Понятие «портфолио», цель, задачи, функции, виды портфолио




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ПМ 05)

План

1.Задание к экзамену

Структура ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Понятие «портфолио», цель, задачи, функции, виды портфолио

4.Характеристика компонентов портфолио к экзамену

Пример оформления титульного листа и содержания портфолио

Как представить портфолио и методическую разработку?

 

 

1.Задание к экзамену: соберите и оформите электронное портфолио работ по ПМ 05, подготовьтесь его представлять и защищать (составить защитное слово), а также презентовать одну методическую разработку (сборник, картотека, система заданий, занятий, методическая папка, материалы аудио-видео сопровождения к занятию). Методическая разработка представляется в комиссию в распечатанном виде (кроме материалов аудио-видео сопровождения к занятию). Портфолио сдается в электронном виде на ДИСКЕ, который подписан (могут быть на 1 диске несколько портфолио-но подписать)

2.Структура ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса (согласно учебному плану)

 

Элементы модуля (код и наименование МДК, код практик) Формы промежуточной аттестации Оценка
МДК.05.01     Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного воз раста   По текущим      
МДК.05.02 Основы проектно-исследовательской деятельности Дифференцированный зачет  
МДК.05.03 Организация личностно-профессионального саморазвития воспитателя ДОУ По текущим  
МДК.05.04 Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и группы Комплексный зачет  
ПП.05.01 Разработка компонентов развивающей предметно-пространственной среды Комплексный зачет  
ПП.05.02 Организация методической работы воспитателя Дифференцированный зачет  

 

 

Понятие «портфолио», цель, задачи, функции, виды портфолио

 

Существуют различные подходы к определению понятия портфолио:

 

Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента
- индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в «продуктном» виде, а с другой – содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося; система оценивания, отслеживания успехов, трудностей и путей их преодоления
- средство мониторинга индивидуальных достижений или форма альтернативного экзамена, инструмент оценки образовательных достижений и дополнения результатов других традиционных контрольно-оценочных средств (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская)
- отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях
- форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности студента с возможностью дальнейшей коррекции индивидуальных траекторий обучения и программ развития
- инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей студента, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)  
- эффективный способ рационального и прозрачного продвижения будущих профессионалов на рынке труда, оценивания имеющихся у них ключевых, профессиональных и творческих компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия с работодателями  

 

Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения, степень освоения общих и профессиональных компетенций, определить направления профессионально – личностного саморазвития

Стратегическая цель портфолио - аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), оценивание реальных достижений студентов по ПМ 04;

Цель портфолио с точки зрения тактики рассматривается таким образом:

· во-первых, объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности и способности студента, продемонстрировать его сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал;

· во-вторых, сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к внешней критике;

· в-третьих, содействовать прогнозированию траектории личностного развития, личностно-профессиональному самоопределению студентов и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры.

Цель портфолио - формирование у студентов потребности в профессионально-личностном саморазвитии, активной профессиональной и личностной позиции, готовности к сотрудничеству через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений, оценку успешности освоения общих и профессиональных компетенций.

Задачи портфолио:

- отслеживать индивидуальные достижения студента; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

- оценивать эффективность саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

- формировать и совершенствовать учебную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию на профессиональную деятельность;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать у них адекватную самооценку;

- проследить индивидуальный прогресс студента в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

- определять количественные и качественные индивидуальные достижения студентов;

- создавать предпосылки и возможности для успешной социализации и профессионализации выпускников.

Функции портфолио

К числу функций студенческого портфолио следует относить в первую очередь те, которые связаны с выявлением с его помощью определенных качеств личности обучаемого или отдельных характеристик осуществляемой им деятельности с дачей последним полной оценки в рамках системы выработанных критериев. Выделяют такие функции портфолио:

Диагностическая - анализ индивидуальных достижений студента с выявлением фактов освоения или не освоения им содержания обучения, успеха или неудачи в решении отдельных профессионально-образовательных задач с соотнесением полученных результатов с системой заранее разработанных стандартов и критериев.

Контрольная - выявление особенностей освоения студентом тех или иных элементов содержания образования с целью определения величины отклонения фактических его показателей от требуемых.

Аттестационная - предоставление информации о результатах подготовки отдельного студента с целью определения возможности признания его как достигшего требуемого образовательного уровня.

Рейтинговая - показывает диапазон сформированных общих и профессиональных компетенций, навыков и умений, определение рейтинга студента в ряду других студентов.

Мотивационная - повышение образовательной и профессиональной мотивации студентов, развитие их способности к самодетерминации.

Организационная - развитие навыков целеполагания, планирования и прогнозирования, способности к самоорганизации деятельности.

Операциональная - развитие навыков осуществления деятельности с учетом условий ее протекания, способности к саморазвитию в деятельности.

Рефлексивная - развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии.

Управления – содействие личностно-профессиональному самоопределению студентов и развитию у них способности самостоятельного проектирования жизни и профессиональной карьеры.

Учетно-информационная - накопление и полноценное отражение свидетельств того или иного состояния профессионально-образовательной деятельности, а также успешность освоения студентом предлагаемого ему содержания.

Развивающая - развитие способности студента самостоятельно осуществлять весь цикл деятельности, выстраивать ее с учетом итогов внешней оценки и самооценки ее процесса и результатов.

Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ.

Корректирующая - реализация системы коррекционных мер по отношению к построению обучающей и профессионально-образовательной деятельности.

Функции портфолио

 

Вышеобозначенные функции позволяют фиксировать, накапливать, отслеживать и оценивать индивидуальные образовательные и профессиональные достижения студента, их динамику в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы; формировать личную ответственность за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования.

Принципы технологии «Портфолио» можно сформулировать следующим образом:

 

Принципы технологии «Портфолио»
Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности
Структуризация и логичность, оптимальность материалов, лаконичность письменных пояснений  
Целостность, тематическая завершенность материалов
Наглядность и обоснованность презентации
Профессиональная этика и открытость материалов
Аккуратность и эстетичность оформления
Научность и практическая значимость представляемых материалов
Систематичность и регулярность самомониторинга

 

Таким образом, портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, позволяя учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, являясь важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Виды портфолио

Портфолио классифицируют по различным основаниям:

 

Основание для классификации Вид портфолио
По видам практико-результативной деятельности · образовательный; · профессиональный.
По субъекту деятельности · индивидуальный; · групповой.
По времени создания · недельный; · семестровый; · курсовой; · за период обучения.
По способу обработки и презентации информации · портфолио в бумажном варианте; · электронный вариант портфолио (онлайн-портфолио).
По практико-результативной деятельности · рефлексивный; · практико-ориентированный; · проблемно-ориентированный; · проблемно-исследовательский; · тематический.
По цели · портфолио достижений; · портфолио личностного развития; · презентационный портфолио; · портфолио-коллектор; · портфолио проекта; · портфолио карьерного продвижения и др.
По содержанию · портфолио работ · портфолио отзывов · портфолио документов · комбинированное


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: