Искусство Рима периода Республики (V - I вв. до н.э.)




Храмы этого времени напоминают греческие, они прямоугольны в плане, построены на высоком подиуме, вход только с одной стороны. К глубокому портику вела лестница. Колонны, окружающие в греческих храмах целлу, в римском создавали лишь иллюзию колоннады, выступая из стен на половину объема. Тем самым греческий ордер лишался конструктивной функции, выполняя только декоративную.

Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. В отличие от применявшейся греками конструктивной стоечно-балочной системы, римляне использовали монолитно-оболочную конструктивную систему: сначала возводились две параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений, использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов. В этом случае возводился каркас из кирпичных арок на растворе, на эту опорную конструкцию заливали бетон. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки.

Внешний облик Рима периода Республики постоянно менялся. Для Рима были характерны постройки двух типов - инсула и домуc. Домус - это одноэтажный особняк для одной семьи. В нем атрий соединялся с обрамленным колоннадой двориком - перистилем, в центре последнего располагался бассейн с фонтаном, пол делался мозаичным. Инсула представляла собой многоэтажный многоквартиный дом, занимавший целый квартал. В инсулах было много каморок, соединенных переходами, лестницами. Здесь обитала римская беднота. В инсулах не было ни канализации, ни водопровода.

Центром городской жизни являлся Форум – площадь с комплексом памятников и общественных зданий (Табуларий – государственный архив, курия - здание для заседаний городского совета и храм богини Весты, в котором горел священный, никогда не гаснущий огонь).

Римский гений проявился в утилитарных постройках целевого назначения, портрете, историческом рельефе, интерьере, стенной росписи. Использование арок и возведение сводов привело к созданию римских водопроводов (акведуков), каменных мостов (виадуков), специфически римских строений - трехнефной базилики - здания для судебных заседаний, торговли, народных собраний, амфитеатра для гладиаторских боев, терм - роскошно устроенных купальных залов.

Римляне, не оставившие в скульптуре, служившей декоративным целям, ничего равного работам греческих мастеров, создали исторический рельеф и реалистический скульптурный портрет - жанры, не получившие развития в Греции. Скульптура периода Республики вела свое происхождение от восковой маски, снимавшейся с умершего и хранившейся в доме потомков.

Дорический ордер римляне применяли в его этрусском варианте, получившем название - тосканский (от названия этрусков - тусков название ордера). Особенности тосканского ордера - большая толщина колонны, предельно простая база, отсутствие каннелюр на стволе колонны, гладкий, без декора, фриз. На основании ионического и коринфского был создан композитный ордер, в котором к коринфскому колоколу добавлены сверху ионические эхин и подушка с волютами. Основные строительные материалы, которые использовали римляне, - вулканический туф, обожженный кирпич, мрамор, бетон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: