ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ
(теория)
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.
Обосновать свою точку зрения по поводу точки зрения автора на заявленную в тексте проблему – это значит привести ряд суждений, подтверждающих генеральный тезис. Это не исключает возможности использования аргументов из литературы. Однако участник экзамена можете обойтись и без этих аргументов, приведя ряд суждений по этому поводу.
Исходя из специфики второй части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием обоснования.
Обоснование мнения экзаменуемого будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае обоснование можно рассматривать как определенным образом оформленное выражение личностного отношения к выдвинутому утверждению.
(Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык, М., 2019)
Какой материал может быть обоснованием своей позиции в сочинении?
· Произведения художественной литературы.
· Произведения научной литературы.
· Публицистика (статьи в СМИ, теле- и радиопередачи…).
· Произведения любых видов искусства (живопись, музыка, скульптура…)
· Исторические события, факты, биографические сведения известных лчностей.
· Афоризмы, пословицы.
· Личный жизненный опыт.
· …
Структура обоснования собственной позиции
1. Тезис (согласие или несогласие с позицией автора исходного текста).
2. Логический переход (указание исходных данных аргумента: автор и название произведения, имя героя, название исторического события и пр.)
3. Иллюстративная часть (собственно обоснование).
4. Микровывод.
Обоснование своей позиции может строиться на | |
поддерживающей аргументации | опровергающей аргументации |
Я думаю, с автором будет согласен каждый: человек должен находить в себе силы делать добрые дела. Чтобы обосновать свою мысль, я хочу обратиться к опыту русской классической литературы, которая всегда защищала нравственные ценности. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в образе Разумихина воплощен пример деятельного добра – искреннее, бескорыстное желание помочь другу, попавшему в беду. Этот герой не рассуждает о важности добрых дел, а совершает их. Таким образом, Достоевский даёт читателям важный нравственный урок: подлинное добро находит свой источник в человеческой душе. | Война помогает человеку осознать ценность человеческой жизни. Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать чужую жизнь как безусловную ценность. В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называли молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами и вернулись домой морально или физически искалеченными. Их также называют «неучтенными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли начать нормальную жизнь. После перенесенных ужасов войны все казалось им мелочным и недостойным внимания. Таким образом, любая война скорее разрушает нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни. |
(Из материалов семинара А.Г. Нарушевича)
Речевые конструкции для введения своей позиции и её обоснования
Для выражения своей позиции:
1)Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор
3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…
4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…
5) Мне близка позиция автора тем, что…
6) Я совершенно согласен(а) с позицией автора: …
7) Не могу не согласиться с позицией автора текста:
Для аргументации собственной позиции:
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2) Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…
5) Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
6) Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
7) Когда-то и я впервые услышал о том, что…
8) Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
9) Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
10) Так, в романе /повести/рассказе …
11) Размышляя о проблеме …, нельзя не вспомнить героя …