ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование и полное библиографическое описание Количество экземпляров в библиотеке
Основная литература
  Абрамова Г.С.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студ. Вузов. – М.: Академия, 1998. – 320 с.  
  Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.  
  Белобрыкина О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.  
  Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.  
Дополнительная литература
  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Сфера, 1993. – 240 с.  
  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996. – 240 с.  
  Практикум по возрастной психологии /Под ред.Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.  
  Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 160 с.  
  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.  
  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х кн. – М., 1999.  
  Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – С.329-334.)  
  Абрамова Г.С.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студ. Вузов. – М.: Академия, 1998. – 320 с.  
  Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.  

 

Приложение

План психологического анализа урока:

I. Психологическая цель урока

1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели.

2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.

3.В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, используемые методические приемы и весь стиль урока отвечают поставленной психологической цели.

II. Стиль урока

1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие – учащимися (кто ставит проблему, кто ее формулирует, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемой учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения; ж) педагогический такт учителя;

з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).

2. Особенности самоорганизации учителя:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой, психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистичный подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

III. Организация познавательной деятельности учащихся

1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

б) какие использовались условия и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

г) какие формы работы использовались для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения для повторения и др.).

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.);

б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понятия, создании новых образов;

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задания различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

г) каков уровень достигнутого понятия (описательный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условия ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и формированию работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переноса ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

IV. Организованность учащихся

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).

2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

V. Учет возрастных особенностей учащихся

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении: в определении цели и стиле урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

 

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики

 

Материально-техническое обеспечение учебной практики формируется кафедрой общей и прикладной психологии и педагогики и сторонними организациями (предприятия, учреждения), реализующими проведение этапов учебной практики.

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 «Психология».

Программа одобрена на заседании кафедры общей, прикладной психологии и педагогики Севастопольского государственного университета 12 сентября 2016 года, протокол № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: