Тема 3. Классификация и кодирование товаров




 

Цель занятия: Сформировать у студентов знания о классификации, кодировании и ассортименте товаров.

Задачи: 1. Ознакомиться с классификацией товаров и научиться по коду устанавливать их принадлежность к группе.

2. Познакомиться с ассортиментом продукции из животного сырья.

 

1. Классификация товаров. Составной частью товароведения как научной дисциплины является классификация товаров; она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.

- Классификация (от лат. classic — разряд, класс и facere — делать, раскладывать) — система соподчиненных понятий (объектов) в какой- либо области знания или деятельности человека, используемая как сред­ство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).

- Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Она также содействует движению науки по ступени эмпирического (опытного) накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретичес­ких аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономер­ностей.

- В товароведении и торговле классифицируют товары, их свой­ства, показатели качества и др. Развитие товароведения как научной дисциплины и рациональная организация торговых процессов не­возможны без использования классификации товаров.

- Существуют общие принципы, признаки и правила классификации.

- Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифи­цируемых признаков.

- Признак классификации — свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).

- Правила классификации заключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от выс­ших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие при­знаки.

- Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.

- Вид - одна из основных категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформ­лению. Вид может подразделяться на подвиды, а последние — на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.

- Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осу­ществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархи­ческий и фасетный методы классификации.

- Иерархический метод классификации характеризуется последова­тельным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна кон­кретизировать признак вышестоящей ступени.

- Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

- Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.

- В зависимости от числа ступеней, т. е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).

- Иерархический метод характеризуется следующими преимуще­ствами и недостатками.

- П ре имущества: возможность группировки объектов по боль­шинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

- Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвя­занных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине — информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

- Фасетный (от фр. facette — грань отшлифованного камня) метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группи­ровки (фасеты) по одному признаку в каждой из них. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета, относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из сторон, особенностей этого множества, например сырьевой со­став тканей:

- Ткани

- хлопчатобумажные

- льняные

- шерстяные

- шелковые

- Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

- П реимущества: гибкость и удобство использования; возмож­ность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

- Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группи­ровках.

- Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерар­хического и фасетного методов позволяет использовать их при практи­ческом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.

- Кодирование товаров. Кодированиеэто образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.

- Код — обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.

- Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифро­вых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

- Кодирование товаров способствует упорядочению объектов клас­сификации (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

- Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.

- Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод — образование кода из чисел натурального ряда и его присво­ение.

- Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.

- Алфавит кода — система букв, цифр или их сочетаний, при­нятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода — системаштрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

- Основание кода — число знаков в алфавите.

- Разряд кода — позиция знака в коде, характеризующая опре­деленный признак товара.

- Длина кода — число знаков в коде.

- Методы кодирования, наряду с методами классификации, исполь­зуются при построении классификаторов.

- Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в на­родном хозяйстве России и международной торговле.

- Различают следующие категории классификаторов: общероссий­ские, отраслевые и предприятий.

- Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий из двух частей: класси­фикационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).

- В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.

- Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, под­группа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами — от 01 до 99. На второй ступени — подклассы (ххх...); они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени — группы (хххх..); на чет­вертой — подгруппы (ххххх.); на пятой — виды продукции (хххххх).

- Глубина классификации продукции определяется ее целью, коли­чеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.

- В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции кон­кретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десяти­разрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

- Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово­оперативных процессов. В основе классификации лежат такие при­знаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.

- Непродовольственные товары подразделяют на сле­дующие товарные группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металло­хозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, юве­лирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения, товары зеленого строительства и сельскохозяйственного назначения.

- Продовольственные товары подразделяют на следу­ющие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно­

- водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.

- Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновид­ности в зависимости от специфических особенностей товаров.

- Учебная классификация предусматривает наиболее последователь­ное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.

- Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые под­разделяют на группы, принятые в торговой классификации.

- Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.

- 2. Ассортимент товаров

- Ассортимент товаров — это определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку (назначение, сырье, способ производства).

- Различают промышленный и торговый ассортимент товаров.

- Промышленный ассортимент представляет товары народного потребления, производимые промышленными предприятиями. Он уже, чем торговый ассортимент, который представляет номенк­латуру товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле.

- Торговый ассортимент подразделяют на ассортимент товарной группы, ассортимент торгового предприятия, простой и сложный.

- Ассортимент товарной группы — это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп; он подразделяется на групповой (товары, объединенные по признакам производства или назначения; ткани, трикотаж или одежда, обувь) и внутригрупповой ассортимент — разновидность товаров внутри товарной группы.

- Ассортимент торгового предприятия — это виды и разно­видности товаров в универмагах, универсамах, специализированных магазинах.

- Специализированные предприятия реализуют товары одной группы (одежда, обувь), подгруппы (женская обувь), иногда — вида (нитки, галстуки); эти товары должны быть представлены в полной номенк­латуре.

- Ассортимент универсамов и универмагов включает товары раз­личных групп.

- Товары простого ассортимента подразделяют по ограничен­ному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).

- Товары сложного ассортимента подразделяют по многим при­знакам и в пределах одного вида различают по назначению, исход­ным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).

- Ассортимент товаров характеризуется количественными характе­ристиками: структурой, широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью и степенью обновления.

- Структура ассортимента — это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассорти­мента считается рациональной, если она в наибольшей степени со­ответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие.

- Ш и рота ассортимента — количество видов и разновидностей товаров определенного назначения.

- Полнота ассортимента — количество разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты — отно­шением числа разновидностей товаров, находящихся в продаже, к числу разновидностей, определяемых ассортиментным минимумом (перечнем видов, наименований товаров, наличие которых обяза­тельно в торговом предприятии).

- Гл у б и н а ассортимента — количество разновидностей конкрет­ного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.

- Устойчивость ассортимента — это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т. е. срока, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименова­ний находятся в реализации. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

- Степень обновления ассортимента характеризуется удель­ным весом, долей новых изделий в общем объеме товаров, посту­пивших в продажу. Как правило, это замена имеющихся товаров новыми изделиями с более высокими потребительскими свойствами.

- Критерием новизны товаров могут служить новые функциональные свойства, улучшенные эргономические и эстетические показатели, большая экономичность использования.

- Управление развитием ассортимента товаров предполагает фор­мирование оптимальной структуры ассортимента, снятие с произ­водства устаревших изделий, производство новых товаров. Осущест­вляется управление с помощью научного анализа сложившейся структуры ассортимента, путем формирования предпочтительного ассортимента.

- Устойчивое насыщение рынка товарами зависит от формирования ассортимента — пополнения и обновления ассортимента в соответст­вии с потребностями населения. Формирование товарного ассорти­мента является одновременно и средством управления им.

- Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента, можно подразделить на общие и специфические.

- Общими факторами являются спрос и рентабельность.

- Специфические факторы — сырьевая и материально-техническая база производства; достижения научно-технического прогресса и использование современных достижений науки в производстве товаров; социально-демографические и социально-психологические факторы.

- Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под которыми понимают особенности товара, обусловливающие его использование по назначению при определенных условиях и в течение заданного времени.

- Требования к товарам различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования.

- Между уровнем требований к свойствам товаров и качеством их существует определенная диспропорция, благодаря которой ассор­тимент товаров постоянно обновляется, а их качество повышается.

- Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические.

- Те к у щ и е— это требования, предъявляемые к выпускаемой про­дукции серийного производства и определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламенти­руются государственными стандартами и техническими условиями.

- Перспективные - это требования, разрабатываемые на ос­нове прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Перспективные требова­ния со временем переходят в текущие; появляются требования более высокого уровня.

- Уточнение и изменение текущих требований, разработка перспек­тивных требований к товарам являются одними из главных задач товароведения.

- Общие — это требования к одному или преобладающему боль­шинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения ос­новной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, эстетические требования, возможность ремонта.

- Требования к свойствам различных товаров не одинаковы. К одним товарам предъявляют более высокие требования надежности в экс­плуатации, а к другим — эстетических свойств.

- Не одинаков характер требований и к товарам разных групп. Так, основное требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — качество звучания, к оконному стеклу — требования к его светопро- пусканию и т. п. Для всех товаров важнейшим является требование вредности для организма человека.

- Специфические требования к товарам определяются преиму­щественноусловиями их эксплуатации (например, водоотталкива­ющиесвойстваплащевых тканей, устойчивость фарфоро-фаянсовых изделий к резким перепадам температуры).

- Все требования к товарам подразделяют на требования социаль­ного назначения, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, эко­номические, стандартизации и унификации.

- Требования социального назначения характеризуют соответствие производства товаров общественным потребностям,

- оправданность производства и потребления товаров. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические, гигиенические и другие потребительские свойства товаров.

- Функциональные — это требования к выполнению изделием основной функции.

- Требования к надежности в потреблении предпола­гают безопасность в работе, сохраняемость, долговечность, ремонто­пригодность товаров.

- Эргономические требования включают требования удобства и комфортности изделия в процессе эксплуатации, соответствия изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и другим особенностям организма человека.

- Эстетические — это требования к художественной выра­зительности и рациональности формы изделия, его соответствию стилю и моде, совершенству исполнения.

- Экологические — это требования охраны окружающей среды от вредных воздействий при производстве, эксплуатации или потреб­лении, хранении или транспортировании товаров.

- Требования безопасности потребления товаров — это обеспечение биологической, механической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации товаров. Требования безопасности потребления товаров разрабатываются в соответствии с рекомен­дациями международных стандартов и правилами по технике безо­пасности.

- Технологические требования характеризуют возможность использования при изготовлении и ремонте изделий современных технологических процессов и оборудования, а также легкость и про­стоту использования изделий в быту. Технологические требования предъявляют прежде всего к исходным материалам и сырью для про­изводства товаров.

- Экономические требования — требования к затратам труда на производство готовой продукции и требования к затратам потре­бителей, связанным с приобретением и использованием товаров, а также с их ремонтом.

- Требования стандартизации и унификации харак­теризуют возможные способы производства товаров на основе стан­дартных и унифицированных элементов и деталей, а также способов технологии. Стандартизация и унификация предусматривают повы­шение производительности труда, упрощение технологии производ­ства, уменьшение себестоимости изделий.

Задание 1. Изучить методы классификации.

Задание 2.Научиться анализу ассортимента продукции.

Задание 3. Изучить требования к продукту.

 

ТЕМА 4. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРО­ДУКТОВ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ

 

Цель занятия: Сформировать у студентов знания о правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.

1. Общие положения

Объектом обязательной сертификации может быть конкретная пи­щевая продукция, требования к качеству и безопасности которой уста­новлены на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" перечень товаров, подлежащих обязательной сер­тификации, утверждается Правительством Российской Федерации. Объектами добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р (далее - добровольная сертификация) могут быть любые пищевые продукты, продовольственное сырье, пищевые добавки и другие натуральные и синтетические компоненты, используемые при производстве пищевых продуктов.

Обязательная сертификация пищевой продукции, реализуемой гра­жданам для их личных бытовых нужд, а также поставляемая в государ­ственный резерв, осуществляется в соответствии с нормативными до­кументами, устанавливающими обязательные требования, направлен­ные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и охрану ок­ружающей среды.

На деятельность по обязательной сертификации пищевой продукции, а также по испытаниям и контролю качества пищевой продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации распространяется государственный контроль и надзор, включая государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемый Государственной метрологической службой Госстандарта России.

Пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации, классифицирована в рамках Системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья на 11 групп однородной продукции

Пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации, мо­жет подразделяться на скоропортящуюся продукцию со сроком годности или хранения до одного месяца (кратковременного хранения) и продук­цию со сроком годности или хранения более одного месяца (длительно­го хранения), что влияет на выбор схемы сертификации.

Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов жи­вотного происхождения осуществляется после ветеринарно - санитар­ной экспертизы (ветсаноценки), проводимой в соответствии с дейст­вующими ветеринарно - санитарными правилами и при обязательном наличии ветеринарных сопроводительных документов, (ветсвидетельств, ветсертификатов), выданных в установленном порядке.

Добровольная сертификация в Системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации "О сертификации продукции и услуг" проводится ак­кредитованными в системе ГОСТ Р органами по сертификации по ини­циативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем. Область аккредитации органов по сертификации, проводя­щих добровольную сертификацию, должна содержать перечень продук­ции, показателей и нормативную документацию на проведение заявлен­ных испытаний. Сертификаты соответствия при добровольной сертифи­кации оформляются на специальном бланке Системы сертификации ГОСТ Р. Добровольная сертификация пищевых продуктов и продоволь­ственного сырья проводится по тем же правилам и процедурам, что и обязательная сертификация. Так же, как и в случае обязательной сер­тификации, при добровольной сертификации пищевых продуктов и про­довольственного сырья необходимым первоначальным этапом работы является идентификация сертифицируемой продукции.

Добровольная сертификация пищевой продукции, включенной в но­менклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, может быть проведена:

- если продукция не предназначена для реализации гражданам для лич­ных бытовых нужд либо для поставки в государственный материальный резерв;

- если продукция не предназначена для реализации на территории Рос­сийской Федерации;

- если по требованию заявителя необходимо дополнительно к обязатель­ным требованиям нормативных документов подтвердить также такие требования, соответствие которым, согласно законодательству Россий­ской Федерации, не подтверждается при обязательной сертификации. Добровольная сертификация проводится на соответствие показателям нормативных, технических или иных документов, представленных зая­вителем (стандарты, технические условия, санитарные правила и нор­мы, гигиенические нормативы, гигиенические заключения, технические задания, требования контракта и др.).

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Выполнение требований перерабатывающих или заготовительных предприятий о предоставлении подтверждения безопасности сельскохо­зяйственной продукции и сырья, поступающих на переработку или хра­нение (не предназначенных для непосредственной реализации потреби­телям или в госрезерв), может осуществляться в рамках добровольной сертификации.

Оплата работ по обязательной сертификации пищевой продукции производится заявителем.

Сертификацию пищевой продукции проводят органы по сертифика­ции, получившие в установленном порядке право осуществления работ по сертификации пищевой продукции.

Информация о действующих в Системе органах по сертификации пище­вой продукции и аккредитованных испытательных лабораториях предос­тавляется по запросу заявителей территориальными органами Госстан­дарта России или Государственным реестром Госстандарта России.

Органы по сертификации при сертификации пищевой продукции должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредито­ванных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, по­зволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям, установ­ленным в нормативных документах.

При отсутствии аттестованных методик (при отсутствии в методиках ха­рактеристик погрешности результатов измерений, алгоритмов и норма­тивов их оперативного контроля) измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испыта­тельной лабораторией, могут быть признаны действительными при ус­ловии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и проце­дур контроля точности получаемых результатов и при условии, что ис­пользуемые не аттестованные методики утверждены в установленном порядке.

Перечень методик испытаний, допускаемых к применению для кон­троля показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сер­тификации. Допускается использование методик испытаний, если они введены в действие на территории РФ в качестве государственных стандартов.

При сертификации пищевой продукции изучается информация о продукции, нормативных документах, регламентирующих показатели и методы испытаний, номенклатуре показателей, подлежащих контролю; проводится идентификация продукции, в том числе проверяется проис­хождение, соответствие продукции сопроводительной и нормативной документации, принадлежность к данной партии и др. Проводятся испы­тания для проверки характеристик (показателей) продукции, позволяю­щих:

полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, окружающей среды, установленных в нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязатель­ной сертификации, при обычных условиях использования и транспорти­рования этой продукции;

получить информацию об органолептических свойствах продукции, о ее химическом составе и т.п., если для идентификации продукции необхо­димо проведение таких испытаний.

По решению органа по сертификации испытания могут быть прове­дены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что ос­тальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно - гигиенического, ветеринарного, а также документами о состоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в кон­кретном регионе.

Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из схем, изложенных в изменении 1 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 № 15 и зарегистрированном Министер­ством юстиции Российской Федерации 01.08.96, регистрационный № 1139 (Российские вести, 1996, № 147; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, № 5). Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сер­тификации при минимизации затрат на ее проведение.

В дополнение к схемам сертификации, приведенным в изменении № 1 к Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации, подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, может также проводиться посредством принятия изгото­вителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготови­тель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (прода­ваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Пе­речни продукции, соответствие которой может быть подтверждено дек­ларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Феде­рации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регист­рируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.

Для сертификации пищевой продукции не используются схемы сертифи­кации 1, 6, 8. Схема 9 преимущественно рекомендуется при сертифика­ции продукции, реализуемой фермерскими хозяйствами и потребитель­ской кооперацией.

- Сертификат на продукцию может быть выдан на основании положи­тельных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккреди­тованных испытательных лабораториях при осуществлении последую­щего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб, взятых из сферы торговли (схема 2);

- Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 2 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема 2а);

Сертификат на продукцию может быть выдан на основании положи­тельных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккреди­тованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции, на осно­ве испытаний образцов (проб), взятых со склада готовой продукции предприятия - изготовителя (схема 3);

Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 3 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема За);

Сертификат на продукцию может быть выдан на основании положи­тельных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккреди­тованных испытательных лабораториях при осуществлении последую­щего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний образцов (проб), взятых из сферы торговли и со склада гото­вой продукции предприятия - изготовителя (схема 4);

Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 4 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции (схема 4а);

Сертификат на продукцию может быть выдан, если проведена серти­фикация производства или сертификация систем качества, на основа­нии положительных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении ин­спекционного контроля за сертифицированным производством или ста­бильностью функционирования системы качества (схема 5);

Порядок проведения сертификации производств, в том числе составле­ние программы проверки - по ГОСТ Р 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств", порядок проведения сертификации систем качества - по ГОСТ Р 40.003-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем ка­чества. Порядок проведения сертификации систем качества". Вопросы метрологического обеспечения, в том числе вопросы наличия заключе­ния о состоянии метрологического обеспечения производства или сис­темы качества, должны быть решены при сертификации производства или системы качества;

Сертификат на продукцию может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытаний представительной выборки образцов (проб) от партии, проводимых аккредитованной испы­тательной лабораторией (схема 7). При сертификации по 7-й схеме в сертификате в разделе "Дополнительная информация" необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (марки­ровка или номер, дата выработки, срок годности, условия хранения, срок, в течение которого действителен сертификат, и др.);

Сертификат на продукцию может быть выдан на основании деклара­ции о соответствии заявителя (изготовителя, поставщика) с прилагае­мыми документами, подтверждающими, что продукция соответствует всем требованиям безопасности (схема 9);

Сертификат на продукцию может быть выдан на основании деклара­ции о соответствии заявителя (изготовителя, поставщика) с прилагаемыми документами, подтверждающими, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, и при положительных результатах анализа состояния производства (схема 9а);

Сертификат на продукцию может быть выдан на основании декларации о соответствии заявителя (изготовителя, поставщика) с прилагае­мыми документами, подтверждающими, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, и при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе ис­пытаний образцов (проб), взятых у изготовителя или продавца (схема Ю); *

Сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 10 будет проведен анализ состояния производства сертифици­руемой продукции (схема 10а).

- При проведении сертификации по схемам 9а, 10, 10а, основанным на декларации о соответствии, заявитель (изготовитель, продавец) при­лагает документы, подтверждающие, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, в том числе:

Для отечественной продукции:

Документы, содержащие результаты проверки изготовителя службами государственного надзора, гигиеническое заключение, ветеринарные свидетельства (ветсертификаты) для животноводческой продукции; про­токолы испытаний и сертификаты соответствия на используемое сырье, а также иные документы.

Для импортируемой продукции:

Гигиеническое заключение, свидетельства о безопасности для здоровья людей, выданные компетентными организациями страны - изготовите­ля, сертификаты качества изготовителя и протоколы испытаний, серти­фикаты происхождения либо информация о происхождении продукции в виде справки к грузовой таможенной декларации и т.п. ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции.

В качестве заявителя по данным схемам может выступать изготовитель продукции либо другое юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, зарегистрированные в установленном порядке.

- Продовольственное сырье и пищевую продукцию, поставляемую в государственный резерв, рекомендуется сертифицировать по схеме 7. Продукция должна иметь сертификат соответствия, действительный на весь период хранения, с учетом срока годности продукции, действующий при отпуске продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: