Речевые конструкции для введения своей позиции и её обоснования




ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ

(теория)

 

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Обосновать свою точку зрения по поводу точки зрения автора на заявленную в тексте проблему – это значит привести ряд суждений, подтверждающих генеральный тезис. Это не исключает возможности использования аргументов из литературы. Однако участник экзамена можете обойтись и без этих аргументов, приведя ряд суждений по этому поводу.

Исходя из специфики второй части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием обоснования.

Обоснование мнения экзаменуемого будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае обоснование можно рассматривать как определенным образом оформленное выражение личностного отношения к выдвинутому утверждению.

(Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык, М., 2019)

Какой материал может быть обоснованием своей позиции в сочинении?

· Произведения художественной литературы.

· Произведения научной литературы.

· Публицистика (статьи в СМИ, теле- и радиопередачи…).

· Произведения любых видов искусства (живопись, музыка, скульптура…)

· Исторические события, факты, биографические сведения известных лчностей.

· Афоризмы, пословицы.

· Личный жизненный опыт.

· …

Структура обоснования собственной позиции

1. Тезис (согласие или несогласие с позицией автора исходного текста).

2. Логический переход (указание исходных данных аргумента: автор и название произведения, имя героя, название исторического события и пр.)

3. Иллюстративная часть (собственно обоснование).

4. Микровывод.

 

Обоснование своей позиции может строиться на  
поддерживающей аргументации опровергающей аргументации
Я думаю, с автором будет согласен каждый: человек должен находить в себе силы делать добрые дела. Чтобы обосновать свою мысль, я хочу обратиться к опыту русской классической литературы, которая всегда защищала нравственные ценности. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в образе Разумихина воплощен пример деятельного добра – искреннее, бескорыстное желание помочь другу, попавшему в беду. Этот герой не рассуждает о важности добрых дел, а совершает их. Таким образом, Достоевский даёт читателям важный нравственный урок: подлинное добро находит свой источник в человеческой душе. Война помогает человеку осознать ценность человеческой жизни. Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать чужую жизнь как безусловную ценность. В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называли молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами и вернулись домой морально или физически искалеченными. Их также называют «неучтенными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли начать нормальную жизнь. После перенесенных ужасов войны все казалось им мелочным и недостойным внимания. Таким образом, любая война скорее разрушает нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

(Из материалов семинара А.Г. Нарушевича)

 

Речевые конструкции для введения своей позиции и её обоснования

Для выражения своей позиции:

1)Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

6) Я совершенно согласен(а) с позицией автора: …

7) Не могу не согласиться с позицией автора текста:

Для аргументации собственной позиции:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

5) Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

6) Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

7) Когда-то и я впервые услышал о том, что…

8) Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

9) Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

10) Так, в романе /повести/рассказе …

11) Размышляя о проблеме …, нельзя не вспомнить героя …

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: