Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
Методы работы социального педагога – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.
Прием – это устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.
Методы социального воспитания подразделяются:
I. В зависимости от того, на что они направлены:
- формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
- формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);
- самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);
- формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.
|
II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:
- организация деятельности;
- метод общения;
- опека;
- самореализация и индивидуальная коррекция действий.
III. В зависимости от характера влияния среды на личность:
- общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;
Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:
- методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);
- методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.)
- методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.).
При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
- социально-педагогической помощи и поддержки - психолого-педагогической коррекции;
- социальной адаптации;
- профилактики;
- реабилитации - исследовательские методы.
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:
|
- диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
- профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);
- организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными;
- формирования сознания личности;
- стимулирования деятельности и поведения индивида;
- организации познавательной, практической деятельности и поведения.
- социально-экономические (денежная помощь;
- установление льгот, единовременных пособий, компенсаций;
- патронаж, бытовое обслуживание и др.);
- организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.
В перевоспитании используются следующие методы:
- метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;
|
- метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;
- метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;
- метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.
Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.
Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.
Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.
Биографический метод — исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.
Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Метод музыкотерапии, арттерапии:
- Арт-терапия - это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия при работе с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, меняет свою психологическую реальность.
-Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью.