Эффект превосходства слова




Мы не замечаем очень многого, обеспечивая тем самым хлеб насущный иллюзионистам и карманникам. Не замечаем и того, на что не обращаем внимания, пусть оно и находится в поле зрения, и даже того, на что смотрим в упор, думая о чем-то своем. Запись частоты и длительности фиксаций взора при разглядывании самых разных типов изображений с использованием современных методов регистрации движений глаз заставляет предположить, что как раз замечаем мы очень немногое, а не замечаем огромное количество всего.

В психологии описан целый ряд явлений «слепоты» к окружающим нас предметам и событиям. Один из самых ярких примеров – «слепота по невниманию»: если наше внимание на чем-то сфокусировано, мы не замечаем неожиданных событий, не связанных с тем, что находится в фокусе. Наверняка многие слышали о «невидимой горилле» из экспериментов Д. Саймонса и К. Шабри, которую мы не замечаем, считая передачи мяча между баскетболистами, на фоне которых приплясывает горилла. Но, увы, редко кто задумывается, что в роли гориллы может оказаться пешеход, которого водитель, чье внимание чем-то занято, может точно так же не заметить.

Знаменитый демонстрационный эксперимент Д. Саймонса, К. Шабри, проведенный в конце 1990-х и сейчас широко известный благодаря Интернету (базовую версию можно посмотреть на сайте книги: theinvisiblegorilla.com). В этом эксперименте на экране представлены две команды игроков, передающих друг другу мячи, и наблюдателей просят подсчитать количество передач мяча в одной из команд. Оказывается, что проходящая во время подсчета через весь зал горилла, останавливающаяся в центре зала, чтобы ударить себя в грудь, с высокой вероятностью остается незамеченной. А если мы заранее ждем появления гориллы, то, разумеется, её увидим, но зато, скорее всего, не заметим кардинального изменения цвета занавеса, ухода девушки в черной футболке (продолжать можно до бесконечности). На самом деле, прообраз этого исследования был проведен еще в 1970-х известным когнитивным психологом Ульриком Найссером, у которого вместо гориллы по экрану ходила девушка с зонтиком Перед своими студентами он поставил непростую задачу, предложив им посмотреть киноленту из двух наложенных друг на друга фильмов. При этом студенты должны были стараться смотреть только один из них, игнорируя другой. Время от времени из одного угла киноэкрана в другой проходила девушка под зонтиком, не имеющая к фильмам совершенно никакого отношения. К изумлению Найссера, почти никто из студентов, смотревших фильм, никакой девушки не заметил.

С тех пор было проведено немало экспериментов, раскрывающих механизмы нашего зрительного восприятия и внимания, а также нацеленных на решение проблемы ограниченности человеческого сознания. Наряду с результатами этих экспериментов и примерами из реальной жизни (а ведь на оживленной автотрассе, к примеру, в роли «невидимой гориллы» может оказаться пешеход или велосипедист.), авторы рассматривают не менее важную проблему нашей непоколебимой уверенности в том, что на самом деле мы замечаем всё происходящее вокруг нас (именно эта слепая убежденность и стоит за загадочным словосочетанием «Великая иллюзия сознания»

. Другой распространенный случай – «слепота к изменению »: для нас естественно не заметить изменение, если оно произошло за пределами фокуса внимания в тот момент времени, когда мы моргнули, перевели взгляд с одного предмета на другой или просто на долю секунды отвлеклись. Если за это время исчезнет один из предметов мебели, шторы поменяют цвет, а сидящий за столом человек спрячет в карман свой телефон, мы, скорее всего, не заметим изменения. А можем не заметить даже подмены собеседника, который подошел к нам на улице с вопросом, как пройти к библиотеке, если во время разговора между нами пронесут дверь, и один из рабочих поменяется с нашим собеседником местами. В ещё более невероятном эксперименте2 испытуемыми были обычные прохожие, к которым экспериментатор обращался с просьбой показать дорогу. Через некоторое время двое помощников экспериментатора проносили между собеседниками дверь, заслонявшую их друг от друга на некоторое время, и в этот момент экспериментатор менялся местами с одним из помощников, и общение с прохожим продолжал уже другой человек.

Мы упускаем из виду детали, когда информации много – во времени или в пространстве, когда она подается слишком быстро. Мы можем пасть жертвой слепоты к изменениям, т.е. не заметить перемен которые происходят за пределами нашего основного интереса.

Например, если вы смотрите, как Джулия Робертс и Ричард Гир завтракают в фильме «Красотка», вы можете не заметить как круассан загадочно превращается в оладушек.

Мы упускаем детали в географическом пространстве так же, как и во времени. Все мы переживаем это и знаем, что такие «проколы» возможны.

Слепота к изменениям заключается в том, что мы не замечаем перемен даже в очень крупной зрительной сцене, если сконцентрированы на какой-то задаче и/или если эти изменения сопровождаются неким «обрывом пленки». Потому что если изменения происходят внезапно на статичной картинке — мы, безусловно, их заметим. Для этого у нас есть специальные детекторы движения, которые мы унаследовали еще у земноводных. Они ответственны за автоматическое привлечение внимания к месту появления нового объекта. Но стоит изменению «оборваться » — как это было с карточным фокусом в начале лекции, мы рискуем ничего не заметить.

Мы не склонны замечать различия, и, если изменения происходят очень постепенно, наш мозг попросту стирает из памяти поменявшиеся нюансы.

Человек не обнаруживает изменений, даже если происходит не глобальное прерывание изображения, а его локальное зашумление. Известны случаи, когда водитель не замечал пешехода, потому что как раз в этот момент на стекло автомобиля падало несколько брызг грязи. Поэтому исследования слепоты к изменениям спонсируются сегодня, в основном, крупными автомобильными корпорациями, которым совсем невыгодно «лишнее» количество аварий.

Наконец, еще одно нередкое явление – «слепота к повторению »: мы часто не замечаем второго из двух одинаковых объектов, если они появляются перед нами один за другим. Именно для борьбы с этой формой невнимания разработчики компьютерных текстовых редакторов придумали подчеркивать повтор слова красной волнистой линией как ошибку, привлекая к ней внимание пользователя.

Мы не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени или если этот объект расположен рядом с тем, который мы только что видели. Поэтому в современных текстовых редакторах повторяющиеся слова подчеркиваются красным — чтобы сделать объект другим для нас. Если мы видим тот же самый объект, то наш мозг не кодирует его отдельно, а относит к изображению, которое мы видели только что. Например, если мы видим на газоне белую собачку и, отвернувшись на мгновение, вновь видим белую собачку, мы будем думать, что это та же самая белая собачка.

Но еще чаще автомобильные аварии происходят вследствие «слепоты к повторению» и «слепоты невнимательности». По этой же причине автолюбители так часто сбивают мотоциклистов. Самый частый вариант столкновения мотоцикла с автомобилем — когда машина делает левый поворот перед мотоциклом. Водитель автомобиля смотрит на другие машины и в буквальном смысле не видит мотоцикл, хотя тот может проезжать прямо перед его лобовым стеклом. Наш мозг запрограммирован видеть привычное. Если в потоке машин «неожиданно» появляется не очередная машина, а мотоцикл, водитель его может даже увидеть, но не осознать. Осознаем мы лишь малую часть того, что видят наши глаза.

Во время разговора по телефону при вождении проявляется слепота невнимательности, когда люди не видят то, что происходит перед ними на дороге. Они могут не заметить пешехода или светофор. Исследования 2002 года показали, что в США по вине водителей, разговаривающих по телефону за рулем, ежегодно погибает 2 500 человек. Еще 330 тыс. получают травмы. По мнению экспертов, вероятность попадания в аварию во время разговора по телефону такая же, как при вождении автомобиля с высоким содержанием алкоголя в крови. Если же человек пишет текстовые сообщения — этот риск возрастает вдвое.

Забвано, что мы межом чатить тесткы, даже елси в славох персетавлены буквы. Неожиданно, когда мы просим принести счет не того официанта. Опасно, когда путаем подставных и подозреваемых. Интересно, когда не замечаем киноляпов даже в самых известных блокбастерах.

p 6. Эффект превосходства слова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: