Учет расчетов с разными дебиторами




Бюджетное учреждение в соответствии с действующим законодательством не должна иметь никаких долговых обязательств. Однако в практической деятельности встречаются случаи образования дебиторской задолженности. Она возникает в связи с тем, что бюджетное учреждение имеет право перечислять деньги авансом.

Под дебиторами понимают предприятия, организации, физических лиц, которые имеют относительно данного учреждения дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность - это задолженность других организаций, физических лиц, предприятий перед данным учреждением.

Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях ведется на счете 36 “Расчеты с другими дебиторами”.

Основными видами дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях являются:

· расчеты в порядке плановых платежей;

· расчеты с подотчетными лицами;

· расчеты по возмещению причиненных убытков;

· расчеты с прочими дебиторами.

Расчеты в порядке плановых платежей

Расчеты в порядке плановых платежей в бюджетных учреждениях применяются при наличии постоянных хозяйственных связей с различными учреждениями и организациями за поставками материальных ценностей и оказанием услуг, например, при расчетах с продовольственными базами за продукты питания, с хозрасчетными аптеками за медикаменты, с организациями общественного питания за полученные талоны на питание учащихся, с автопредприятиями за услуги автотранспорта.

Расчеты с поставщиками в порядке плановых платежей осуществляются не по каждой отдельной сделке, связанной с отгрузкой товара или оказанием услуг, а путем периодического перечисления поставщику денежных средств с текущих или регистрационных счетов путем выписки платежных поручений в сроки и в размерах, заранее оговоренных сторонами.

Сумма каждого планового платежа и сроки перечисления устанавливаются сторонами на текущий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и из объема поставок, закупок или предоставления услуг по договорам или соглашениям или фактической поставки за прошедший месяц.

Ежемесячно поставщик и бухгалтерия плательщика уточняют состояние расчетов согласно стоимости фактически полученных материальных ценностей или оказанных услуг и производят перерасчет и соответствующий платеж в порядке, обусловленном в договоре или соглашении. Сверка расчетов оформляется актом и обеспечивает соответствие перечисленных плановыми платежами сумм стоимости полученных товаров или предоставленных услуг, предотвращает нарушения платежной и финансовой дисциплины.

Для учета расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей предусмотрен субсчет 361 “Расчеты в порядке плановых платежей”. По дебету этого субсчета записываются суммы перечисленных плановых платежей, по кредиту - записывается стоимость полученных материальных ценностей, принятых работ и услуг.

Аналитический учет расчетов по субсчету 361 “Расчеты в порядке плановых платежей” ведется в мемориальном ордере № 7, в котором для каждого поставщика отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца. Записи в ведомость производятся по каждому документу (платежное поручение, накладная, счет) по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после поступления документов в бухгалтерию.

Учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей может также вестись на карточках ф. № 292-а или в книгах ф. № 292.

Расчеты по возмещению причиненных убытков

В практической деятельности бюджетных учреждений имеют место случаи, когда в результате проверок, ревизий, инвентаризаций выявляются суммы недостач, хищения материальных ценностей, денежных средств, а также суммы от порчи материальных ценностей, которые должны быть возмещены за счет виновных лиц.

Учет расчетов по указанным суммам ведется на субсчете 363 “Расчеты по возмещению нанесенных убытков”. В дебет этого субсчета на основании оформленных надлежащим образом документов (актов проверки, ревизии, инвентаризационных описаний, сравнительных сведений) записывается сумма причиненных убытков; по кредиту - записываются суммы, поступившие в кассу или удержанные из заработной платы, стипендий на возмещение причиненных учреждению убытков.

Размер убытков от хищения, недостач, порчи материальных ценностей, включая мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, определяется по балансовой стоимости этих ценностей (с вычетом износа), но не ниже 50 % балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индексов инфляции, которые ежемесячно определяет Госкомстат, соответствующего размера налога на добавленную стоимость и размера акцизного сбора по формуле:

Ру = [ (Бс - А) * Иинф + Асб + НДС] * 2

где Рз - размер убытков, грн.;

Бв - балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, порчи материальных ценностей, грн.;

А - амортизационные отчисления (износ), грн.;

Иинф - общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании определенных Госкомстатом индексов инфляции;

Асб - размер акцизного сбора, грн.;

НДС - размер налога на добавленную стоимость, грн.

Сумма убытков от недостачи иностранной валюты определяется в трехкратном размере в пересчете на денежную единицу Украины по курсу НБУ.

Выявленные недостачи относятся на виновных лиц в сумме, которая указана в акте проверки или ревизии. В течение пяти дней после установления недостач и хищений материалы должны быть поданы в следственные органы для предъявления гражданского иска. При получении решения суда суммы убытков, отнесены на материально ответственных лиц, должны быть уточнены согласно исполнительного листа судебного органа.

Операции по учету дебиторской задолженности по расчетам по возмещению причиненных убытков отражаются в разных мемориальных ордерах. Аналитический учет ведется на карточках ф. № 292-а (в книге ф. № 292) по каждому виновному лицу. В заголовке карты указывается задолженность, фамилия, имя, отчество виновного лица, дата возникновения задолженности и сумма убытков.

Расчеты с прочими дебиторами

Прочие дебиторы - это учреждения, организации, лица, кроме тех из них, расчеты с которыми учитывают на остальных субсчетов класса 3 “Средства, расчеты и другие активы”.

Для учета расчетов с другими дебиторами предназначен субсчет 364 “Расчеты с другими дебиторами”. По дебету этого субсчета записывается увеличение дебиторской задолженности, а по кредиту - ее погашение.

На субсчета 364 “Расчеты с другими дебиторами” учитываются расчеты с прочими дебиторами учреждения, а именно расчеты за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, по предъявленным счетам, расчеты по претензиям и долгами, а также расчеты со студентами и учащимися учебных заведений за пользование общежитием и постельными принадлежностями.

Учет расчетов с дебиторами ведут позиционным способом в мемориальном ордере № 4.

Кредиторы - это предприятия, организации, учреждения, физические лица, перед которыми данное предприятие имеет кредиторскую задолженность.

Кредиторская задолженность - это задолженность предприятия, организации, учреждения другим предприятиям, организациям и т.п.

Кредиторская задолженность в бюджетных учреждениях возникает чаще всего из-за невыполнения учреждениями своих обязательств.

Учет кредиторской задолженности бюджетных учреждений ведется на счетах класса 6 “Текущие обязательства”, который объединяет счета, предназначенные для учета обязательств учреждения, возникающие в процессе ее деятельности и погашение которых осуществляется в течение одного бюджетного года.

К текущим обязательствам бюджетного учреждения относятся:

· задолженность по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с заработной платы;

· задолженность из заработной платы штатного и нештатного персонала, с пособия по временной нетрудоспособности, по стипендиям аспирантам и учащимся;

· обязательства по отчислениям в Пенсионный фонд, на социальное страхование и индивидуальное страхование работников;

· авансовые платежи, полученные от физических и юридических лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг;

· кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за материальные ценности, выполненные работы, полученные услуги.

Учет кредиторской задолженности ведется на счетах:

· 60 “Краткосрочные займы”;

· 61 “Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам”;

· 62 “Краткосрочные векселя выданные”;

· 63 “Расчеты за выполненные работы”;

· 64 “Расчеты за налогами и платежами”;

· 65 “Расчеты по страхованию”;

· 66 “Расчеты из оплаты труда”;

· 67 “Расчеты по другим операциям”.

На счете 60 “Краткосрочные займы” учитываются суммы краткосрочных займов, полученных в соответствии с действующим законодательством.

На счета 61 “Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам” учитывается текущая задолженность по обязательствам, срок уплаты по которым наступит в следующем году.

На счете 62 “Краткосрочные векселя выданные” ведется учет векселей, выданных учреждением в соответствии с нормативно-правовыми актами Украины, и срок уплаты которых установлен в течение текущего года.

На счете 67 “Расчеты за другими операциями” ведутся расчеты с депонентами, расчеты по депозитным суммам, суммам по поручениям, по специальным видам платежей, а именно: с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за обучение детей в музыкальных школах, с рабочими и служащими за форменную одежду, питание и расчеты с другими кредиторами.

Аналитический учет расчетов с прочими кредиторами ведется на субсчета 675 “Расчеты с другими кредиторами” позиционным способом в мемориальном ордере № 6, на карточках ф. № 292-а или в книге ф. № 292.

 

 

Вопросы

1. Дайте определение «безналичные расчеты».

2. Что относят к наличным, безналичным расчетам?

3. На каких принципах основываются безналичные расчеты?

4. Основные задачи учета расчетных операций в бюджетных учреждениях.

5. Дать определения «подотчётные лица», «служебная командировка», «суточные расходы»

6. Какие бывают сроки командировки?

7. Кто такие поставщики, подрядчики?

8. На основании каких документов проводятся расчеты с поставщиками и подрядчиками?

9. Что относят к начислениям на Фонд оплаты труда?

10. Виды налоговых платежей за счет бюджетных учреждений?

11. Дать определения «дебиторы», «кредиторы», «дебиторская задолженность», «кредиторская задолженность».

12. На каких счетах ведется учет расчетов?


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 240 с.

2. Ворончук П.Т., Онищук В.М. Справочник по вопросам бухгалтерского учета. - К.: Украина, 1991. - 336 с.

3. Голов С.Ф., Ефименко В.И. Финансовый и управленческий учет. - К.: Автоінтерсервіс, 1996. - 543 с.

4. Джога Р.Т. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учеб. Пособие. - К.: КНЭУ, 2001. - 250 с.

5. Журнал “Налоги и бухгалтерский учет”. - 2000. - №№ 82, 84, 85, 86, 87.

6. Журнал “Налоги и бухгалтерский учет”. - 2001. - №№ 1, 6, 8, 13, 19, 23, 33, 35, 36, 37, 41, 46, 47, 50, 51, 54, 57, 71, 75.

7. Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” от 03.04.97 с изменениями и дополнениями.

8. Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” от 22.05.97, с изменениями и дополнениями.

9. Закон Украины “Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине” от 16.07.99 №996-ХІV.

10. Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отображения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 № 61.

11. Инструкция об открытии регистрационных счетов органами Государственного казначейства Украины, утв. приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 09.04.97 № 32.

12. Комментарий к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет и аудит. - 2000. - №2. - С. 78 - 87.

13. Комментарий к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет и аудит. - 2000. - № 4. - С. 22 - 31.

14. Конева Т.В. Опорный конспект по курсу “Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях”. - К.: КНТЭУ, 2000.

15. Матвеева В. Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - Х.: Фактор, 2001. - 566 с.

16. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом ГУГКУ МФУ от 10.12.99 № 114.

17. Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом ГУГКУ МФУ от 10.12.99 № 114.

18. Постановление Кабинета Министров “Об утверждении Порядка применения векселей Государственного казначейства” от 27.06.96 № 689 // Собрание постановлений правительства Украины. - 1996. - №14.

19. Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении Порядка применения векселей Государственного казначейства” от 27.06.96 № 689.

20. Свирко С.В. Бухгалтерский учет и принятие решений в бюджетных организациях. - К.: КНЭУ, 2000. - 185 с.

21. Учет в бюджетных учреждениях: Учеб. пособие / под ред. О.А. Заїнчковського, Т.М. Сторожук. - Ирпень, Академия ГНС Украины, 2002. - 535 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: