МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дипломное
Проектирование
По специальностям
Экономического факультета
Методические рекомендации
Гродно 2015
УДК 631.15 (072)
УДК 378.147.091.313 (078)
ББК 74.58.Я73
Д 47
Авторы: И.И. Дегтяревич, Г.А. Гесть, В.И. Высокоморный, В.А.
Головков, И.И. Бычек
Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Л.В. Корватовская
Д 47 | Дипломное проектирование: методические рекомендации / И.И. Дегтяревич и др.– Гродно: ГГАУ, 2015. – 30 с. |
Методические рекомендации предназначены для выполнения дипломных проектов студентами экономического факультета очной и заочной формы обучения, высшей школы управления, а также слушателями группы резерва кадров. В методических рекомендациях описан порядок выполнения дипломного проекта, требования к его содержанию, правила оформления таблиц, приложений, иллюстраций, списка использованной литературы, а также библиографических ссылок.
УДК 631.15 (072)
УДК 378.147.091.313 (078)
ББК 74.58.Я73
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета УО «ГГАУ» (Протокол № 4 от 17.12.2014г.)
© Коллектив авторов, 2015
© УО «ГГАУ», 2015
ВВЕДЕНИЕ
Написание дипломного проекта – заключительный этап обучения в высшем учебном заведении. Успешная защита проекта в Государственной экзаменационной комиссии свидетельствует о том, что оканчивающий высшее учебное заведение студент подготовлен к самостоятельной практической деятельности по избранной специальности и имеет соответствующую квалификацию. Поэтому выполнение и защита дипломного проекта имеют важное значение в формировании будущего специалиста.
Дипломное проектирование имеет своей целью следующее:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении проблем и вопросов, которые разрабатываются в дипломном проекте;
- выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства.
Следовательно, дипломный проект показывает уровень подготовки специалиста. Он должен быть наполнен глубоким содержанием и соответствовать определенным требованиям.
В настоящее время общественная жизнь характеризуется глубоким проникновением науки во все сферы материального производства. Поэтому выпускники должны владеть новейшими знаниями в области науки и техники, уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, научной организации труда и управления сельскохозяйственным производством.
Все это необходимо учитывать при написании дипломного проекта, который выполняется студентами самостоятельно на основе собранных материалов и изучения специальной литературы по избранной теме.
При выполнении дипломного проекта студент должен уметь:
1) проявить способность и навыки правильного применения теоретических положений научных дисциплин в постановке и решении конкретных производственных задач;
2) использовать современные методы экономического исследования, грамотно выполнять экономические расчеты;
3) показать умение применять достижения науки и техники;
4) обосновывать целесообразность их внедрения;
5) четко и логично формулировать свои мысли и предложения.
Дипломный проект выполняется под руководством преподавателя одной из специальных кафедр. После его защиты завершается процесс обучения студента в высшем учебном заведении и происходит переход молодого человека из одного качественного состояния в другое: он приходит на кафедру студентом и выходит молодым специалистом.
ВЫБОР ТЕМЫИ ПОРЯДОК ЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗА СТУДЕНТОМ
Тематика дипломных проектов должна отражать специфические задачи кафедры, за которой закреплен дипломник. В то же время она должна отвечать установленным общим требованиям, то есть обеспечивать выполнение задач дипломного проектирования. В соответствии с этим темы дипломных проектов должны:
1) быть актуальными и соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологии;
2) отвечать по своему содержанию задачам дипломного проектирования, то есть обеспечивать закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности;
3) способствовать применению знаний, полученных студентом при изучении соответствующих дисциплин, для решения конкретных экономических и производственных задач;
4) помогать определению подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного сельскохозяйственного производства.
Выполнение дипломных проектов строится на фактических материалах. В зависимости от того, на какой кафедре выполняется эта работа, объектом исследования служит одно конкретное сельскохозяйственное предприятие или же их совокупность. Так, в дипломных проектах по организации производства, нормированию, маркетингу объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие или объединение; по вопросам менеджмента, оптимизации экономических систем – как отдельное предприятие, так и их совокупность или вышестоящее звено; по экономике сельского хозяйства – как правило, совокупность хозяйств и районов или отдельные отрасли сельского хозяйства.
Темы дипломных проектов заранее определяются специальными кафедрами факультета. Их общий перечень ежегодно должен обновляться и вывешиваться на соответствующих стендах каждой кафедры.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта. Он может также предложить для дипломного проектирования свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Руководитель предприятия, в котором проходил практику или работает дипломник, может обратиться в университет с письменной просьбой предложить студенту разработку в дипломном проекте вопросов, интересующих данное предприятие.
После выбора темы студент подает заявление на имя ректора университета с просьбой разрешить написание дипломного проекта и назначить дипломного руководителя (приложение А).
Закрепление темы за студентом производится по представлению декана факультета приказом по университету. Этим же приказом утверждается и руководитель дипломного проекта. Им может быть профессор, доцент, опытные старший преподаватель или ассистент. В случае необходимости выпускающей кафедре предоставляется право приглашать по отдельным разделам темы консультантов: сотрудников данного факультета или специалистов других предприятий и учреждений.
Подготовка дипломного проекта представляет собой длительный процесс, проходящий через следующие стадии:
1) распределение студентов на младших курсах по специальным кафедрам предварительно до их отъезда на практику. Придание практике учебно-методической направленности с закреплением за студентом определенной темы исследования, которая должна стать темой дипломного проекта;
2) разработка темы дипломного проекта в ходе выполнения программы НИРС;
3) сбор дополнительного материала по индивидуальной программе исследования, его обработка и включение в качестве основного раздела в отчет о прохождении практики;
4) окончательная отработка дипломного проекта после возвращения с преддипломной практики и подготовка его к защите.