Как люди воспринимают бессмысленные и осмысленные последовательности букв




Очень часто на наше восприятие информации влияет не только опыт, но и способ, которым мы привыкли работать с ней. Психологи предполагают, что люди справляются с решением зрительных задач на внимание лучше, если единицу восприятия укрупнить. Эффект превосходства слова заключается в том, что люди намного быстрее опознают буквы в словах, чем в бессмысленных наборах символов. Он был описан в конце XIX века американцем Джеймсом Маккином Кеттеллом, который стал первым в мире профессором психологии и оказал значительное влияние на становление психологии как науки. Во время прохождения стажировки в лаборатории известного немецкого врача Вильгельма Вундта он обнаружил, что «мы читаем (вслух, стараясь действовать как можно быстрее) не связанные друг с другом слова и буквы примерно в два раза медленнее, нежели слова, связанные в предложения, и буквы, связанные в слова».

Появляются и новые забавные формы «слепоты», защищающие нас от избыточной информации: например, характерная для современного Интернет-пользователя «баннерная слепота ». Исследования показывают, что мы научились эффективно игнорировать навязчивую рекламу на веб-страницах, к слову сказать, сами того не замечая.

Pagendarm и Schaumburg[5] указали, что возможное объяснение феномену баннерной слепоты находится в том, как пользователи взаимодействуют с веб-сайтами. Пользователи склоняются либо к поиску конкретной информации или бесцельному просмотру одной страницы за другой. Так, пользователи создали отдельные когнитивные схемы для разных веб-ориентированных задач. Эта гипотеза также была предложена Norman.[6] При поиске конкретной информации на веб-сайте пользователи сосредотачиваются только на тех частях страницы, на которой они предполагают её найти, небольших текстах и ссылках. Большие, красочные или анимированные баннеры и другая графика остаются вне поля внимания.

Мертвая зона внимания. Это особо стойкая неспособность замечать объекты и их изменения вблизи «центра интереса» (И.С. Уточкин)

Признаки «мертвых зон» внимания проявляются по-разному в зависимости от условий задачи поиска. Так, если изменение происходит на глазах испытуемого, привлекая тем самым его непроизвольное внимание, оно обнаруживается автоматически, и «мертвых зон» не наблюдается. Если изменение систематически маскируется предъявлением пустого фона (классическая методика мерцания), что затрудняет обнаружение изменений, «мерт­вые зоны» внимания проявляются в процессе активного поиска этих изменений.

Понятие «мерт­вых зон» заимствовано из профессиональной автомобильной терминологии – там оно обозначает боковое пространство вокруг автомобиля, выпадающее из прямого обзора водителя и из зоны обзора зеркал заднего вида. По нашему предположению, вероятность обследования ближней периферии внимания по каким-то причинам снижена, как снижена она в «мертвых зонах» водительского места.

 

 

Проблема со смартфонами заключается в том, что в удобном гаджете мы таскаем ворующие внимание программы, которые для пущего веселья запускают в нашем мозге выработку вызывающих привыкание веществ.

Смартфоны постоянно генерируют внешний шум, который шепчет: «У тебя сообщение» или «Видео со вчерашней вечеринки»! Эти внешние стимулы крайне притягательны. К тому же у нас могут быть сильные внутренние желания, цели: «Он мне писал? То предложение о работе еще не пришло? Кому-нибудь понравилось мое фото?» И учитывая нашу склонность упускать подробности, пока внимание блуждает где-то еще: «Не случилось ли чего, что я упустила?»

Скажем, вы получаете сообщение или фото. Это активирует центры новизны в мозге, и вы испытываете «вознаграждение» в форме эндогенных опиоидов, которые моментально дарят ощущение блаженства. Из-за этого становится гораздо труднее уделить внимание лекции, на которой вы вообще-то присутствуете. Если вы отвечаете на сообщение/фото/видео с забавными неудачниками, то получаете новую дозу дофамина еще и за это милое «достижение». И возможно, вам перепадёт еще, пока вы думаете, как здорово ощущать связь с другими (джекпот!).

Смартфоны поставляют случайное вознаграждение, а не гарантированное. Отец поведенческой науки Б.Ф. Скиннер показал, что нет ничего соблазнительнее «режима переменного подкрепления».

Скиннер помещал животных в клетку с рычагом, на который можно было нажимать. Вначале, когда животные это делали, появлялась еда, а когда они наедались, переставали жать на рычаги. Потом еда не появлялась довольно долго, и животные тоже забрасывали дело. Но когда еда доставлялась случайно при нажатии рычага, животные продолжали давить на него (Есть сообщение? Да! Есть сообщение Нет! Есть сообщение? Да!)

Любопытно, что смартфоны даже могут опираться на силу «скрытого внимания», описанного в 1894 году Германом фон Гельмгольцем. Он показал, что когда взгляд фиксирован на одной точке (например, на блокноте, лежащем перед вами), зрительное внимание может быть направлено в сторону «скрыто» БЕЗ ПЕРЕВОДА ВЗГЛЯДА. Удерживая телефон в зоне периферического зрения, мы можем следить за этой «коробкой с сюрпризами» постоянно.

Есть ли проблема в том, что мы постоянно переключаем свое внимание на телефон? К сожалению, есть. Во-первых, именно так мы дурим себя, будто занимаемся несколькими делами сразу. Мы, люди, имеем ограниченный объем внимания, и, если расщепляем его на две и более задачи, оно распределяется или очень поверхностно (так, что мы не замечаем многого в задачах), либо неравномерно. Профессор Глен Уилсон обнаружил, что многозадачность, например, попытка сконцентрироваться, когда вы знаете, что какое-то письмо ждет прочтения, приводит к бОльшим когнитивным потерям, чем курение марихуаны.

Кроме того, дофамин воздействует на прилежащее ядро. Ученые провели эксперименты на крысах, дав им возможность жать на рычаг, отчего электрический сигнал поступал в эту часть мозга напрямую, имитируя воздействие дофамина. Крысам так это нравилось, что они постоянно давили на рычаг, позабыв про еду, сон и секс. Они просто жали и жали, пока не умирали от истощения.

В 2016 г правительство Нового Южного Уэльса в Австралии объявило об испытании новых вкапываемых светофоров, привлекающих внимание пешеходов, которые по рассеянности переходят улицу не вовремя. Они не слышат гудки машин, рев моторов, не замечают громадные знаки и края бордюров под ногами. Весь поток транспорта не может состязаться с тягой к телефону, и связь с реальностью у этих людей утрачена. В попытке снизить количество жертв на дорогах в Сиднее будут тестировать расположенные на уровне земли дорожные знаки, предназначенные для постоянно смотрящих вниз на смартфоны пешеходов.

 

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира,» - К. Д. Ушинский

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: