Цель занятия: Сформировать у студентов знания о классификации, кодировании и ассортименте товаров.
Задачи: 1. Ознакомиться с классификацией товаров и научиться по коду устанавливать их принадлежность к группе.
2. Познакомиться с ассортиментом продукции из животного сырья.
1. Классификация товаров. Составной частью товароведения как научной дисциплины является классификация товаров; она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.
- Классификация (от лат. classic — разряд, класс и facere — делать, раскладывать) — система соподчиненных понятий (объектов) в какой- либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).
- Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Она также содействует движению науки по ступени эмпирического (опытного) накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.
- В товароведении и торговле классифицируют товары, их свойства, показатели качества и др. Развитие товароведения как научной дисциплины и рациональная организация торговых процессов невозможны без использования классификации товаров.
- Существуют общие принципы, признаки и правила классификации.
- Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.
|
- Признак классификации — свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).
- Правила классификации заключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие признаки.
- Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.
- Вид - одна из основных категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению. Вид может подразделяться на подвиды, а последние — на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.
- Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.
- Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.
- Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.
|
- Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.
- В зависимости от числа ступеней, т. е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).
- Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.
- П ре имущества: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.
- Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине — информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.
- Фасетный (от фр. facette — грань отшлифованного камня) метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группировки (фасеты) по одному признаку в каждой из них. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета, относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из сторон, особенностей этого множества, например сырьевой состав тканей:
- Ткани
- хлопчатобумажные
- льняные
- шерстяные
- шелковые
- Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.
- П реимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.
|
- Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.
- Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.
- Кодирование товаров. Кодирование — это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.
- Код — обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.
- Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.
- Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.
- Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.
- Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод — образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение.
- Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.
- Алфавит кода — система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода — системаштрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.
- Основание кода — число знаков в алфавите.
- Разряд кода — позиция знака в коде, характеризующая определенный признак товара.
- Длина кода — число знаков в коде.
- Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.
- Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.
- Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.
- Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий из двух частей: классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).
- В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.
- Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами — от 01 до 99. На второй ступени — подклассы (ххх...); они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени — группы (хххх..); на четвертой — подгруппы (ххххх.); на пятой — виды продукции (хххххх).
- Глубина классификации продукции определяется ее целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.
- В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.
- Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торговооперативных процессов. В основе классификации лежат такие признаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.
- Непродовольственные товары подразделяют на следующие товарные группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения, товары зеленого строительства и сельскохозяйственного назначения.
- Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно
- водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.
- Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновидности в зависимости от специфических особенностей товаров.
- Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.
- Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.
- Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.
- 2. Ассортимент товаров
- Ассортимент товаров — это определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку (назначение, сырье, способ производства).
- Различают промышленный и торговый ассортимент товаров.
- Промышленный ассортимент представляет товары народного потребления, производимые промышленными предприятиями. Он уже, чем торговый ассортимент, который представляет номенклатуру товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле.
- Торговый ассортимент подразделяют на ассортимент товарной группы, ассортимент торгового предприятия, простой и сложный.
- Ассортимент товарной группы — это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп; он подразделяется на групповой (товары, объединенные по признакам производства или назначения; ткани, трикотаж или одежда, обувь) и внутригрупповой ассортимент — разновидность товаров внутри товарной группы.
- Ассортимент торгового предприятия — это виды и разновидности товаров в универмагах, универсамах, специализированных магазинах.
- Специализированные предприятия реализуют товары одной группы (одежда, обувь), подгруппы (женская обувь), иногда — вида (нитки, галстуки); эти товары должны быть представлены в полной номенклатуре.
- Ассортимент универсамов и универмагов включает товары различных групп.
- Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).
- Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).
- Ассортимент товаров характеризуется количественными характеристиками: структурой, широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью и степенью обновления.
- Структура ассортимента — это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие.
- Ш и рота ассортимента — количество видов и разновидностей товаров определенного назначения.
- Полнота ассортимента — количество разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты — отношением числа разновидностей товаров, находящихся в продаже, к числу разновидностей, определяемых ассортиментным минимумом (перечнем видов, наименований товаров, наличие которых обязательно в торговом предприятии).
- Гл у б и н а ассортимента — количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.
- Устойчивость ассортимента — это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т. е. срока, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
- Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом, долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Как правило, это замена имеющихся товаров новыми изделиями с более высокими потребительскими свойствами.
- Критерием новизны товаров могут служить новые функциональные свойства, улучшенные эргономические и эстетические показатели, большая экономичность использования.
- Управление развитием ассортимента товаров предполагает формирование оптимальной структуры ассортимента, снятие с производства устаревших изделий, производство новых товаров. Осуществляется управление с помощью научного анализа сложившейся структуры ассортимента, путем формирования предпочтительного ассортимента.
- Устойчивое насыщение рынка товарами зависит от формирования ассортимента — пополнения и обновления ассортимента в соответствии с потребностями населения. Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством управления им.
- Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента, можно подразделить на общие и специфические.
- Общими факторами являются спрос и рентабельность.
- Специфические факторы — сырьевая и материально-техническая база производства; достижения научно-технического прогресса и использование современных достижений науки в производстве товаров; социально-демографические и социально-психологические факторы.
- Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под которыми понимают особенности товара, обусловливающие его использование по назначению при определенных условиях и в течение заданного времени.
- Требования к товарам различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования.
- Между уровнем требований к свойствам товаров и качеством их существует определенная диспропорция, благодаря которой ассортимент товаров постоянно обновляется, а их качество повышается.
- Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические.
- Те к у щ и е— это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства и определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламентируются государственными стандартами и техническими условиями.
- Перспективные - это требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Перспективные требования со временем переходят в текущие; появляются требования более высокого уровня.
- Уточнение и изменение текущих требований, разработка перспективных требований к товарам являются одними из главных задач товароведения.
- Общие — это требования к одному или преобладающему большинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, эстетические требования, возможность ремонта.
- Требования к свойствам различных товаров не одинаковы. К одним товарам предъявляют более высокие требования надежности в эксплуатации, а к другим — эстетических свойств.
- Не одинаков характер требований и к товарам разных групп. Так, основное требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — качество звучания, к оконному стеклу — требования к его светопро- пусканию и т. п. Для всех товаров важнейшим является требование вредности для организма человека.
- Специфические требования к товарам определяются преимущественноусловиями их эксплуатации (например, водоотталкивающиесвойстваплащевых тканей, устойчивость фарфоро-фаянсовых изделий к резким перепадам температуры).
- Все требования к товарам подразделяют на требования социального назначения, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, экономические, стандартизации и унификации.
- Требования социального назначения характеризуют соответствие производства товаров общественным потребностям,
- оправданность производства и потребления товаров. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические, гигиенические и другие потребительские свойства товаров.
- Функциональные — это требования к выполнению изделием основной функции.
- Требования к надежности в потреблении предполагают безопасность в работе, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность товаров.
- Эргономические требования включают требования удобства и комфортности изделия в процессе эксплуатации, соответствия изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и другим особенностям организма человека.
- Эстетические — это требования к художественной выразительности и рациональности формы изделия, его соответствию стилю и моде, совершенству исполнения.
- Экологические — это требования охраны окружающей среды от вредных воздействий при производстве, эксплуатации или потреблении, хранении или транспортировании товаров.
- Требования безопасности потребления товаров — это обеспечение биологической, механической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации товаров. Требования безопасности потребления товаров разрабатываются в соответствии с рекомендациями международных стандартов и правилами по технике безопасности.
- Технологические требования характеризуют возможность использования при изготовлении и ремонте изделий современных технологических процессов и оборудования, а также легкость и простоту использования изделий в быту. Технологические требования предъявляют прежде всего к исходным материалам и сырью для производства товаров.
- Экономические требования — требования к затратам труда на производство готовой продукции и требования к затратам потребителей, связанным с приобретением и использованием товаров, а также с их ремонтом.
- Требования стандартизации и унификации характеризуют возможные способы производства товаров на основе стандартных и унифицированных элементов и деталей, а также способов технологии. Стандартизация и унификация предусматривают повышение производительности труда, упрощение технологии производства, уменьшение себестоимости изделий.
Задание 1. Изучить методы классификации.
Задание 2.Научиться анализу ассортимента продукции.
Задание 3. Изучить требования к продукту.
ТЕМА 4. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ
Цель занятия: Сформировать у студентов знания о правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
1. Общие положения
Объектом обязательной сертификации может быть конкретная пищевая продукция, требования к качеству и безопасности которой установлены на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации. Объектами добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р (далее - добровольная сертификация) могут быть любые пищевые продукты, продовольственное сырье, пищевые добавки и другие натуральные и синтетические компоненты, используемые при производстве пищевых продуктов.
Обязательная сертификация пищевой продукции, реализуемой гражданам для их личных бытовых нужд, а также поставляемая в государственный резерв, осуществляется в соответствии с нормативными документами, устанавливающими обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и охрану окружающей среды.
На деятельность по обязательной сертификации пищевой продукции, а также по испытаниям и контролю качества пищевой продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации распространяется государственный контроль и надзор, включая государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемый Государственной метрологической службой Госстандарта России.
Пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации, классифицирована в рамках Системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья на 11 групп однородной продукции
Пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации, может подразделяться на скоропортящуюся продукцию со сроком годности или хранения до одного месяца (кратковременного хранения) и продукцию со сроком годности или хранения более одного месяца (длительного хранения), что влияет на выбор схемы сертификации.
Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения осуществляется после ветеринарно - санитарной экспертизы (ветсаноценки), проводимой в соответствии с действующими ветеринарно - санитарными правилами и при обязательном наличии ветеринарных сопроводительных документов, (ветсвидетельств, ветсертификатов), выданных в установленном порядке.
Добровольная сертификация в Системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" проводится аккредитованными в системе ГОСТ Р органами по сертификации по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем. Область аккредитации органов по сертификации, проводящих добровольную сертификацию, должна содержать перечень продукции, показателей и нормативную документацию на проведение заявленных испытаний. Сертификаты соответствия при добровольной сертификации оформляются на специальном бланке Системы сертификации ГОСТ Р. Добровольная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья проводится по тем же правилам и процедурам, что и обязательная сертификация. Так же, как и в случае обязательной сертификации, при добровольной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья необходимым первоначальным этапом работы является идентификация сертифицируемой продукции.
Добровольная сертификация пищевой продукции, включенной в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, может быть проведена:
- если продукция не предназначена для реализации гражданам для личных бытовых нужд либо для поставки в государственный материальный резерв;
- если продукция не предназначена для реализации на территории Российской Федерации;
- если по требованию заявителя необходимо дополнительно к обязательным требованиям нормативных документов подтвердить также такие требования, соответствие которым, согласно законодательству Российской Федерации, не подтверждается при обязательной сертификации. Добровольная сертификация проводится на соответствие показателям нормативных, технических или иных документов, представленных заявителем (стандарты, технические условия, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, гигиенические заключения, технические задания, требования контракта и др.).
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Выполнение требований перерабатывающих или заготовительных предприятий о предоставлении подтверждения безопасности сельскохозяйственной продукции и сырья, поступающих на переработку или хранение (не предназначенных для непосредственной реализации потребителям или в госрезерв), может осуществляться в рамках добровольной сертификации.
Оплата работ по обязательной сертификации пищевой продукции производится заявителем.
Сертификацию пищевой продукции проводят органы по сертификации, получившие в установленном порядке право осуществления работ по сертификации пищевой продукции.
Информация о действующих в Системе органах по сертификации пищевой продукции и аккредитованных испытательных лабораториях предоставляется по запросу заявителей территориальными органами Госстандарта России или Государственным реестром Госстандарта России.
Органы по сертификации при сертификации пищевой продукции должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредитованных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям, установленным в нормативных документах.
При отсутствии аттестованных методик (при отсутствии в методиках характеристик погрешности результатов измерений, алгоритмов и нормативов их оперативного контроля) измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, что используемые не аттестованные методики утверждены в установленном порядке.
Перечень методик испытаний, допускаемых к применению для контроля показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации. Допускается использование методик испытаний, если они введены в действие на территории РФ в качестве государственных стандартов.
При сертификации пищевой продукции изучается информация о продукции, нормативных документах, регламентирующих показатели и методы испытаний, номенклатуре показателей, подлежащих контролю; проводится идентификация продукции, в том числе проверяется происхождение, соответствие продукции сопроводительной и нормативной документации, принадлежность к данной партии и др. Проводятся испытания для проверки характеристик (показателей) продукции, позволяющих:
полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, окружающей среды, установленных в нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях использования и транспортирования этой продукции;
получить информацию об органолептических свойствах продукции, о ее химическом составе и т.п., если для идентификации продукции необходимо проведение таких испытаний.
По решению органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что остальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно - гигиенического, ветеринарного, а также документами о состоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в конкретном регионе.
Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из схем, изложенных в изменении 1 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 № 15 и зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 01.08.96, регистрационный № 1139 (Российские вести, 1996, № 147; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, № 5). Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение.
В дополнение к схемам сертификации, приведенным в изменении № 1 к Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации, подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.
Для сертификации пищевой продукции не используются схемы сертификации 1, 6, 8. Схема 9 преимущественно рекомендуется при сертификации продукции, реализуемой фермерскими хозяйствами и потребительской кооперацией.
- Сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб, взятых из сферы торговли (схема 2);
- Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 2 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема 2а);
Сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции, на основе испытаний образцов (проб), взятых со склада готовой продукции предприятия - изготовителя (схема 3);
Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 3 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема За);
Сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний образцов (проб), взятых из сферы торговли и со склада готовой продукции предприятия - изготовителя (схема 4);
Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 4 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема 4а);
Сертификат на продукцию может быть выдан, если проведена сертификация производства или сертификация систем качества, на основании положительных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении инспекционного контроля за сертифицированным производством или стабильностью функционирования системы качества (схема 5);
Порядок проведения сертификации производств, в том числе составление программы проверки - по ГОСТ Р 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств", порядок проведения сертификации систем качества - по ГОСТ Р 40.003-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества". Вопросы метрологического обеспечения, в том числе вопросы наличия заключения о состоянии метрологического обеспечения производства или системы качества, должны быть решены при сертификации производства или системы качества;
Сертификат на продукцию может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытаний представительной выборки образцов (проб) от партии, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией (схема 7). При сертификации по 7-й схеме в сертификате в разделе "Дополнительная информация" необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (маркировка или номер, дата выработки, срок годности, условия хранения, срок, в течение которого действителен сертификат, и др.);
Сертификат на продукцию может быть выдан на основании декларации о соответствии заявителя (изготовителя, поставщика) с прилагаемыми документами, подтверждающими, что продукция соответствует всем требованиям безопасности (схема 9);
Сертификат на продукцию может быть выдан на основании декларации о соответствии заявителя (изготовителя, поставщика) с прилагаемыми документами, подтверждающими, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, и при положительных результатах анализа состояния производства (схема 9а);
Сертификат на продукцию может быть выдан на основании декларации о соответствии заявителя (изготовителя, поставщика) с прилагаемыми документами, подтверждающими, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, и при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний образцов (проб), взятых у изготовителя или продавца (схема Ю); *
Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 10 будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема 10а).
- При проведении сертификации по схемам 9а, 10, 10а, основанным на декларации о соответствии, заявитель (изготовитель, продавец) прилагает документы, подтверждающие, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, в том числе:
Для отечественной продукции:
Документы, содержащие результаты проверки изготовителя службами государственного надзора, гигиеническое заключение, ветеринарные свидетельства (ветсертификаты) для животноводческой продукции; протоколы испытаний и сертификаты соответствия на используемое сырье, а также иные документы.
Для импортируемой продукции:
Гигиеническое заключение, свидетельства о безопасности для здоровья людей, выданные компетентными организациями страны - изготовителя, сертификаты качества изготовителя и протоколы испытаний, сертификаты происхождения либо информация о происхождении продукции в виде справки к грузовой таможенной декларации и т.п. ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции.
В качестве заявителя по данным схемам может выступать изготовитель продукции либо другое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке.
- Продовольственное сырье и пищевую продукцию, поставляемую в государственный резерв, рекомендуется сертифицировать по схеме 7. Продукция должна иметь сертификат соответствия, действительный на весь период хранения, с учетом срока годности продукции, действующий при отпуске продукции.