Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению. Диспансеризация.




Номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения:

1. Лечебно-профилактические учреждения

1.1. Больничные учреждения

1.2. Диспансеры

1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения

1.4. Центры, в том числе научно-практические

1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови

1.6. Учреждения охраны материнства и детства

1.7. Санаторно-курортные учреждения

2. Учреждения здравоохранения особого типа

3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

4. Аптечные учреждения

Все медицинские учреждения делятся на:

• лечебно - профилактические

• санитарно-противоэпидемические

Лечебно-профилактические подразделяются на:

1. Амбулаторно-поликлинические

2. Стационарные

3. Специализированные
Первичную медико-социальную помощь населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения.

Поликлиника - комплексное учреждение, располагающее кадрами специалистов, оснащением и оборудованием для оказания больным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, как при посещении поликлиники, так и на дому (амбулатория). Амбулатория отличается от поликлиники тем, что оказывает медицинскую помощь только по основным специальностям: терапия, хирургия, стоматология (иногда — педиатрия, акушерство и гинекология).

По амбулаторно-поликлиническому типу работают учреждения охраны материнства и детства (детская поликлиника, женская консультация), учреждения медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий (медикосанитарная часть, здравпункт на территории предприятия), специализированные поликлиники, где находятся диагностические центры, поликлинические отделения диспансеров.

Современная территориальная поликлиника является крупным многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь населению и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению пациентов и предупреждению заболеваний.

По номенклатуре поликлиники делят:

· по организации работы – объединенные со стационаром и не объединенные (самостоятельные);

· по территориальному признаку – городские и сельские;

· по профилю – общие для обслуживания взрослого или детского населения, стоматологические и консультативно-диагностические.

Режим работы поликлиники устанавливает местный орган власти, на территории которого располагается медицинское учреждение, при этом исходят из возможности населения посещать поликлинику в свободное от работы время. Наиболее рациональным графиком работы городской поликлиники следует считать работу учреждения в будние дни с 8.00 до 20.00 часов, а в субботние, воскресные и праздничные дни с 9.00 до 16.00-18.00 часов. Предпочтительным для городской поликлиники является режим шестидневной рабочей недели, который создает более благоприятные условия для равномерного распределения посещаемости по дням недели. В субботние дни прием больных в поликлинике осуществляется дежурным терапевтом, врачами-специалистами и вспомогательной лечебной и диагностической службой.

Расписание врачей и среднего медицинского персонала строится по двух и трехсменному режиму работы и по скользящему графику, предусматривающему чередование начала амбулаторного приема в утренние, дневные и вечерние часы, для обеспечения населения безотказной медицинской помощью в удобное для него время.

Амбулаторно-поликлиническая помощь – самый массовый вид медицинской помощи, которую получают около 80% всех больных, обращающихся в организации здравоохранения.

Принципы:

1. обязательность медицинского страхования всех граждан, проживающих на территории России

2. общедоступность первичной медико-социальной помощи

3. единство лечебных и профилактических мероприятий

4. принцип участковости

5. диспансерный метод работы

Участковость - это обслуживание какой-то группы населения одним врачом - участковым.

Участки бывают:

• территориальные (терапевтические) (1700 чел от 18 и старше)

• цеховые (1600 чел)

• участок врача общей практики (1500 чел)

• семейный (1200 чел)

• гинекологический (3800 женщин в возрасте от 18 лет и старше)

• педиатрический (800 детей в возрасте от 0 до 18 лет)

• сельский (от 5 до 8 тыс. жителей, детей и взрослых любого возраста в радиусе до 10 км)

Городская поликлиника для взрослых учреждение здравоохранения, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь населению в возрасте 18 лет и старше.

В ее функции входят:

· оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах;

· лечение больных при обращении в поликлинику и на дому;

· организация и проведение диспансеризации;

· экспертиза временной нетрудоспособности;

· освобождение больных от работы;

· направление на МСЭК лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

· направление больных на санаторно-курортное лечение;

· своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении.

Основными структурными подразделениями поликлиники являются:

· регистратура со столом справок;

· отделение профилактики;

· лечебно-профилактические подразделения: отделения (терапевтическое, хирургическое и др.), кабинеты (кардиологический, ревматологический, эндокринологический и др.), процедурный кабинет;

· диагностические подразделения: лабораторное, рентгенологическое отделение (кабинет), отделение (кабинет) функциональной диагностики, кабинет учета и медицинской статистики, административно-хозяйственная часть и др.

По решению руководства в поликлинике могут быть организованы и другие подразделения, в том числе на основе платных медицинских услуг и хозрасчетной деятельности: центры здоровья, отделения нетрадиционных методов лечения и др.

Основными задачами поликлиники являются:

· оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению;

· оказание первой и неотложной помощи;

· проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;

· раннее выявление больных;

· диспансеризация здоровых и больных;

· проведение активной работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Во главе поликлиники стоит главный врач, у него имеется три заместителя: по лечебной работе - начмед, по экспертным вопросам - зам.по КЭК, по хозяйственным вопросам - завхоз.

В условиях медицинского страхования могут взять зам. по экономическим и финансовым вопросам. В структуре поликлиники имеется терапевтическое отделение (одно или несколько, но не более 4). Во главе отделения стоит штатный заведующий отделения. Отделение насчитывает 3 и более участков (бывает до 20 но в среднем 10-12).

Мощность поликлиники определяется числом посещений. Категорийность определяется числом врачебных должностей.

Участковый терапевт обеспечивает в поликлинике и на дому квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке. Подчиняется участковый терапевт заведующему терапевтического отделения.

Городская поликлиника для детей – ведущее амбулаторно-поликлиническое учреждение медицинской помощи для детей от рождения и до 18 лет.

Кабинет здорового ребенка: руководит заведующий одного из педиатрических отделений.

Задачи кабинета здорового ребенка:

- пропаганда здорового образа жизни в семье

- обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и т.д.)

- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактике заболеваний и отклонений в развитии ребенка

Участковый терапевт обеспечивает:

- своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению своего участка в поликлинике и на дому

- своевременное направление больных на госпитализацию с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации

- использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения

- экспертизу временной нетрудоспособности больных в соответствии с действующим положением

- проведение комплекса мероприятий по диспансеризации взрослого населения участка, анализ эффективности и качества диспансеризации

- раннее выявление, диагностику, лечение инфекционных заболеваний и направление в центры гигиены и эпидемиологии

- систематическое повышение своей профессиональной квалификации и уровня медицинских знаний участковой медицинской сестры

- пропаганду среди населения участка здорового образа жизни

Участковый врач-педиатр: задачи – снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и не специфического характера; цели:

- проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей

- проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в поликлинике

- осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков

- проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки

- организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста

- обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам узких специальностей, при соответствующих показаниях – на госпитализацию

- проводит иммунопрофилактику

- динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией и наследственными заболеваниями

- передает информацию о детях и семьях социального риска

- принимает участие в организации обеспечения дополнительного лекарственного обеспечения детей

- выдает заключение о необходимости направления детей на санаторно-курортное лечение

- своевременное извещение о наличие инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнений

- подготавливает документацию для перевода детей по достижению 18 лет во взрослую поликлинику

- руководит деятельностью среднего медицинского персонала

- экспертиза временной нетрудоспособности члена семьи в связи с заболеванием ребенка

Участковая медицинская сестра: выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. По заявке лечащего врача обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функциональных исследований и консультаций врачей узких специальностей. Участковой медицинской сестрой должно быть проведено не менее 2-х патронажей дородовых, в ходе которых проводят сбор и оценку данных генеалогического, биологического и социального анамнеза. Выявляют группу риска, даются рекомендации по режиму и питанию беременной, социально-гигиеническим условиям жизни, профилактике пограничных состояний и заболеваний, уходу за новорожденным и его вскармливанию. Медицинская сестра посещает новорожденного в первые 2 дня после выписки из роддома.

Регистратура - отдел поликлиники, занимающийся регистрацией пациентов на прием к врачам разных специальностей.

Задачи регистратуры:

- запись на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону

- регулирование интенсивности потока пациентов с целью обеспечения равномерной нагрузки на приеме, распределение больных по видам оказываемой помощи

- своевременный подбор медицинской документации и доставка ее в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки

Способы записи пациентов на прием к врачу:

· талонная система – первичные пациенты получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием

· самозапись – пациенты сами вписывают в специальные листы свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема

· комбинированный способ – в лист самозаписи записываются только первичные пациенты, за 15-20 мин до начала приема пациент получает в регистратуре заранее заготовленный талон. Повторным пациентам врач выдает специальный талон (фишку) с указанием даты и времени, который обменивается в регистратуре на талон

Вызов врача на дом:

· очно запись в регистратуре

· по телефону вызовы заносятся в «Книгу записей вызова врача на дом» (ф. 031/у), с указанием ФИО, возраста, жалоб и адреса

«Немая справка» - расписание работы врачей всех специальностей, номера кабинетов, врачебных участков (с указанием номеров домов и улиц), правила подготовки к исследованиям (анализы крови, рентгеноскопия, УЗИ и т.д.), информация о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями, адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь.

Электронная регистратура запись на прием к врачу по единому бесплатному номеру call-центра, через интернет, через информационный киоск (постомат), через регистратуру поликлиники.

В поликлинике ведется оперативно-учетная документация(основная):

· «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у)

· «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (ф.025-2/у)

· «Талон на прием к врачу» (ф.025-4/у)

· «Книга записи вызовов врачей на дом» (ф.031/у)

· «Дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации» (ф.039/у)

· «История развития ребенка» (ф.112/у)

· «Карта профилактических прививок» (ф.063/у)

· «Журнал учета профилактических прививок» (ф.064/у)

Основными показателями, характеризующими деятельность поликлиники, являются:

• показатель среднего числа посещений на 1 жителя;

• показатель удельного веса профилактических посещений в поликлинику;

• показатель полноты охвата населения диспансерным наблюдением;

• показатель доли больных, состоящих на диспансерном учете;

• показатель эффективности диспансеризации;

• охват ранним врачебным наблюдением новорожденных;

• удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании от 0 до 3 мес (от 3 до 6; от 6 до 12 мес) жизни ребенка;

• общий показатель диспансеризации детского населения;

• полнота охвата детей профилактическими прививками;

• распределение детей по группам здоровья.

Диспансеризация – приоритетное направление в деятельности медицинских учреждений, включающее комплекс мер по формированию здорового образа жизни, профилактике и ранней диагностике заболеваний, эффективному лечению больных и их динамическому наблюдению.

Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Основные задачи диспансеризации населения:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания;

4. содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

5. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

6. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения.

Для эффективного и качественного проведения диспансеризации необходимо:

- активное выявление больных в ранних стадиях заболевания;

- систематическое наблюдение за их состоянием здоровья;

- своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий для скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности;

- изучение внешней среды, производственных и бытовых условий и проведение мероприятий по их улучшению;

- систематическое повышение квалификации врачей, как по основной специальности, так и по вопросам гигиены труда, профзаболеваний, экспертизе временной нетрудоспособности;

- участие в диспансеризации администрации предприятий, профсоюзных и других общественных организаций.

Основным принципом проведения диспансеризации является ее двухэтапность:

1-й этап диспансеризации (скрининг) основан на выявлении у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких, глаукома), факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача. Первый этап заканчивается приемом врача-терапевта и проведением краткого профилактического консультирования.

2-й этап диспансеризации заключается в дополнительном обследовании и уточнении диагноза, проведении углубленного профилактического консультирования и осмотра специалистами, проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования.

Группы диспансерного наблюдения:

Д-1 – здоровые граждане. Наблюдаются не реже 1 раза в 2 года. Лица трудоспособного возраста проходят медосмотр ежегодно.

Д-2 – практически здоровые граждане, имеющие в анамнезе факторы риска хронических заболеваний или острые заболевания, которые могут привести к хронизации патологического процесса, а также граждане с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии без нарушения функции органов и систем организма.

Д-3 – граждане, имеющие хронические заболевания с нарушением функции органов и систем организма и (или) периодическими обострениями.

Д-4 – граждане, имеющие группу инвалидности.

Лица, состоящие на диспансерном учёте из групп Д-2, Д-3 и Д-4 (нуждающиеся в регулярном динамическом наблюдении) проходят дополнительное обследование и осмотр соответствующими врачами-специалистами. Кратность наблюдения в течение года и объём обследования, а также лечение определяет врач, у которого пациент находится на «Д» учёте, в зависимости от формы и периода заболевания.

Диспансер — специальное лечебно-профилактическое медицинское учреждение, оказывающее медицинскую помощь определённым группам населения и осуществляющее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья.

Диспансеры:

- врачебно-физкультурный;

- кардиологический;

- кожно-венерологический;

- маммологический;

- наркологический;

- онкологический;

- офтальмологический;

- противотуберкулезный;

- психоневрологический;

- эндокринологический.

Принципы работы диспансеров:

- активное выявление больных на ранних стадиях заболеваний и учет диспансеризуемых;

- активное и систематическое наблюдение за выявленными больными и обеспечение их квалифицированной медицинской помощью, патронаж;

- общественная профилактика, санитарное просвещение, организация общественного актива.

Основные документы:

· «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у)

· «История развития ребенка» (ф.112/у)

· «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у)

· «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у)

Структура диспансеров: в структуре диспансера, как правило, предусматриваются поликлиническое отделение, стационар, диагностические подразделения (лаборатория, рентгеновский кабинет и др.).

Показатели организации диспансеризации:

· показатель полноты охвата населения диспансерным наблюдением

· показатель полноты охвата больных диспансерным наблюдением

· показатель эффективности диспансеризации

· показатель своевременности взятия больных под диспансерное наблюдение

Тема 16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: