Основные свойства внимания




Модели внимания

1.Теории селекции: (Д.Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман)

2. Концепция волевого вниманияΗ. Н. Ланге (связь с памятью)

3. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Η. Ф. Добрынин

4. Внимание как активный отбор необходимой информации У. Найссер

5. Внимание как высшая психическая функция Л.С. Выготский

6. Внимание как действие контроля П.Я. Гальперин

То, что внимание действует как фильтр, отсекающий излишнюю в данный момент информацию, было замечено еще В. Джеймсом: " Мы знаем, что можем быть внимательными к голосу собеседника среди гвалта других разговоров, незамечаемых нами, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся..." Впоследствии данное наблюдение получило название "эффект вечеринки". Интересно, что гость вечеринки не только легко справляется с задачей поддержания разговора, который его интересует, не отвлекаясь на иную звуковую, зрительную и тактильную стимуляцию, но также способен переключиться на "новый канал" информации, если его окликают по имени или соседи но столу начинают обсуждать важную для него тему.

В начале 1950-х годов эта проблема была актуальна для авиадиспетчеров. В то время они получали сообщения от пилотов через динамики в диспетчерской вышке, и выделить в общем миксе голосов один нужный было чрезвычайно трудной задачей. В 1953 году британский когнитивист Колин Черри впервые поднял эту проблему в своих исследованиях, обозначив ее как «проблему коктейльной вечеринки». Его работа показала, что на способность отделять звуки от шума влияют многие переменные, такие как пол говорящего, расположение источника звука, высота и скорость речи. Ученый надевал на испытуемого наушники и передавал разные сообщения в левое и правое ухо, сопровождая их шумами. Участник должен был повторить вслух то, что он слышал в определенном ухе (канале). Оказалось, что испытуемый мог услышать свое имя в канале, за которым он не следил.

Более поздние исследования показали, что на селективное внимание влияет возраст. С младенчества дети начинают поворачивать голову на знакомые им звуки, такие как голоса их родителей. Способность отфильтровывать шумовые стимулы достигает своего пика в молодом возрасте и затем начинает угасать. Пожилым людям труднее, чем молодым, сосредоточиться на разговоре, если конкурирующие стимулы, такие как субъективно важные сообщения, создают фоновый шум. Кроме того, пожилым людям требуется больше времени на обработку и различение отдельных потоков информации.

Что такое селективное (избирательное) внимание?

Давайте представим. Что происходит, когда мы читаем книгу и вдруг слышим звук сирены скорой помощи? Или когда хотим найти брюки в нашем шкафу. В обеих ситуациях наш мозг задействует механизм, посредством которого он сможет выделить целевой стимул, игнорируя все остальные окружающие стимулы. Этот механизм, являющийся частью когнитивной способности, это и есть то, что называется селективное или избирательное внимание.

Избирательное внимание – это способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы. Для этого наш мозг реализует процесс привыкания, благодаря которому мы не обращаем внимание на уже известные стимулы, фокусируясь на одной единственной задаче.

Одно из объяснений феномена селективного внимания известно как «модель фильтра». Ее предложил Дональд Бродбент. В его экспериментах большинство участников с точностью воспроизводили информацию, к которой они прислушивались специально, но у них возникали сложности с воспроизведением информации, на которую они не обращали внимания. Исследователь предположил, что в мозге есть механизм фильтра, блокирующий такую информацию. Когда информация поступает в мозг через органы чувств (в данном случае в уши), она сохраняется в сенсорной памяти. Перед дальнейшей обработкой фильтр пропускает только необходимую информацию, которая может выбираться на основе ее физических характеристик, таких как местоположение и громкость. Однако в этой модели не учитывается то, что слова семантической важности, например собственное имя человека, могут мгновенно обрабатываться, несмотря на то что они поступают из канала, на который испытуемый не обращает внимания.

Создание системы, способной вычленять важную информацию в шуме, — одна из задач, которую ставят перед собой разработчики искусственного интеллекта.

Концепция волевого внимания Η. Н. Ланге.

Ланге впервые дал совершенно оригинальную концепцию роли памяти в акте «волевого», т.е. произвольного внимания. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий. Ланге задастся вопросом об основном механизме волевого внимания и приходит к выводу, что улучшение восприятия при акте волевого внимания достигается за счет усиления интенсивности представления: "Ясный образ воспоминания соединяется со слабым ощущением и дает ему большую интенсивность". Таким образом, Ланге подчеркивает роль предвосхищения, которое делает наше восприятие быстрым и точным даже при недостаточной стимуляции. Обычно механизм предвосхищения оказывает позитивное влияние, однако порой ведет к сбою. Поясним мысль Ланге на примере.

Допустим, вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляя себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя, выясняется, что вы обознались. Почему так произошло? Ланге полагал, что слабое зрительное ощущение суммируется с интенсивным образом памяти – предвосхищением, что и приводит к конкретному, но ошибочному восприятию. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что ожидаем, а не то, что происходит на самом деле.

Отечественный психолог Η. Ф. Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Направленность понималась им как выбор и поддержание желаемой деятельности (важно, что инициатива в этом исходит от самого человека), сосредоточенность – как углубленность и отстранение от всего постороннего. Добрынин ввел в интерпретацию внимания принцип активности субъекта (1938): "Активность нашей личности несомненна, а отсюда несомненна и активность нашего внимания. Даже пассивное или непроизвольное внимание зачастую является следствием бывшего ранее активного внимания ". Добрынин предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта. Вынужденное, потребностное и привычное внимание Добрынин отнес к пассивному вниманию, а произвольное и послепроизвольное – к активному. Вынужденное внимание обусловлено свойствами действующего стимула, такими как его интенсивность, экстенсивность, длительность, прерывность и движение. Потребностное внимание возникает в связи с актуальной потребностью. Привычное внимание связано с прошлым опытом человека ("в привычном внимании наше прошлое господствует над нами, а не мы над ним"). Произвольное внимание направлено на сознательно поставленную цель и сопровождается усилием. Послепроизвольное внимание проявляется как результат полной поглощенности деятельностью, когда усилий для концентрации внимания на ее содержании больше не требуется.

В дальнейшем мысль о готовности психики избирательно воспринимать один тип информации и отвергать другой, сообразуясь с ожиданиями относительно вероятного развития ситуации, получила развитие в когнитивной психологии.

Внимание как активный отбор необходимой информации (У. Найссер)

Если в когнитивистике 1950-х – 1960-х было принято рассматривать внимание как «фильтр» в системе переработки информации, пропускающий нужную информацию и отбрасывающий ненужную, американский психолог Ульрик Найссер продемонстрировал и экспериментально обосновал избыточность такого фильтра. Он показал, что «отфильтровывать» лишнюю информацию нет необходимости так же, как нет необходимости придерживать пальцами все бутерброды на тарелке для того, чтобы взять один из них: мы обрабатываем ту информацию, которая необходима нам для решения текущих задач и для которой в настоящий момент у нас в голове активирована так называемая «схема», направляющая исследовательскую нашу активность и вбирающая в себя вновь получаемую информацию. Тем самым процесс восприятия оказывается циклическим, а специальный механизм внимания в нём не нужен: внимание – это и есть восприятие, рассмотренное в аспекте избирательности. Таким образом, он приходит к выводу, что никакого специального фильтра просто не существует и термин "внимание" избыточен и всю феноменологию внимания можно объяснить, исходя из принципов восприятия: " Внимание – это не что иное, как восприятие; мы выбираем то, что хотим видеть, предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена... Мы выбираем то, что услышим или увидим, активно включаясь в процесс восприятия, а не блокируя конкурентные сообщения".

6. Внимание как действие контроля П.Я. Гальперин: теория поэтапного формирования умственных действий

Гальперин задался следующим вопросом: из какого внешнего действия развивается внимание и какую функцию оно выполняет? По его мнению, основная функция психики заключается в адекватной ориентировке организма в действительности. Неотъемлемой частью качественног о выполнения любого действия является контроль. Как и внимание, контроль улучшает продуктивность деятельности, и именно контроль является внешним аналогом внимания. Признание контроля в качестве основного содержания внимания снимает проблему статуса внимания (контроль также никогда не выступает изолированно и не обладает отдельным результатом).

Однако контроль может осуществляться в различных формах.

1. Во-первых, он может быть разделен между людьми. Тогда один человек исполняет действие, а другой его контролирует (например, ОТК на заводе).

2. Во-вторых, контроль может осуществлять сам исполнитель во внешнем плане, после того как он выполнил действие.

3. В-третьих, самоконтроль может протекать параллельно исполнению действия.

4. И наконец, самоконтроль как умственное действие может упреждать выполнение, предотвращая ошибки. Именно с последней формой контроля связано понятие внимания. Таким образом, в концепции Гальперина внимание рассматривается как результат перевода в идеальный план, обобщения и сокращения действия самоконтроля, существовавшего первоначально во внешней разделенной между людьми форме.

Если в результате планомерного (поэтапного) формирования умственного самоконтроля из внешнего контроля мы получим эффект, феноменально неотличимый от явления внимания, представление о внимании как о контроле может считаться обоснованным. Именно такие данные были получены в 1974 г. в работе сотрудницы П. Я. Гальперина С. Л. Кабыльницкой по формированию самоконтроля ошибок на письме у школьников. Задача подготовительного этапа ее исследования заключалась в том, чтобы выделить операции, входящие в состав контроля, и создать ориентировочную основу действия. В качестве испытуемых выступали младшие школьники, которых просили исправить ошибки в тексте, при этом фиксировались пропущенные ошибки. На основании анализа наиболее часто пропускаемых ошибок была разработана процедура проверки текста.

ü Сначала ученику предлагалось проверить значение предложений (подходят ли слова друг к другу?),

ü затем по очереди должно было быть проверено наличие ошибок написания (пропуск, перестановка, подмена, удвоение).

ü От ученика требовалось подчеркивать проверенные единицы текста, прежде чем переходить к следующим.

На основном этапе эксперимента испытуемыми стали невнимательные дети. С каждым из них проводилось около 20 индивидуальных занятий в течение двух месяцев. В результате с опорой на разработанную Кабыльницкой ориентировочную основу действия контроля было сформировано умственное действие контроля. Оценки учителей показали, что дети стали работать внимательно! Причем внимательность стала их постоянным качеством: они были внимательны не только на уроках русского языка, но и на уроках арифметики, географии и т.д. Таким образом, формируя внутренний, сокращенный, обобщенный и автоматизированный самоконтроль, авторы получили функцию, феноменально тождественную вниманию. Свою теоретическую позицию П. Я. Гальперин суммирует следующими словами: "Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль".

 

Виды внимания (по Добрынину) –в основе степень активности субъекта:

Отечественный психолог Η. Ф. Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Направленность понималась им как выбор и поддержание желаемой деятельности (важно, что инициатива в этом исходит от самого человека), сосредоточенность – как углубленность и отстранение от всего постороннего. Добрынин ввел в интерпретацию внимания принцип активности субъекта (1938): "Активность нашей личности несомненна, а отсюда несомненна и активность нашего внимания. Даже пассивное или непроизвольное внимание зачастую является следствием бывшего ранее активного внимания ". Добрынин предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта. Вынужденное, потребностное и привычное внимание Добрынин отнес к пассивному вниманию, а произвольное и послепроизвольное – к активному. Вынужденное внимание обусловлено свойствами действующего стимула, такими как его интенсивность, экстенсивность, длительность, прерывность и движение. Потребностное внимание возникает в связи с актуальной потребностью. Привычное внимание связано с прошлым опытом человека ("в привычном внимании наше прошлое господствует над нами, а не мы над ним"). Произвольное внимание направлено на сознательно поставленную цель и сопровождается усилием. Послепроизвольное внимание проявляется как результат полной поглощенности деятельностью, когда усилий для концентрации внимания на ее содержании больше не требуется.

1.Непроизвольное внимание (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека).

Его можно разделить на 3 вида:

a. вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул);

b. потребностное/эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта);

c. привычное / профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).

Причины непроизвольного внимания тесно связаны друг с другом, но их для удобства можно разделить условно на следующие основные категории.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя. Сюда надо включить прежде всего его силу или интенсивность.

Представьте себе ученика, выполняющего письменную работу. Он так увлечен делом, что может и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно совсем рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Ясно, что это невольно привлечет его внимание. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекает наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем легкие шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги поздней ночью в полной тишине заставят вас напряженно прислушиваться.

Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей-ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности.

Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор или художник - на красоту старинного здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

2. Произвольное внимание (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность,завыполнение которой человек несет ответственность. Существует ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточенное внимание, например, практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.

3. Послепроизвольное внимание целенаправленныйхарактер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы уходит в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным.

Представьте себе школьника, который решает трудную арифметическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушается к шуму в коридоре, то бесцельно водит пером по бумаге. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Однако в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами.

В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий. Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог, воспитатель может и должен поддерживать внимание учащихся волевыми усилиями, однако этот процесс весьма утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои энергетические запасы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в интерес непосредственный, захватывающий сам по себе.

Ребенок может делать аппликацию с большим увлечением. У него имеется непосредственный интерес к работе. Однако при изготовлении узора есть целый ряд вещей, которые неинтересны (например, вычерчивание и вырезание форм). Но так как ему очень хочется, чтобы его рисунок был хорошим, и так как он знает, что чем точнее он вырежет формы и чем лучше пригонит их друг к другу, тем лучше будет изображение, то это сознание побуждает его со всем усердием приняться и за неинтересную работу. Эта неинтересная работа начинает интересовать его все больше и больше по мере того, как подросток входит в нее и сам процесс работы начинает доставлять ему удовольствие. Опосредствованный интерес переходит у него в интерес непосредственный.

Послепроизвольное внимание характеризуется

· длительной сосредоточенностью,

· напряженной интенсивностью умственной деятельности,

· высокой производительностью труда.

 

Основные свойства внимания

1. Концентрация – степень сосредоточенности на объекте

2. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте

3. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

4. Распределение - одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях

5. Переключаемость – скорость переноса внимания с одного объекта (деятельности) на другой

1.Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Главное условие устойчивости внимания - возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Другими словами, чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать nepeд нами свое новое содержание.

Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

· особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним,

· понятности,

· отношения к нему со стороны субъекта,

· индивидуальных особенностей личности.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются Корректурные пробы или таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных - заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

2.Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. АА.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Методика Пьерона-Рузера диагностирует устойчивость и концентрацию

3.Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Для исследования распределения внимания используются таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия.

Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости.

4.Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

5.Объем внимания показывает какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности срабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс)'. Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

Одна из первых конструкций механического тахистоскопа была разработана В. Вундтом. Существуют и электронные тахистоскопы, работающие по принципу модуляции уровня освещенности. Тахистоскопы различаются числом независимо работающих каналов предъявления информации. В роли тахистоскопов все шире применяются индикаторы и дисплеи, управляемые компьютером. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные тахистоскопы - специально оборудованные диапроекторы.

Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно изучены. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей оттого, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

ФЕНОМЕНЫВНИМАНИЯ

1. Слепота по невниманию - смотреть, но не видеть

если наше внимание на чем-то сфокусировано, мы не замечаем неожиданных событий, не связанных с тем, что находится в фокусе

2. Слепота к изменениям –не замечаем изменение, если оно произошло за пределами фокуса внимания в тот момент времени, когда мы моргнули, перевели взгляд с одного предмета на другой или просто на долю секунды отвлеклись

3. Слепота к повторению – неспособность замечать повторения зрительного объекта, если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели

4. Баннерная слепота – это способность интернет-пользователей осознанно или неосознанно игнорировать баннерную рекламу или информацию, содержащуюся в объявлениях

5. Мертвая зона внимания. Это особо стойкая неспособность замечать объекты и их изменения вблизи «центра интереса» (И.С. Уточкин)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: