Тест «Семь «Я» человека».
Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».
Инструкция:
Посмотрите на эту человеческую фигуру, она состоит из семи частей, семи людей, объединенных в единое целое. Ваша задача — выделить ту из фигур, которая кажется вам наиболее важной, основной. Возможно, вы выделите не одну фигуру, а две или несколько, это на ваше усмотрение.
(Ребята выполняют задание (2-3 минуты).)
Для того чтобы вам стал понятен смысл этого теста, надо расшифровать значение каждого символа. Один человек состоит из семи так называемых оболочек, семи жизненно важных элементов. Остановимся на каждой оболочке в отдельности.
Ключ к тесту.
• ОБОЛОЧКА ПЕРВАЯ, ВНЕШНЯЯ - это человек общественный, то есть отношение человека с обществом, с его непосредственным окружением. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то можно говорить о том, что в вашей жизни большую роль играет социальный статус, иерархия, положение в обществе, материальные ценности и блага цивилизации.
• ОБОЛОЧКА ВТОРАЯ — это собственно личность человека, накопленный им жизненный опыт, его отношение к добру и злу, жизненные установки, воспитание и заложенные в него родителями моральные ценности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то для вас на первом месте стоит душа человека, духовные ценности.
• ОБОЛОЧКА ТРЕТЬЯ — высокие помыслы человека, его мечты, заложенный в нем творческий потенциал. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы, несомненно, являетесь натурой творческой, богато одаренной, вы цените окружающий вас мир и умеете наслаждаться его красотой, не пытаясь извлечь из нее корысть. Вы эстет, художник и поэт.
• ОБОЛОЧКА ЧЕТВЕРТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ – это интеллект человека, эрудиция, способность к трезвому восприятию мира, адекватность оценки и здравый смысл. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы в полной мере обладаете всеми перечисленными качествами и в других людях цените то же самое.
|
• ОБОЛОЧКА ПЯТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ - это область человеческих чувств, эмоции. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы живете, прежде всего чувствами, вы воспринимаете мир сердцем, для вас на первое место выходят отношения с людьми, ваши ощущениями впечатления от мира. Вы ненавидите холодную расчетливость и за искренность готовы простить человеку любую нанесенную вам обиду.
• ОБОЛОЧКА ШЕСТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ - это женственность или мужественность, чувственность.
ОБОЛОЧКА СЕДЬМАЯ, ВНУТРЕННЯЯ — импульсивность, противоречивость, склонность к сомнениям. В любом человеке сидит чертик, и если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ то в вас он очень силен.
Занятие №2 Кто я такой
Цель: способствовать развитию адекватной самооценки, рефлексии, научить находить положительные стороны личности.
2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно.
3. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?
Игра встают в круг бросают мяч и называют каждый каждому ласковое имя.
1. Игра на сплочение группы “Островок”.
На выделенном небольшом участке пола нужно по очереди разместиться всем членам группы. Для этого необходимо встать как можно ближе друг к другу.
упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»
|
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?
Упражнение. «Салфетка»
Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
Упражнение «Понятия»
Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку
На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.
Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:
1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия
Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.
Упражнение «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
|
2. Вы когда–нибудь оценивали себя, свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли эта ваша самооценка с оценкой вас другими людьми?
Оценка самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется самооценкой.
Бывает, что человек думает лучше, чем он есть на самом деле – это завышенная самооценка, а бывает наоборот: заниженная самооценка. И то и другое – будет мешать вам жить, становиться лучше.
Окружающие люди, с которыми вы себя сравниваете, а также общественные нормы и ценности, с которыми вы сопоставляете свои действия, играют роль зеркала, в которое смотрится каждый из нас, составляя образ своего Я.
Чтобы оценить себя, нужно какое–либо ваше действие, качество (внешнее или внутреннее – личностное), ощущение, м.б. мысль осознать, зафиксировать, а потом – оценить. Например, как я вчера вечером разговаривал с мамой...
Такое целенаправленное наблюдение своих поступков, действий, качеств называют самонаблюдением.
3. Рекомендации “Как наблюдать за собой”
- Самонаблюдение лучше всего начинать с контроля за своей осанкой, походкой, далее – манерой говорить, рассказывать, выслушивать других. Затем, используя прием сравнения, обратите внимание как ходят другие, говорят, улыбаются, слушают, спорят и т.д.
- Другой человек – это зеркало: смотри, сравнивай, делай выводы, чем ты сильнее, чем слабее других.
- Внимание! Трудность самонаблюдения состоит в том, что тебе приходится одновременно действовать, трудиться и наблюдать за собой, фиксировать свои поступки. При самонаблюдении надо научиться переключать внимание то на событие, то на себя. Это требует многократных тренировок.
- Выделение главного. Постоянно отдавать себе отчет, что сейчас происходит, что и зачем делаете и т.д.
- Быстрая, сиюминутная самооценка при тех или иных ситуациях наиболее субъективна. Она будет точнее при последующем анализе пережитого.
- Восстанавливая в памяти прожитый день, неделю, отмечайте главное, что произошло, как вы реагировали на события, как вели себя, что говорили. И главное: как можно было бы лучше поступить или сказать.
Упражнение «Список черт»
Цель: помочь подросткам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.
Время: 10 минут.
Инструкция: Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку «плюс» (+) для тех черт, которые соответствуют вашему мнению о себе. Используйте «минус» (–), чтобы отметить черты, не свойственные вам, и знак вопроса (?), если не уверены в ответе.
Черты характера | “+” “–” “?” | Какие черты вы хотели бы изменить? |
Нравлюсь себе | ||
Остерегаюсь других или обижен | ||
Люди могут доверять мне | ||
Всегда сохраняю доброе выражение лица | ||
Обычно высказываю правильное мнение | ||
Часто поступаю неправильно | ||
Люди любят быть около меня | ||
Владею собой | ||
Жизнь мне нравится | ||
Не умею сдерживаться | ||
Не нравлюсь себе | ||
Думаю сам за себя | ||
Теряю время зря | ||
Компетентен в своей профессии | ||
Не могу найти приложения своим силам | ||
Обычно высказываю ошибочное мнение | ||
Люди мне нравятся | ||
Не развиваю своих способностей | ||
Не люблю находиться среди людей | ||
Недоволен собой | ||
Завишу от чужого мнения | ||
Использую свои способности | ||
Знаю свои чувства | ||
Не понимаю себя | ||
Чувствую себя скованным | ||
Люди избегают меня |
Анализ:
Расскажите, какие черты вы хотели бы в себе изменить и почему?
5. Упражнение “Что в имени тебе моём?”
- Без чего человек не может жить?
- В воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниет?
Конечно это имя человека. Напишите свое имя крупными красивыми буквами. От каждой буквы вашего имени вниз столбиками напишите слово, которое начинается с одной из букв вашего имени и характеризует вас.
- Что означает ваше имя?
- Какие качества зашифрованы в нем?
- Нравится ли вам ваше имя?
- Когда у вас именины?
Занятие № 3 Мои эмоции
Цель: выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции социально приемлемыми способами.
1. Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Эти переживания называются эмоциями.
У животных также бывают эмоции. Вы видели кошку, которая выгнув спину, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку.
Эмоции различаются по характеру: при этом почти у всех имеется противоположная: уверенность – тревожность; радость – горе; защищенность – страх; наслаждение – страдание; счастье – несчастье; радость – досада.
Особо сильные проявления эмоций – аффект, стресс, шок, паника, страсть, отчаяние и т.д.
Чувства – это высший уровень эмоций, отвечающий потребностям людей.
Наше Я – эмоциональное складывается из следующих эмоциональных ощущений:
Чувство успеха, уверенности в общественном признании, дружбы, симпатии (Я нравлюсь);
Уверенности в способности к той или иной деятельности, чувство наслаждения успехом, отсутствие боязни поражения, досады, злости и т.л. (Я способен);
Чувство защищенности, значимости в своем круге общения, отсутствие тревожности, страха, вражды со стороны окружающих (Я защищен).
2. Упражнение “Эмоции в мимике”
Наибольшее значение для выражения эмоций имеет лицо, а на лице глаза и рот. Используя условные обозначения эмоциональных состояний, нарисуйте своё состояние.
нейтральное
счастье
жестокость
страдание
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия.
3. Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
• Уважайте чувства других.
• Проявите терпимость к чьей–то бурной эмоции.
• Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
• Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (от конфликтов, грубости, агрессии).
• Нейтрализуйте желание отомстить, ибо подобная эмоция разрушительна для человека.
Если вами овладела сильная эмоция, то:
Попросите помощи.
Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям). Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём–либо приятном.
Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
Внушайте себе, что всё не так плохо.
Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, попробуйте делать то же.
5. Игра «Изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
1. Уже не один век люди спорят о том, какую эмоцию у них вызывает определенный цвет. На пример, Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие на душевное настроение».
Он делил цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный.
Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй — мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».
2. Характеристики цветов по Гете.
Желтый.
«Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что веет теплом...»
Оранжевый.
«То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого».
Желто-красный.
«Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, энергичные, здоровые, суровые люди любят особенно эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей».
Синий.
«Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде».
Красно-синий (сиреневый).
«Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный».
Красный.
«Гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете идеальное удовлетворение. Более темный символизирует старость, а светлый — юность».
Пурпур.
«Любимый цвет правителей, выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».
Зеленый.
Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Душа «отдыхает».
4. Упражнение «Фигуры эмоций»
Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.