ТЕМА 5. УЧЕТ ФИНАНСОВО-РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1. Понятие расчетов, их виды. Задачи учета расчетов.
2. Учет расчетов с подотчетными лицами.
3. Учет расчетов за выполненные работы и оказанные услуги.
4. Учет расчетов по страхованию.
5. Учет расчетов по налогам и платежам.
6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Понятие расчетов, их виды. Задачи учета расчетов
В процессе исполнения сметы доходов и расходов учреждения вступают в денежные отношения, которые осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме.
Наличная форма расчетов применяется преимущественно для расчетов с физическими лицами, но и юридические лица имеют право рассчитываться между собой за материальные ценности наличными, полученной из собственных счетов в пределах имеющихся средств.
Наличные расчеты:
· расчеты по заработной плате;
· расчеты со стипендиатами;
· расчеты с депонентами;
· расчеты с подотчетными лицами;
· расчеты по специальным видам платежей;
· расчеты по возмещению причиненных убытков.
Безналичные расчеты:
· расчеты по налогам и платежам;
· расчеты с покупателями и заказчиками;
· расчеты в порядке плановых платежей;
· расчеты по страхованию;
· расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям;
· расчеты с прочими дебиторами и кредиторами.
В бюджетных учреждениях отдается предпочтение безналичным расчетам.
Безналичные расчеты - это расчеты, которые осуществляются без участия наличных денег, путем списания средств с текущего, регистрационного счета плательщика и зачисления их на счет получателя.
Безналичные расчеты осуществляются на основе следующих принципов:
· обязательное хранение учреждениями средств на регистрационном или текущем счетах банков (кроме переходящих остатков в кассе);
· отсутствие права выбора учреждения банка для открытия счета, так как перечень уполномоченных банков, обслуживающих бюджетные учреждения, ограничен постановлением НБУ. Кроме того, регистрационные счета открываются не в учреждениях банков, а в органах Государственного казначейства;
· самостоятельность выбора бюджетным учреждением форм безналичных расчетов. Учреждения банков могут только рекомендовать, какую форму расчетов использовать;
· срочность осуществления платежей;
· списание средств со счетов учреждения осуществляется только по распоряжению владельца;
· проведение платежей в пределах остатков средств на счетах плательщика.
Основные задачи учета расчетных операций в бюджетных учреждениях:
· своевременное отражение наличия и движения (поступления и выбытия) денежных средств на счетах бюджетных учреждений;
· обеспечение контроля за рациональным использованием средств на регистрационных и текущих счетах бюджетных учреждений;
· правильность отражения расчетных операций;
· обеспечение контроля за своевременностью платежей и соблюдением установленного порядка расчетов;
· обеспечение своевременного проведения инвентаризации расчетов и достоверного отражения в отчетности состояния расчетов.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Большинство расчетов бюджетных учреждений осуществляется в безналичной форме, а значительная их часть - наличными через подотчетных лиц.
Подотчетные лица - это работники данного учреждения, которые получили денежные суммы в подотчет для будущих расходов согласно приказа руководителя.
Подотчетные суммы в бюджетных учреждениях выдаются на следующие цели:
· на хозяйственные расходы;
· на служебные командировки;
· на научные экспедиции.
Через подотчетных лиц также может выплачиваться заработная плата в учреждениях, в которых по штату не предусмотрена должность кассира, или если из-за отдаленности обслуживаемого учреждения платежная или расчетно-платежная ведомости не могут быть возвращены доверенным лицом в кассу централизованной бухгалтерии по истечении трех рабочих дней.
Перечень подотчетных лиц утверждается распоряжением руководителя учреждения. Для получения денег под отчет подотчетное лицо обращается с заявлением на имя руководителя учреждения и если за ней не числится задолженности по предыдущему авансу, то руководитель учреждения дает разрешение на выдачу денег под отчет.
Работники, получившие наличные деньги в подотчет, обязаны представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах, к которому должны быть приложены все оправдывающие документы: акт закупки, чеки, квитанции, счета магазинов, гостиниц, железнодорожные, авиационные и другие проездные билеты. Обязательным реквизитом авансового отчета является резолюция руководителя или уполномоченного им лица об утверждении указанной суммы расходов и его подпись.
Сроки, в течение которых подотчетные лица обязаны сдать в бухгалтерию неиспользованную наличность и авансовый отчет:
· в течение трех рабочих дней после возвращения из командировки, если деньги были выданы на командировочные расходы;
· в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличных денег в подотчет на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома;
· следующего рабочего дня после выдачи на все другие производственные (хозяйственные) нужды.
Основная масса авансов выдается под отчет на служебные командировки в пределах сумм, необходимых командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных и расходов на наем жилого помещения.
Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
Приказ о направлении работника в командировку является основанием для выдачи ему соответствующего удостоверения.
Командировочное удостоверение - это документ, который выдается работнику на основании приказа (распоряжения) руководителя для выполнения служебного поручения вне постоянного места работы, т.е. в командировке.
Сумму аванса на командировку, выдается в подотчет, определяют на основании предварительного расчета.
За каждый день (включая день отъезда и приезда) пребывания работника в командировке, учитывая выходные, праздничные, нерабочие дни и время пребывания в дороге, ему выплачиваются суточные в пределах норм.
Суточные расходы - это расходы на питание и финансирование других собственных нужд физического лица.
Определение количества дней командировки для выплаты суточных производится с учетом дня выбытия в командировку и день возвращения к месту постоянной работы, которые засчитываются как 2 дня. Фактическое время пребывания в командировке определяется по отметкам в удостоверении о командировке, заверенные печатью. При отсутствия в удостоверении отметок о командировках суточные не выплачиваются.
Командировочные расходы (кроме суточных) возмещаются только при наличии подтверждающих документов.
Предприятия, учреждения и организации, направляющие работников в командировку за границу, обеспечивают их средствами в национальной валюте страны, в которой он выезжает, или в свободно конвертируемой валюте. Размер аванса должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить реальные потребности командированного.
После возвращения из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней представить авансовый отчет о средствах, израсходованных в командировке. Остаток неизрасходованной суммы возвращают в кассу в денежных единицах, в которых был выдан аванс, но не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки.
Вместе с авансовым отчетом подают документы (в оригинале), подтверждающие стоимость оплаченных расходов, с указанием формы их оплаты (наличностью, чеком, кредитной карточкой, безналичным перерасчетом). К отчету добавляют ксерокопия отметок в заграничном паспорте, заверенная отделом кадров или руководителем предприятия.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном субсчете 362 “Расчеты с подотчетными лицами”. По дебету этого субсчета отражаются денежные суммы, выданные под отчет из кассы, а также суммы перерасхода, возмещаются подотчетному лицу. По кредиту субсчета 362 “Расчеты с подотчетными лицами” отражаются суммы, которые подтверждены соответствующими отчетами и документами, а также внесена в кассу наличные деньги в погашение неиспользованных авансов.
Аналитический учет ведется в разрезе физических лиц, получивших деньги под отчет.
Сальдо на субсчете 362 “Расчеты с подотчетными лицами” может быть как дебетовым, так и кредитовым.
Дебетовое сальдо показывает остатки полученных под отчет авансов, по которым не предоставлены авансовые отчеты.
Кредитовое сальдо отражает величину перерасходу по авансовому отчету по сравнению с суммой, полученной под отчет.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется в мемориальном ордере 8.