Порядок выполнения и структура курсовой работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО КУРСУ «МИКРОЭКОНОМИКА»

Общие положения

Курсовая работа является результатом творческой деятельности студента и позволяет ему проявить свои теоретические знания. Ее выполнение направлено на развитие навыков самостоятельного изучения и анализа реальных экономических отношений и требует осмысления полученных экономических знаний применительно к хозяйственной жизни общества.

Курсовая работа по макроэкономике – это первая студенческая работа по экономическим дисциплинам, которая направлена на подготовку студентов к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ее ведения. Она является первым опытом в процессе подготовки к выполнению выпускной квалификационной работе.

Выполнение курсовой работы потребует умения применять теоретические знания для ответов на конкретные экономические ситуации, а также понимания существующих в экономике взаимосвязей.

 

Порядок выполнения и структура курсовой работы

 

Прежде чем приступить к написанию курсовой работы, необходимо ознакомиться с их тематикой. Тема работы выбирается студентом из приведенного ниже перечня (п. 4) в соответствии с последней цифрой зачетной книжки (у каждого студента есть возможность выбора одной из трех тем), а также исходя из личных склонностей, уровня знаний и интереса и с учетом достаточности исходной информационной базы. Избрав тему, следует ознакомиться с правовыми и нормативными документами (актами) законодательной и исполнительной власти, трудами ученых и специалистов, а также с экономическими обзорами и аналитическими работами. По согласованию с руководителем студент может выбрать тему, не вошедшую в предложенный перечень.

Во введении раскрывается актуальность и обоснование выбранной для исследования темы, место и роль исследуемой проблемы в курсе экономической теории и экономической жизни общества, а также степень ее разработанности. Также во введении определяется цель работы и конкретизирующие ее задачи; предмет исследования; хронологические и территориальные рамки исследования; система методологических принципов, которой придерживался автор.

Основная часть курсовой работы должна состоять из двух глав, разбитых на параграфы.

Первая глава – теоретическая. Она выполняется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и учебной экономической литературы по исследуемой проблеме, законодательных и нормативных актов и материалов. В данной части дается общее представление об исследуемой проблеме или вопросе. Раскрытие их содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументированным. Обязательно должны быть представлены взгляды представителей различных теоретических школ и направлений на суть исследуемых процессов или явлений. Для того, чтобы иметь правильное представление о тех или иных явлениях и закономерностях, желательно их рассматривать в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего и развернутого описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал, представленный в данном разделе был структурирован логически последовательно и отражал наиболее важные тенденции в развитии исследуемого процесса. Недопустимо излишнее дробление крупных вопросов, поскольку попытка охватить множество частных проблем может привести к тому, что их освещение будет носить поверхностный характер.

Вторая глава – аналитическая, она должна стать логическим продолжением изложенного в первой главе материала, и строго с ним взаимоувязана. Здесь необходимо рассмотреть особенности, современное состояние проблемы, перспективы развития анализируемого процесса или явления в России. На практике зачастую возникают проблемы, на которые в теории нет единственно правильных ответов, и поэтому ученые, специалисты, политики могут иметь различные взгляды на проблему и возможности ее решения. Дискуссионный характер рассматриваемых проблем обязательно должен найти освещение в работе. Кроме того, студент должен аргументировано обосновать собственную позицию по дискуссионному вопросу. Это придаст работе самостоятельный, творческий характер. В данной части работы для доказательности излагаемых положений необходимо применять иллюстративный материал: примеры, статистические данные, желательно оформленные в виде таблиц, диаграмм, графиков, с последующим их анализом.

Работа будет более интересной, если кроме рассмотрения тенденций развития анализируемой проблемы в российской экономике будут отражены тенденции ее развития на региональном, местном уровне.

Недопустимо механическое, бессвязное списывание текстов из опубликованных, часто устаревших (не отражающих современного состояния проблемы) учебников, монографий, статей.

В заключении отражаются общие выводы автора по рассмотренной теме, анализируется степень выполнения поставленных во введении целей и задач.

Они могут быть представлены либо в виде личных соображений автора работы о возможных путях решения исследуемых проблем, либо в виде резюме (от французского «resumer» - излагать вкратце), где коротко излагаются главные моменты работы с соблюдением требований логической последовательности.

Список литературы должен содержать наименование использованных в процессе выполнения работы законодательных актов, книг, журнальных и газетных статей, статистических и отчетных документов, электронных ресурсов и т.д. Список использованной литературы должен содержать не менее 20 источников.

 

Содержание и объем курсовой работы

Номера раздела Наименование и содержание разделов курсо­вой работы Объем, в листах Количество ча­сов на одного студента
  Введение 1-2  
  Теоретические основы…(тема работы) 16-18  
  Исследование... (тема работы) в реальной хозяйственной деятельности 16-18  
  Заключение 2-3  
Всего 35-40  

 

Тематика курсовых работ

1. Экономические системы: основные ступени развития.

2. Общественное разделение труда: новые тенденции и их роль в развитии современных рыночных отношений.

3. Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.

4. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.

5. Теория факторов производства как основа формирования стоимости товара и распределения доходов.

6. Домохозяйства как субъект регулируемых рыночных отношений. Доходы и расходы домохозяйств.

7. Сущность предпринимательства и условия его существования.

8. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

9. Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя.

10. Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.

11. Теория спроса и предложения, ее практическое применение.

12. Отраслевое равновесие. Устойчивость и неустойчивость равновесия.

13. Кардиналистская и ординалистская теория полезности: сходства, различия, возможности практического использования.

14. Эластичность: понятие, коэффициенты, виды, формы. Практическое применение концепции эластичности.

15. Максимизация прибыли фирмой.

16. Различные концепции затрат и прибыли.

17. Конкуренция и ее законы.

18. Монополия. Монопольная власть, ущерб причиняемый монополией.

19. Естественная монополия и ее регулирование.

20. Монополистическая конкуренция: определение объема и цен.

21. Олигополия. Олигополистические ценовые войны. Модели олигополии.

22. Экономическая рента.

23. Капитал. Предложение сбережений. Ссудный процент.

24. Экономическая эффективность. Эффективность в распределении благ. Эффективность в производстве.

25. Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

26. Рынок, его сущность и функции. Структура и инфраструктура рынка. Его достоинства и недостатки.

27. Социально-экономическая характеристика элементов рынка и условия их формирования в России.

28. Фактор времени и дисконтирование. Практическое применение концепции дисконтирования.

29. Сущность цены и механизм ценообразования в рыночной системе. М

30. Внешние эффекты и общественные блага.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: