В данном разделе не будем говорить о психологических особенностях коммуникаций, а сосредоточимся на формальной стороне вопроса. Типовая система управления взаимодействиями команды проекта состоит из:
· организационной структуры и ролей (см. лекцию «Команда проекта»);
· плана коммуникаций;
· информационной системы сопровождения проекта.
Далее подробно рассмотрим вопрос создания плана коммуникаций. Вопрос применения информационных систем зависит от конкретных задач управления проектом, достаточно широк и выходит за рамки настоящего раздела.
План коммуникаций – компонент плана управления проектом, описывающий, как будет происходить планирование, структурирование, мониторинг и контроль коммуникаций по проекту.
Плaн коммуникаций представляет собой комплексный документ, включающий в себя следующие разделы, описание которых будет дано ниже:
· План регулярных коммуникаций.
· Типичные задачи взаимодействия участников команды.
· Методы и технологии, используемые для передачи информации.
Перед тем как создать план, стоит собрать требования к коммуникациям со стороны участников проекта как относительно содержательной части коммуникаций, так и относительно механизмов передачи информации. Такие требования к организации взаимодействия рекомендуется структурировать:
· требования в интересах управления;
· требования в интересах взаимодействия команды;
· требования в интересах информационного обеспечения заказчика;
· личные требования участников команды.
Требования собираются, фиксируются, обсуждаются и на их базе разрабатываются правила, составляющие основу плана коммуникаций. Правила могут меняться в течение проекта, и на этот случай есть возможность внесения изменений в план коммуникаций. Важно, чтобы эти изменения были как можно скорее доведены до команды и заинтересованных лиц.
|
Ведь в ходе работ по проекту может выясниться, что в плане коммуникаций не учли что-то важное, например, забыли зафиксировать, где хранить конечную версию документа. Либо, напротив, заложили в план неработающие правила: договорились встречаться в 8 утра каждый день.
Разберем подробнее каждый раздел плана коммуникаций.
1. План регулярных коммуникаций включает в себя все мероприятия по взаимодействию участников, которые должны выполняться на регулярной основе. Такие, как:
· совещания команды;
· совещания с представителем заказчика;
· подготовка отчета.
Фактически этот план является составной частью расписания работ проекта, но содержит организационные действия. Наличие такого плана значительно облегчает проведение встреч, т.к. они уже введены в систему, о них не надо договариваться специально. Следствие из этого свойства – отклонение от данного плана без внесения корректив – сигнал о том, что в проекте не все хорошо с управлением и возможны проблемы с ходом реализации.
2. Типичные задачи взаимодействия участников команды. В данном разделе плана коммуникаций перечисляются типичные задачи, которые требуют коммуникаций, например, постановка задач, решение срочных вопросов, согласование проектных решений. Эти задачи сводятся в таблицу, и для них определяется наиболее подходящий с учетом требований участников режим коммуникаций.
|
Например, типичные задачи можно оформить в виде следующей таблицы.
Задача | Кому необходимо | С кем требуется взаимодействие | Режим коммуникаций. Технология передачи информации |
Постановка задач | Руководитель проекта | Участники команды | o Система постановки задач o Личная встреча o Совещание |
Согласование решения | Участник команды | Все, кого это затрагивает | o Написать в общий чат o Инициировать внеплановое совещание o Выступить на регулярном совещании |
3. Методы и технологии, используемые для передачи информации. Спектр возможных форм и инструментов коммуникаций чрезвычайно широк, более того – активно развивается. Приведем некоторые из них.
а) Электронные инструменты (в скобках указаны наиболее распространенные):
· электронная почта (Yandex, Mail, Google и т.д.);
· телефон, СМС;
· социальные сети (VK, Facebook);
· мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp);
· групповые видеоконференции (Skype, Zoom);
· выбор времени встречи, опросы (Xoyondo, Mentimeter, Google формы);
· системы электронных досок с карточками (Trello, Evernote, Kanban);
· облачные хранилища файлов (Google.disk, DropBox, Yandex.disk);
· системы управления задачами.
б) Для очной работы:
· маркерная доска;
· флипчарт;
· переговорная (помещение для общей работы);
· любые места для встреч.
Одна из задач управления коммуникациями – определить, какие инструменты будут использоваться:
· для общения командой;
· для общения один на один;
· для оповещений;
· для предоставления отчетов;
· для хранения информации.
При использовании электронных инструментов обязательно нужно учитывать вопросы информационной безопасности. Существенными являются следующие вопросы:
|
· предотвращения доступа третьих лиц к информации (работа с незащищенными сервисами, размещение информации в открытых или публичных группах);
· зависимость от какого-то участника команды (например, случаи, когда совместные электронные ресурсы зарегистрированы на одного из участников команды, который по каким-то причинам выходит из проекта).
4. Коммуникации в ходе совместных работ
Какие инструменты выбрать? Безусловно, многое определяется личными предпочтениями и обеспечением комфорта взаимодействия.
Хотим предостеречь от нескольких часто встречающихся решений, которые могут только усложнить работу. К ним относятся:
· Обсуждение всех вопросов в общем чате. При этом информация по разным темам сливается в один канал. Работа такого чата не продуктивна! Тем более, если в таких общих чатах начинается личная переписка и «несодержательные» высказывания (особенно поймут родители, участвующие в школьных чатах). Здесь стоит обдумать, какие каналы связи для каких тем подходят лучше.
· Хранение документов в электронной почте. По электронной почте удобно переслать информацию, но очень сложно ее найти по прошествии 1–2 недель. Поэтому либо документы нужно размещать в общем хранилище, а в оповещениях отправлять ссылки, либо, как только получен по e-mail документ, который понадобится в дальнейшем, он сразу же размещается в хранилище.
· Попытка решить сложные вопросы в переписке. К сожалению, письмо редко передает правильные интонации, часто появляется двусмысленность. Поэтому хорошим выходом будет: в переписке обозначьте вопрос, обсудите при встрече, а затем разошлите команде результаты сформированного решения.