Введение
Рыночные реформы определенным образом изменяют формы и методы управления торговыми предприятиями, и в частности, радикально изменяют подходы и методы в управлении финансами. В условиях рынка возникает необходимость более активного использования методов финансового менеджмента, обусловленная высоким уровнем неопределенности внешней среды, которая влияет на увеличение рисков и потерь при принятии финансовых решений, кризисным финансовым состоянием большинства предприятий, необходимостью оптимизации использования наличных финансовых ресурсов, повышения точности прогнозирования и планирования финансово-хозяйственной деятельности.
Актуальность проблем управления денежными средствами предопределила выбор темы работы, ее цели, задачи и последовательность раскрытия вопросов.
Целью контрольной работы является рассмотрение управления финансами.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
- рассмотреть основные понятия финансов;
- изучить особенности практического управления финансами на примере муниципального образования.
Информационной базой контрольной работы послужили информация из периодической печати, исследования отечественных экономистов, нормативно-правовая информация.
Управление финансами
Финансы (фр. fiпапсе от ср. - лат. fiпапсiа - наличность, доход) - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.
Управление (management) - сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов. Финансовый менеджмент (управление финансами) - форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, возникающих при движении финансовых ресурсов.
|
Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Бюджетирование (разработка системы бюджетов компании) - выраженная в стоимостных показателях программа действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т. д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Цель — обеспечить формирование эффективных, обоснованных затрат и определить качество результатов данных затрат.
Финансовая дисциплина - четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок формирования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ и местного самоуправления.
Соблюдение финансовой дисциплины обеспечивается органами управления финансами, которые являются органами финансового контроля.
Структура органов управления финансами:
- Министерство финансов РФ включает:
|
- Федеральную налоговую службу (ФНС);
- Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ФСФВН);
- Федеральную службу страхового надзора (ФССН);
- Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ);
- Федеральное казначейство;
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);
- Федеральная таможенная служба (ФТС).
Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за:
- соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
|
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФВН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Осуществляет контроль и надзор за: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации и пр.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.
Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; проверку полученной информации. Направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований.
Разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ).
Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.
Управление финансами на примере муниципального образования Веневского района Тульской области
Финансовое управление в муниципального образования Веневского района Тульской области заключается в составлении и утверждении бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы.
Администрацией муниципального образования Веневский район проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы представлен в район 21 ноября 2016 года.
В представленном на рассмотрение собрания депутатов АМО Веневский район проекте бюджета на 2017-2019 годы доходы планируется обеспечить в следующих объемах:
2017 год – 9316,97 тысяч рублей;
2018 год – 8 638,05 тысяч рублей;
2019 год – 8 697,12 тысяч рублей;
Доходная часть бюджета администрации муниципального образования Веневский район сформирована на основании показателей социально-экономического развития муниципального образования Веневского района Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов, сценарных темпов роста, основных бюджетоформирующих показателей, динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет, оценки исполнения 2016 года. Структура доходов муниципального образования Веневского района и изменения в структуре доходов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые доходы бюджета МО Веневский район[1]
Доходы | Проект бюджета | ||
2017г. | 2018г. | 2019г. | |
Налоговые и неналоговые доходы (тыс.рублей) | 5731,40 | 5357,55 | 5384,02 |
Отклонения от предыдущего периода, тыс. руб | -826,80 | 46,15 | 36,47 |
Отклонения от предыдущего периода, % | -13,65 | 0,50 | 0,50 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ всего, в том числе (тыс.рублей) | 3575,57 | 3260,50 | 3293,10 |
Отклонения от предыдущего периода, тыс. руб | 625,17 | -315,07 | 12,60 |
Отклонения от предыдущего периода, % | 32,73 | -9,33 | 1,07 |
Итого доходов | 9316,97 | 8638,05 | 8697,12 |
В 2017 году планируется снижение доходов бюджета МО Веневский район на 678,92 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2016 год, относительно 2015 года снижение доходов бюджета составит 1 005,48 тыс. руб., в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) в объеме 5731,40 тыс. руб.,(планируется снижение на 826,80 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2016 год));
- безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 3575,57 тыс. рублей (планируется снижение доходов на 625,17 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2016 год)).
Доходы бюджета МО Веневский райн на 2018 год прогнозируются в объеме 8 638,05 тыс. руб., в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) в объеме 5 357,55 тыс. руб.,(планируется увеличение на 373,85 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2017 год));
- безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 3260,5 тыс. рублей (планируется снижение доходов на 2315,07 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2017 год)).
Доходы бюджета муниципального образования Веневский район на 2019 год прогнозируются в объеме 8697,12 тыс. руб., в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) в объеме 5384,02 тыс. руб.,(планируется увеличение на 26,47 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2018 год));
- безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 3293,10 тыс. рублей (планируется увеличение доходов на 32,6 тыс. руб. по сравнению с проектом бюджета на 2018 год)).
Расходы, отраженные в Проекте бюджета, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст. 21 БК РФ.
Формирование расходов бюджета муниципального образования осуществлялось с учетом поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению реальных бюджетных расходов и переходу к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического эффекта от каждого бюджетного рубля.
Структура расходов бюджета муниципального образования в разрезе разделов, классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представлена следующими показателями в таблице 2.
Таблица 2 – Планируемые расходы бюджета МО Веневский район
Расходы | Проект бюджета | ||
2017г. | 2018г. | 2019г. | |
Расходы всего (тыс. рублей) | 9316,97 | 8638,05 | 8697,12 |
% к расходам всего | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Общегосударственные вопросы, в т.ч. | 2988,88 | 2631,85 | 2551,16 |
% к расходам | 34,73 | 31,64 | 30,45 |
Резервный фонд (тыс.рублей) | 50,00 | 15,00 | 15,00 |
% к расходам | 0,58 | 0,18 | 0,18 |
Другие общегосударственные расходы (тыс. рублей) | 4,10 | 4,10 | 4,10 |
% к расходам | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Национальная оборона | 184,70 | 184,70 | 184,70 |
% к расходам | 2,15 | 2,22 | 2,20 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1130,00 | 1130,00 | 1130,00 |
% к расходам | 13,13 | 13,58 | 13,49 |
Обеспечение противопожарной безопасности (тыс. рублей) | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
% к расходам | 0,00 | 0,00 | |
Отклонения от предыдущего периода, тыс. руб | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Отклонения от предыдущего периода, % | |||
Жилищно- коммунальное х-во (тыс. рублей) | 490,69 | 426,70 | 433,00 |
% к расходам | 5,70 | 5,13 | 5,17 |
Культура (тыс. рублей) | 3799,50 | 3799,50 | 3799,50 |
% к расходам | 44,14 | 45,68 | 45,36 |
Физическая культура (тыс. рублей) | 13,20 | 13,86 | 14,56 |
% к расходам | 0,15 | 0,17 | 0,17 |
Обслуживание государственного и муниципального долга (тыс. рублей) | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
В соответствии с проектом бюджета в 2017 году общий объем расходов бюджета уменьшится на 201,63 тыс. рублей, по сравнению с проектом бюджета 2016-2018 годов.
В 2017 году из 8 разделов классификации расходов бюджета увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по 3 разделам, уменьшение по 2 разделам, по 3 разделам изменений расходов не происходит.
Наибольшее в процентном выражении наибольшее увеличение расходов по сравнению с бюджетом 2016 года происходит по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 780 тыс. руб. Это связано с тем, что в бюджет 2016 г. были заложены только 30 % необходимых средств, в 2017 г. и последующих 2018 и 2019 гг. расходы планируются в полном объеме и «Культура» на 261,70 тыс. руб.
Увеличение расходов на культуру произошло вследствие увеличения объема дотации из бюджета Тульской области на повышение оплаты труда работникам культуры на 93,6 тыс.руб. в 2017 г. по сравнению с 2016г., а также в результате увеличения расходов на коммунальные нужды на 220 тыс. руб. в 2017 г. по сравнению с 2016 г. Увеличение коммунальных расходов связано с тем что в 2016 году в бюджет была заложена 74 % от необходимых расходов.
Расходу по разделу «Культура» занимают в 2017 году 44,14 % в структуре расходов бюджета МОУ, в 2018 и 2019 годах 45,68% и 45,36 % соответственно
Расходу по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» занимают в 2017 году 13,13 % в структуре расходов бюджета МО, в 2018 и 2019 годах 13,58% и 13,49 % соответственно
Наибольшее снижение расходов по сравнению с проектом бюджета на 2016 года происходит по разделам «общегосударственные вопросы» - на 910,92 тыс. руб. (23,36) % и «Физическая культура» - на 156 тыс. руб. (92,24 %).
Структура расходов раздела «Общегосударственные вопросы» - это расходы на содержание администрации муниципального образования Веневский район и обеспечение деятельности главы администрации муниципального образования Веневский район.
Расходу по разделу «общегосударственные вопросы» занимают в 2017 году 34,73 % в структуре расходов бюджета МО, в 2018 и 2019 годах 31,64% и 30,45 % соответственно.
Расходу по разделу «Физическая культура» занимают в 2017 году 0,15 % в структуре расходов бюджета МО, в 2018 и 2019 годах 0,17% и 0,17 % соответственно.
В 2017 году планируется реализовывать 4 муниципальные программы:
- муниципальная программа «Развитие культуры муниципального образования Веневский район», с объемом финансирования в 2017 году - 3799,5 тыс. руб.
- муниципальная программа «Управление муниципальными финансами администрации МО Веневский район», с объемом финансирования в 2017 году - 50 тыс. руб.;
- Муниципальная программа «Защита населения и территорий муниципального образования Веневский район от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», с объемом финансирования в 2017 году - 20 тыс. руб.;
- муниципальная программа «Благоустройство территории МО Веневский район», с объемом финансирования в 2017 году – 490,69 тыс. руб.;.
Объем бюджетных средств на финансовое обеспечение муниципальных программ включен в бюджет муниципального образования Веневский район, в следующих объемах.
на 2017 год в сумме 4 360,19 тыс. рублей;
на 2018 год в сумме 4 261,20 тыс. рублей;
на 2019 год в сумме 4 267,50 тыс. рублей.
Перечень и объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Веневский район на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ по разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов, классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2017- 2019 годы представлен в приложениях 12-13 к решению собрания депутатов АМО Венева. Администрацией МО Веневский район принято постановление №104 от 24.10.2016 года «Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования Веневского района до 2020 года».
Бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных программ планируется распределить следующим образом (табл.3).
Таблица 3- Планируемые бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных программ
Наименование программы | 2017 год, тыс. руб. |
Муниципальная программа «Развитие культуры муниципального образования Веневкий район», | 3799,5 |
Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами муниципального образования Веневский района» | 50,00 |
Муниципальная программа «Защита населения и территорий муниципального образования Веневский район от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», | 20,00 |
Муниципальная программа «Благоустройство территории муниципального образования Веневский района 2014-2020г.г.» | 490,69 |
Итого | 4360,19 |
Не обоснованных бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств по реализации муниципальных программ МО Веневский район Тульской области, не установлено.
Таким образом, сделаны следующие выводы:
- бюджет МО Веневского района принимается на три года - очередной 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, что соответствует требованиям п.4 ст.169 БК РФ Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- по составу показателей, которые должны содержаться в проекте решения Собрания депутатов АМО Веневский район «О бюджете МО Веневского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», проект бюджета района, не в полной мере соответствует нормам статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Положения «О бюджетном процессе в МО Веневского район (Замечания КСК указаны по тексту заключении);
- планирование доходов бюджета МО Веневского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов осуществлено с учетом главы 23 налогового кодекса РФ (налог на доходы физических лиц), исходя из ожидаемой оценки поступлений в 2016 году и с учетом темпов роста оплаты труда и выплат социального характера на 2017-2019 годы, учтенных в показателях социально-экономического развития района на соответствующий период;
- основные приоритеты бюджетной и налоговой политики в части расходов бюджета МО Веневский район в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов определены с учетом сохранения приоритетного финансового обеспечения отраслей социальной сферы при безусловном исполнении указов Президента;
- в соответствии со статьей 86 БК РФ в проекте бюджета МОУ «ВЦО №1» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов планирование и финансирование расходов бюджета произведено с учетом разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы РФ;
- расходы на обслуживание муниципального долга не планируются, бюджетом 2017-2019 годов не предусмотрены муниципальные заимствования. Верхний предел муниципального долга предусмотрен в проекте решения в соответствие со ст. 107 БК РФ.
- дефицит бюджета не превышает ограничение установленное п. 3 ст. 92.1. БК РФ (планируется принятие бюджета без дефицита).
Заключение
По результатам написания работы сделаны следующие выводы.
Финансы (фр. fiпапсе от ср. - лат. fiпапсiа - наличность, доход) - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования. Управление (management) - сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов. Бюджет МО Веневский район принимается на три года - очередной 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, что соответствует требованиям п.4 ст.169 БК РФ Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- по составу показателей, которые должны содержаться в проекте решения Собрания депутатов АМО Веневский район «О бюджете МО Веневский район на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», проект бюджета района, не в полной мере соответствует нормам статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Положения «О бюджетном процессе в МО Веневский район (Замечания КСК указаны по тексту заключении);
- планирование доходов бюджета МО Веневский район на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов осуществлено с учетом главы 23 налогового кодекса РФ (налог на доходы физических лиц), исходя из ожидаемой оценки поступлений в 2016 году и с учетом темпов роста оплаты труда и выплат социального характера на 2017-2019 годы, учтенных в показателях социально-экономического развития района на соответствующий период;
- основные приоритеты бюджетной и налоговой политики в части расходов бюджета МО Веневский район в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов определены с учетом сохранения приоритетного финансового обеспечения отраслей социальной сферы при безусловном исполнении указов Президента.