Учет расчетов с подотчетными лицами




ТЕМА 5. УЧЕТ ФИНАНСОВО-РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1. Понятие расчетов, их виды. Задачи учета расчетов.

2. Учет расчетов с подотчетными лицами.

3. Учет расчетов за выполненные работы и оказанные услуги.

4. Учет расчетов по страхованию.

5. Учет расчетов по налогам и платежам.

6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

 

Понятие расчетов, их виды. Задачи учета расчетов

В процессе исполнения сметы доходов и расходов учреждения вступают в денежные отношения, которые осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме.

Наличная форма расчетов применяется преимущественно для расчетов с физическими лицами, но и юридические лица имеют право рассчитываться между собой за материальные ценности наличными, полученной из собственных счетов в пределах имеющихся средств.

Наличные расчеты:

· расчеты по заработной плате;

· расчеты со стипендиатами;

· расчеты с депонентами;

· расчеты с подотчетными лицами;

· расчеты по специальным видам платежей;

· расчеты по возмещению причиненных убытков.

Безналичные расчеты:

· расчеты по налогам и платежам;

· расчеты с покупателями и заказчиками;

· расчеты в порядке плановых платежей;

· расчеты по страхованию;

· расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям;

· расчеты с прочими дебиторами и кредиторами.

В бюджетных учреждениях отдается предпочтение безналичным расчетам.

Безналичные расчеты - это расчеты, которые осуществляются без участия наличных денег, путем списания средств с текущего, регистрационного счета плательщика и зачисления их на счет получателя.

Безналичные расчеты осуществляются на основе следующих принципов:

· обязательное хранение учреждениями средств на регистрационном или текущем счетах банков (кроме переходящих остатков в кассе);

· отсутствие права выбора учреждения банка для открытия счета, так как перечень уполномоченных банков, обслуживающих бюджетные учреждения, ограничен постановлением НБУ. Кроме того, регистрационные счета открываются не в учреждениях банков, а в органах Государственного казначейства;

· самостоятельность выбора бюджетным учреждением форм безналичных расчетов. Учреждения банков могут только рекомендовать, какую форму расчетов использовать;

· срочность осуществления платежей;

· списание средств со счетов учреждения осуществляется только по распоряжению владельца;

· проведение платежей в пределах остатков средств на счетах плательщика.

Основные задачи учета расчетных операций в бюджетных учреждениях:

· своевременное отражение наличия и движения (поступления и выбытия) денежных средств на счетах бюджетных учреждений;

· обеспечение контроля за рациональным использованием средств на регистрационных и текущих счетах бюджетных учреждений;

· правильность отражения расчетных операций;

· обеспечение контроля за своевременностью платежей и соблюдением установленного порядка расчетов;

· обеспечение своевременного проведения инвентаризации расчетов и достоверного отражения в отчетности состояния расчетов.

 

Учет расчетов с подотчетными лицами

Большинство расчетов бюджетных учреждений осуществляется в безналичной форме, а значительная их часть - наличными через подотчетных лиц.

Подотчетные лица - это работники данного учреждения, которые получили денежные суммы в подотчет для будущих расходов согласно приказа руководителя.

Подотчетные суммы в бюджетных учреждениях выдаются на следующие цели:

· на хозяйственные расходы;

· на служебные командировки;

· на научные экспедиции.

Через подотчетных лиц также может выплачиваться заработная плата в учреждениях, в которых по штату не предусмотрена должность кассира, или если из-за отдаленности обслуживаемого учреждения платежная или расчетно-платежная ведомости не могут быть возвращены доверенным лицом в кассу централизованной бухгалтерии по истечении трех рабочих дней.

Перечень подотчетных лиц утверждается распоряжением руководителя учреждения. Для получения денег под отчет подотчетное лицо обращается с заявлением на имя руководителя учреждения и если за ней не числится задолженности по предыдущему авансу, то руководитель учреждения дает разрешение на выдачу денег под отчет.

Работники, получившие наличные деньги в подотчет, обязаны представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах, к которому должны быть приложены все оправдывающие документы: акт закупки, чеки, квитанции, счета магазинов, гостиниц, железнодорожные, авиационные и другие проездные билеты. Обязательным реквизитом авансового отчета является резолюция руководителя или уполномоченного им лица об утверждении указанной суммы расходов и его подпись.

Сроки, в течение которых подотчетные лица обязаны сдать в бухгалтерию неиспользованную наличность и авансовый отчет:

· в течение трех рабочих дней после возвращения из командировки, если деньги были выданы на командировочные расходы;

· в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличных денег в подотчет на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома;

· следующего рабочего дня после выдачи на все другие производственные (хозяйственные) нужды.

Основная масса авансов выдается под отчет на служебные командировки в пределах сумм, необходимых командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных и расходов на наем жилого помещения.

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Приказ о направлении работника в командировку является основанием для выдачи ему соответствующего удостоверения.

Командировочное удостоверение - это документ, который выдается работнику на основании приказа (распоряжения) руководителя для выполнения служебного поручения вне постоянного места работы, т.е. в командировке.

Сумму аванса на командировку, выдается в подотчет, определяют на основании предварительного расчета.

За каждый день (включая день отъезда и приезда) пребывания работника в командировке, учитывая выходные, праздничные, нерабочие дни и время пребывания в дороге, ему выплачиваются суточные в пределах норм.

Суточные расходы - это расходы на питание и финансирование других собственных нужд физического лица.

Определение количества дней командировки для выплаты суточных производится с учетом дня выбытия в командировку и день возвращения к месту постоянной работы, которые засчитываются как 2 дня. Фактическое время пребывания в командировке определяется по отметкам в удостоверении о командировке, заверенные печатью. При отсутствия в удостоверении отметок о командировках суточные не выплачиваются.

Командировочные расходы (кроме суточных) возмещаются только при наличии подтверждающих документов.

Предприятия, учреждения и организации, направляющие работников в командировку за границу, обеспечивают их средствами в национальной валюте страны, в которой он выезжает, или в свободно конвертируемой валюте. Размер аванса должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить реальные потребности командированного.

После возвращения из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней представить авансовый отчет о средствах, израсходованных в командировке. Остаток неизрасходованной суммы возвращают в кассу в денежных единицах, в которых был выдан аванс, но не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки.

Вместе с авансовым отчетом подают документы (в оригинале), подтверждающие стоимость оплаченных расходов, с указанием формы их оплаты (наличностью, чеком, кредитной карточкой, безналичным перерасчетом). К отчету добавляют ксерокопия отметок в заграничном паспорте, заверенная отделом кадров или руководителем предприятия.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном субсчете 362 “Расчеты с подотчетными лицами”. По дебету этого субсчета отражаются денежные суммы, выданные под отчет из кассы, а также суммы перерасхода, возмещаются подотчетному лицу. По кредиту субсчета 362 “Расчеты с подотчетными лицами” отражаются суммы, которые подтверждены соответствующими отчетами и документами, а также внесена в кассу наличные деньги в погашение неиспользованных авансов.

Аналитический учет ведется в разрезе физических лиц, получивших деньги под отчет.

Сальдо на субсчете 362 “Расчеты с подотчетными лицами” может быть как дебетовым, так и кредитовым.

Дебетовое сальдо показывает остатки полученных под отчет авансов, по которым не предоставлены авансовые отчеты.

Кредитовое сальдо отражает величину перерасходу по авансовому отчету по сравнению с суммой, полученной под отчет.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется в мемориальном ордере 8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: