Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия личности, а не просто отсутствие заболеваний или утраты трудоспособности.
Физическое благополучие — способность человека к повседневной физической активности, полноценному труду, оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудовых навыков, характера профессиональной деятельности, региональных условий жизни.
Психическое благополучие — способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также испытывать положительные эмоции, которые характеризуются определенной частотой и интенсивностью.
Социальное благополучие — удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, знакомыми, уровнем и качеством жизни.
Факторы, определяющие состояние здоровья населения:
• социально-экономические (образ жизни, условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.);
• социально-биологические (возраст, пол, наследственность и т.д.);
• эколого-климатические (состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной радиации и т.д.);
• медико-организационные (качество, эффективность, доступность медико-социальной помощи и т.д.).
Уровни здоровья:
- первый уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;
- второй уровень - здоровье социальных и этнических групп - групповое здоровье;
- третий уровень - здоровье населения административных территорий - региональное здоровье;
- четвертый уровень - здоровье популяции, общества в целом - общественное здоровье.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
|
Роль и значение основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья:
- образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;
- экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;
- биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;
- медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.
Качество жизни – это восприятие индивидуумом своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, а также в соответствии со своими ожиданиями, критериями и интересами.
Качество жизни основывается на трех составляющих:
· условия жизни или объективная, не зависящая от самого человека сторона его жизни;
· образ жизни или субъективная, создаваемая самим человеком сторона его жизни;
· удовлетворенностьусловиями и образом жизни.
Методология исследования качества жизни предполагает применение стандартизированных опросников. В международной практике используют стандартизированные опросники, апробированные в клинических исследованиях. В зависимости от области применения опросники делятся на общие (для детей и взрослых) и специальные - по областям медицины (онкология, неврология, ревматология и т.д.), по нозологии (аритмии, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, ревматоидный артрит и т.д.), специфичные для определенного состояния. Cреди общих опросников оценки качества жизни наиболее распространены в клинической практике:- Общий опросник здоровья - MOS SF-36,- Профиль влияния заболевания - Sickness Impact Profile (SIP),- Ноттингемский профиль здоровья - Nottingham Health Рrofile (NHP),- Шкала благополучия - Quality of Wеll-Being Scale,- Индекс психологического благополучия - Psychological General Well-Being Index,- Шкала психологического благополучия - Psychological Well-Вeing Schedule,- Шкала беспокойства и депрессии - Hospital Anxiety and Depression Scale,- Опросник здоровья МакМастера - McMaster Health Index Questionnaire. Физическое здоровье индивидуума — это интегральный показатель его жизнедеятельности, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды. К основным методам изучения физического здоровья населения относятся: • антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей); • антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей); • антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма). Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, состояние опорно-двигательного аппарата, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек. Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным относят: рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят: рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др. Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр. Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей. Эти показатели характеризуют силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Их измеряют с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).Основные типы телосложения:
|
|
• нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;
• астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища; |
• гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом.
Причины акселерации не совсем ясны, выявлены следующие факторы, влияющие на акселерацию:
• Физико-химические факторы:
- гелиогенные (влияние солнечной радиации);
- радиоволновые, магнитные (влияние магнитного поля);
- космическая радиация;
- повышенная концентрация углекислого газа.
• Отдельные факторы жизни:
- алиментарные;
- информационные;
- социально-биологические;
- урбанизация.
• Генетические факторы:
- циклические биологические изменения;
- гетерозис (смешение популяций).
Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие этих и других факторов.
Акселерацию не следует рассматривать однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современным обществом, а именно:
• более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);
• необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;
• нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией;
• диссоциация между продольными и поперечными размерами тела, приводящая к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, - замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.