На дорогах войны.
Великая Отечественная война. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. Многие писатели и поэты во время Великой Отечественной войны оказались в действующей армии, на линии огня. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу творцов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Она немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество, поддержать их в трудную минуту. |
«Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека», — говорил поэт Алексей Сурков. 940 писателей ушли на фронт, 417 не вернулись. |
Во время войны они были не только корреспондентами, они служили в пехоте, были артиллеристами, воевали как летчики и танкисты. Их оружием была не только винтовка. Они сражались и словом. Пусть оно не могло убить врага, зато оно вдохновляло солдата на подвиг, поднимало его боевой дух, помогало в трудную минуту. |
Одним из таких поэтов был Александр Трифонович Твардовский. В основу его стихотворения «Я убит подо Ржевом» легли воспоминания о поездке в 1942 году на фронт, где в то время вели сражения войска под командованием полковника Кириллова Иосифа Константиновича. Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом. При жестоком налете. Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме. |
Наши очи померкли. Пламень сердца погас, На земле по поверке Выкликают не нас. Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна. |
Автор сумел найти тонкую грань между жизнью и смертью, памятью и забвением, за которую уже не перейти. Ее может понять и предвосхитить только талант поэта. Нам достаточно знать, Что была, несомненно, Та последняя пядь На дороге военной. Та последняя пядь, Что уж если оставить, То шагнувшую вспять Ногу некуда ставить. Твардовский раскрыл главную мысль, он выразил словами стихотворения то, к чему стремились «живые и мертвые». |
Стихотворение Александра Твардовского воспринимается как завет всех павших, не доживших до Победы. Эти слова обращены к тем, кто дошел до этого светлого дня, кто победил фашизм. Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее. Эти слова обращены и к последующим поколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни. Остановить войну очень сложно, лучше предостеречь, не допустить ее. Из таких далеких для нас военных времен поэт говорит с потомками, чтобы они помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену — свою жизнь. |
Обратимся к творчеству другого поэта военных лет – Алексея Александровича СуркОва. Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. |
Кто же не слышал эту песню?! Она была самой известной во время Великой Отечественной войны и стала поистине народной. Слова и музыка этого произведения авторские: слова принадлежат поэту и фронтовому корреспонденту Алексею Суркову, а музыка – композитору Константину ЛистОву. |
Стихотворение было написано в ноябре 1941 года и первоначально называлось «В землянке». Сам Алексей Сурков находился тогда на Западном фронте. Посвятил он эти строки своей возлюбленной – Софье Крево. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. |
Самое главное – в этих строках звучит искренность. Даже сейчас, спустя много лет после Великой Отечественной войны, испытываешь особое волнение и трепет. Эта песня затрагивает самые тонкие струны в душе у любого человека. В ней поется о вечном – о жизни и смерти, о страхе и о силе, а самое главное — о любви, которая способна вдохновить, уберечь, спасти. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега... До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. |
Любовь – вот то, что всегда спасает человека, поддерживает его в самой трудной ситуации. Любовь может быть разной: к женщине, к родителям, к Родине, но это та сила, в которой заключается смысл жизни. |
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах поэта Николая Семеновича Тихонова слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Рассмотрим стихотворение «Берлин 9 мая». Дома здесь двадцать лет назад В огне и грохоте кипели, И шли бойцы сквозь этот ад Неотразимо — к высшей цели… |
Любовь к Родине, ненависть к врагу и жажда победы – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика. …И вдруг над яростью атак,Последним, исступленным бредом —Не красный над рейхстагом флаг,А солнце красное Победы! Здесь был окончен долгий путь,Сюда пришли мы за расплатой —И Гитлер не посмел взглянутьВ лицо советскому солдату......И вновь покой на тихих лицах,Берлин встречать весну готов,Не пепел — теплый дождь струитсяНа цвет сияющих садов... |
Автор желает победы, мечтает о ней, верит и торжествует вместе со всем народом в тот день, в тот час, который поистине стал самым счастливым для каждого. Мир изменился, он обрел краски, он вновь стал живым. …О мире люди говорят,Горит воспоминаний пламя,Пусть злобные глаза следятИз ночи западной за нами. И пусть в двадцатую веснуНароды слышат наше слово:Здесь, где добили мы войну,Мы не дадим родиться новой! |
Долг каждого человека — помнить уроки войны, помнить имена и подвиги героев, беречь память о тех, кто отдал свои жизни ради мира и свободы своей Родины. |