, которая будет содержать максимальный объем информации по всем разделам и темам данной дисциплины, что значительно облегчит Вам подготовку к сдаче зачета, экзамена и пригодится для изучения иных экономических дисциплин.

Кроме конспекта, желательно завести еще рабочую тетрадь. Ее назначение можно определить как вспомогательное. В ней Вы будете решать задачи и конспектировать рекомендуемую преподавателем научную литературу.

Семинар (от латинского seminarium – рассадник) - вид учебных занятий, на которых студенты обсуждают под руководством преподавателя подготовленные ими сообщения или доклады.

В академии семинарские занятия по экономике проводятся практически по каждой теме.

Цель семинара – дать возможность студентам более глубоко проработать проблемы, содержащиеся в программе курса. Для выполнения поставленной цели на занятии проводится:

- Заслушивание и обсуждение докладов, заранее подготовленных студентами.

- Обсуждение вопросов семинарских занятий (предусмотрены два вида вопросов – основные и дискуссионные).

- Обмен информацией, полученной студентами при подготовке к семинару из различных учебных и научных публикаций.

Семинар – это не «проверка степени усвоения пройденного материала». Преподаватели стремятся к тому, чтобы превратить семинар в научную дискуссию, т.е. в публичное обсуждение, на котором каждый студент может представить и обосновать собственное понимание рассматриваемой проблемы. Семинар – это самый важный вид занятий, на котором идет формирование и развитие экономического мышления, умения доказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать товарищей. Семинар - это хорошая практика для публичных выступлений.

Методика проведения семинара может быть различной (ее выбирает преподаватель). Однако независимо от того, по какому сценарию в Вашей учебной группе будет проводиться семинарское занятие, обязательно хотя бы один из студентов должен выступить с докладом.

Дадим некоторые рекомендации докладчику.

На доклад отводится 10-15 минут учебного времени. Из тем, перечисленных в плане семинарских занятий, докладчик выбирает ту, которая, по его мнению, является наиболее интересной и важной для данного занятия.

Работа докладчика начинается с подбора экономической литературы и составления плана доклада. При подборе литературы следует, прежде всего, исходить из перечня рекомендованных к данной теме семинара источников, однако докладчик не должен ограничиваться только этим перечнем. Необходимо воспользоваться услугами библиотеки института и научных библиотек города. Подбор литературы не должен ограничиваться только учебниками и учебными пособиями. К работе над докладом необходимо активно привлекать научные издания и периодическую печать.

После ознакомления с научной и учебной литературой, а также с периодической печатью, составляется резюме (устно) и план доклада (письменно), которые желательно, особенно пока Вы учитесь на первом курсе, согласовывать с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В резюме излагается основная идея доклада и последовательность ее изложения. Идею желательно выбирать такую, чтобы доклад представлял собой материал, на базе которого будут рассматриваться выносимые на семинарское обсуждение вопросы. План представляет собой структуру доклада и должен включать: введение, основную часть (рекомендуется два вопроса) и заключение. После одобрения преподавателем идеи и структуры доклада начинается его разработка.

Доклад разрабатывается в соответствии с составленным планом. Во введении формулируется актуальность темы, цель и задачи доклада, его связь с темой семинара и дисциплиной в целом, а также указывается последовательность изложения материала.

Основная часть содержит обычно два вопроса. В первом вопросе рекомендуется изложить теоретические концепции и положения, которые будут являться основой для рассмотрения второго вопроса. Сделанный по первому вопросу вывод должен дать возможность перейти к изложению второго вопроса. Излагая материал второго вопроса, необходимо рассмотреть, как используются те или иные теоретические положения в хозяйственной практике государства, отдельного региона, фирмы или домашнего хозяйства.

Заключение должно содержать основные выводы и рекомендации и демонстрировать, какие задачи были решены докладчиком в процессе его работы.

В ходе доклада рекомендуется использовать схемы, на которые выносятся рисунки, таблицы, графики. Можно использовать аудиторную доску. Приветствуется, если докладчик устраивает выставку использованной литературы.

После завершения доклада предполагается выделение времени на вопросы. Вопросы задают студенты и преподаватель, докладчик дает ответы.

Доклад оценивается преподавателем по совокупности следующих показателей (в оценке принимают участие студенты):

· степень обоснованности актуальности темы;

· степень теоретической и прикладной разработки проблемы доклада;

· умение делать выводы;

· степень использования современной научной, учебной и периодической литературы;

· умение отвечать на вопросы аудитории;

· манера держаться, дикция, свобода владения материалом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: