Воображение (фантазия) — это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта, способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать, отражающее реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Слайд 4.Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Слайд 5.Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.
Слайд 6.Воображение воссоздающее - вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.
Слайд 7.Воображение творческое - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.
Воображение продуктивное - вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.
Слайд 8.Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы.
|
Слайд 9.Мечта - самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее.
Слайд 10.Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
Воображение конкретное - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.
Слайд 11.Воображение абстрактное' - создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др.
Учитывая, что продуктом, или результатом, процесса воображения являются образы воображения, следует отметить их специфику. Образы воображения могут возникнуть как в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, так и произвольно – на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, природных воздействий и др. В отличие от процессов памяти прошлый опыт в воображении преобразуется (обобщается, дополняется, перекомбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность). В отличие же от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. Новизна образов в воображении носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении – меньше. Характерным отличием образов воображения является их наглядность (представляемость), отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т.п.).
|
1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;
2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;
3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;
4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.
Механизмы воображения:
Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возникающих образов.
Воображения: широта - определяется количеством образов, которые способен создать человек.
Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.
Воображение: комбинирование- простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ.
Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.
|
Воображение: акцентирование- подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.
Воображение: гипербола - увеличение всех особенностей изображаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.).
Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.).
Воображение: схематизация - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают.
Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.