II.6 Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского




 

В произведении Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" все герои романа, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.

В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.

характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.

«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал... его жене... на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина... трое маленьких сирот, голодные... в доме пусто... и еще одна дочь есть... Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели... Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».

Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Но именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.

Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.

В мире сентиментальной условности и преувеличенной чувствительности, в повести «Бедные люди», тема денег как внелитературный материал, имеющий реальное значение вне рамок художественного вымысла. По традиции бедность изображается в убожестве жилища, одеяния и пропитания. Макар Девушкин живет в кухне дома, где «чижики так и мрут... не живут в нашем воздухе», вообще это «Ноев ковчег». У него не остается денег на еду: хозяйка то и дело «обед совсем отказывается давать». Для Макара «полфунтика табачку» — роскошь и наслаждение. Варвара вспоминает о том, как богатая родственница «за столом каждый кусок, который мы брали, следила глазами». Стараясь обеспечить девушку самым необходимым, Макар Девушкин оказывается в долгах, постигает все унижения последней бедности. Деньги в художественном мире – указание и обозначение намерений, средство достижения целей. Так, Варвара пишет: «Вы дали хозяйке два рубля серебром; это очень хорошо; она замолчит теперь на время». Деньги, которые хочет оставить Варваре незнакомый господин пожилых лет» «под каким-то страниц предлогом», указывают на его неблаговидные намерения. Деньги играют важную роль в композиции повести, организованной в форме переписки, что дает возможность автору, но только показать разницу, но и подчеркнуть сходство взглядом сорокасемилетнего Макара и девятнадцатилетней Варвары на житейские проблемы. Мотив денег проходит сквозь переписку соединяющей нитью и связан со временем написания писем. Чем дольше длится переписка, т.е. чем дольше помогает Макар бедной девушке, тем меньше у него денег.

Переживания героев, постоянно висящая над ними угроза истинной нищеты создают в повести атмосферу напряженности и драматизма. Действия персонажей, так или иначе, связаны с деньгами, они продают, покупают, платят, получают, просят в долг. Девушкин забирает свое жалованье вперед, безуспешно пытается занять денег, неожиданно получает сто рублей от генерала. Варвара посылает Макару полтинничек, тридцать копеек серебром, Горшков просит «хоть гривенничек какой-нибудь», «хоть десять копеек»; Ратазяев за свое «творчество» «просит семь тысяч» и т.д. Ощущение безнадежности вызывают переживания героев, связанные с материальными утратами: продан новый вицмундир, на очереди старый фрак, рвутся сапоги, отрываются пуговки, переходят из рук в руки рубли и копейки. Значение имеет каждый «гривенничек». «Сиротский полтинничек», укоряя и пронзая чувствительное сердце», доводит чиновника до нравственного падения («У меня сердце и заныло, глядя на ваши сиротские денежки. Стал считать себе неблагопристойным, а как потерял к себе уважение... тут уж и падение»).

Спасаясьотпоследней нищеты и наготы, Варвара и Макар разлучаются вопреки своим чувствам. Бедные люди, почти нищие Макар иВарвара поправив свои денежные дела, в конце повести остаются "бедными", т.е. несчастными и жалкими.

II.7 Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева

 

Новым этапом развития темы денег явился цикл рассказов и очерков "Записки охотника". И.С. Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото — прах!» — эти и другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру «Записок охотника» правдоподобие.

Тема денег, заявленная открыто или полуреализованная в тексте, имеющий прямое отношение к развитию действия или находящийся на его периферии, является одним из основных элементов в создании образов «романтика" - "идеалиста» и «прагматика».

Деньги являются одним из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и Калиныч». Крепостной Хорь — на оброке, т.е. живет и работает по своему усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год. Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись «на болоте», сумел разбогатеть.

Мотив денег, кроме того, проявляется в связи с нежеланием Хоря выйти на свободу. Богатый крестьянин утверждает, что на это у него не хватает денег. У него шестеро взрослых сыновей, Можно представить, что откуп будет дорого стоить. Деньги полезнее и надежнее для хозяйства и для торговли, которой он также занимается («торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком»). Сам по себе крестьянский труд, даже свободный, — не прибыльное дело. Позиция мужика не вызывает осуждения рассказчика, разделяющего, видимо, понятия свободы и материальной независимости, реальности и «мечтаний»: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями».

Калиныч - "романтик". Главной особенностью характера является пренебрежительное отношение к материальному, к деньгам. Черта, которая пленяет охотника и сразу подкупает его. Этому «романтику» присуще, кроме близости к природе и игры на балалайке, бескорыстие. Он лишен грубого практицизма, заботы об удобствах жизни: «ходил в лаптях, перебивается кое-как», т.е. обустроить жизнь не смог, остался один, пренебрегает вещами - не только одеждой, но и охотничьими! принадлежностями. Для него человеческие отношения не оцениваются деньгами, материальной выгодой. В этом заключается главное различие в мировосприятии Калиныча и Хоря, для которого деньги являются эквивалентом человеческих отношений. А Калиныч старается не видеть связи между материальными благами и душевными отношениями.

Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха», человек «ни на какую работу не годный», отчасти тоже фигура романтическая: «Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, сильно любил выпить, не уживался на месте... Он подвергался самым разнообразным приключениям...». Этот облик беззаботного охотника дополняется еле заметным штрихом — мотивом пренебрежительного отношения к деньгам. В этом рассказе мотив денег звучит дважды: о Ермолае рассказчик замечает, что «он легко мог бы на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но, ни разу даже не подумал о подобной покупке». И о мельничихе — также в вопросе охотника: «Много ли он за нее дал выкупу?» — «А не знаю!» — ответил Ермолай. Деньги действительно в этом рассказе играют роль самую незначительную.

В «Малиновой воде» ярче, чем в других рассказах, тема денег вместе с понятиями «барщина», «оброк», «тягло», «недоимки», «приказчик», «барин», «из низкого сословия» и др. освещает не только социальные противоречия и неустройства, но и общую абсурдность жизни помещика и крепостного. Бессмысленность требований графа денег от крестьянина (в истории Власа), нелепое мотовство и траты его отца (в рассказе Тумана) связывают эпизоды рассказа, создающего характерную картину помещичьего быта и крепостной жизни.

В «Уездном лекаре» мотив денег окаймляет историю, рассказанную лекарем. Начинается рассказ с иронического описания того, как лекарь принимает оплату: «весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону...». «Бедному человеку», как сам себя называет лекарь, лишенному самодовольства, честному, явно неловко принимать ассигнацию за пустяковую услугу: охотнику он «прописал обычное потогонное, велел приставить горчичник». Завершает рассказ «преферанс по копейке». Уездный лекарь выиграл «два рубля с полтиной — и ушел поздно, весьма довольный своей победой».

В рассказе «Контора» охотника поражает абсурдность организации жизни во владениях помещицы Лосняковой. Бессмысленность ее «административных» нововведений обнаруживается уже в назначении почти слепого и глухого деда сторожем на гороховое поле — первого, с кем встретился охотник в поисках укрытия от дождя. Главное учреждение в имении — Контора. Смысл происходящих здесь событий, которые тайно, притворившись спящим, наблюдает охотник, заключается в том, что конторщик — посредник во всех хозяйственных делах барыни — использует свое положение для вымогания взяток. Действия всех посетителей конторы связаны с деньгами. Однако в тексте рассказа слово «деньги» замещается различными «беленькими», «серенькими», «четвертными» и другими обозначениями бумажных денег. Так как читатель должен догадаться, о чем идет речь, то можно сказать, что мотив денег полуреализован в тексте рассказа. Центральная сцена — торг купца, покупающего хлеб у помещицы, с ее главным конторщиком.

В рассказе «Петр Петрович Каратаев» мотив денег подчеркивает и усиливает психологическую основу конфликта. Дворянин Каратаев влюбился в холопку и решил ее выкупить. Сцены торга, непосредственно связанные с мотивом денег, нередки в «Записках охотника». Это обыденное явление, не отягченное негативными ассоциациями, т.е. не связанное с понятиями жадности, мелочности или, наоборот, щедрости продавца или покупателя. Например, при покупке лошадей в рассказе «Лебедянь» барышник открыто «заломил цену небывалую». Когда появляется богатый князь, цены взлетают еще выше; продавец просит уже тысячи, а не сотни рублей. Наоборот, идиллическая чистота на дворе у г. Чернобая, у которого «все по старине», "все ладони, без хитростей", оказывается уловкой вполне «современного мошенничества». Обманутому остается только «покориться своей участи».

Основное событие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», вокруг которого строится действие, — продажа имения. «Двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..» — твердит Лопахин. Любовная линия (Аня и Трофимов) явно на периферии основного действия, едва намечена. Напряжение действию придают торги, аукцион — принудительная продажа именин Раневской. Событие представляется катастрофическим и невероятным для его участников. С самого начала пьесы говорится о создавшемся положении как исключительно трудном и неожиданном. Аня рассказывает Варе о том, что у Любови Андреевны уже ничего нет, «дачу свою около Ментоны она уже продала... не осталось ничего. У меня тоже не осталось ни копейки». Ощущение крайней бедности нагнетается: несколько раз говорится о том, что «людям есть нечего». О возможности заплатить проценты и речи нет: «Где там», безнадежно отвечает Варя. Гаев говорит, что для спасения имения средств «в сущности ни одного». Речь идет фактически о полном крахе фамилии.

Мотив мелких денег — их вечной нехватки, заимствования, выигрыша, возврата долга, попрошайничества – звучит в каждой сцене пьесы, как комический - присутствует уже на ранней стадии воплощения замысла. Так же как и мотив безденежья. Торги, проценты, вексель, заем, заклад — все это непосредственно связано с основным действием и главной коллизией пьесы.

Деньги в пьесе - вещь, объединяющая персонажей: деньги переходят из рук в руки, их занимают, отдают, подают, предлагают, получают (как Петя - за перевод). Это одна из основных нитей, из которых соткано полотно комедии. Деньги в художественном мире пьесы «принижают» персонажей, дискредитируют каждого из них. Варя — олицетворенная скупость, определение ее в экономки логически завершает образ. Гаев инфантилен, «говорят, все свое состояние проел на леденцах», муж Раневской «делал долги и умер от шампанского». Лопахин, который считает и приумножает свое состояние, скоро будет миллионером — он работает с деньгами, не вызывает симпатий, несмотря ни на верность барыне, ни на всегда открытый для нее кошелек, ни на тяжкий труд, о котором подробно рассказывает. Трофимов гордо отказывается от денежной помощи, которою ему добродушно предлагает Лопахин: "Дай мне хоть 200 000, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко цените вы все, нищие и богатые, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд".

В пьесе показан интересный психологический феномен: притягательность легкости, изящества, красоты, щедрости и, наоборот, отталкивающее впечатление, которое производит тяжелое; (ответственное), расчетливое, рассудочное отношение к жизни. Прямой, мягкий, трудолюбивый Лопахин неприятен (досадно бестактен). Раневская, эгоистичная, легко присваивающая чужие деньги (займы у Лопахина, деньги «ярославской бабушки»), бросающая близких на произвол судьбы, вызывает симпатию, сочувствие и даже жалость тех, кто по ее вине остался безо всего (Гаев, Варя, Аня, Фирс). Можно сказать, что в пьесе показано видное миру очарование и невидимый миру эгоизм, граничащий с жестокостью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: