Условия эффективности воспитания




Условиями эффективности воспитания личности и детских сообществ являются: субъектно-личностные условия, социокультурные условия, социально-методические, организационно-управленческие и другие условия.

Субъектно-личностные условия: осознание взрослыми (педагогами, родителями) важности развитие оптимизма у ребенка, их активное сотворчество и эмоциональное сопереживание с детьми, а также создание доверительных отношений, готовность прийти на помощь ребенку, уважение к личности воспитателя и авторитет педагога, личные качества воспитателя. Создание благоприятных доверительных отношений между педагогами, детьми и родителями предполагает развитие в ребенке активности. Позитивно-эмоциональное общение ребенка в процессе деятельности со сверстниками, воспитателями, социальным педагогом, психологом, музыкальным работником, и родителями формирует искреннее доверие и оптимизм к окружающему миру. Доверительные отношения детей и взрослых должны основываться на сотрудничестве, сотворчестве и сочувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Построение таких отношений должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослыми, так как это период интенсивного накопления знаний и опыта.

Стимулом для сотрудничества является готовность педагога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждущему, слабому, больному называлось человеколюбием и почиталось как одно из важнейших качеств личности. Готовность помочь ребенку тесно связано с такими гуманистическими ценностями как принятие любого ребенка, защита и помощь ему.

Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательного процесса является создание в семье или образовательном учреждении взаимного доверия.

А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком не могла до тех пор, пока не завоевала доверие, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личностью, которой можно доверить свои «тайны» [397]. Однако надо помнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что воспитатель его «не предаст» являются необходимыми показателями в развитии доверительных отношений.

Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родителя, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского («Три элемента школы»), Н.А. Добролюбова («О значении авторитета в воспитании»), А.С. Макаренко («Методика воспитательной работы»), И.С. Кона («Психология старшеклассника»), М.Ю. Кондратьева («Слагаемые авторитета») и других. Результатом упрочения авторитета личности воспитателя оказывается признание за ним права принимать значимые для ребенка решения. Однако это не означает снижения их самостоятельности. Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавления, расстояния, педантизма и т.п.) подлинный авторитет личности педагога [224]. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей детей. Авторитетным становится тот педагог, который обладает такими личностными качествами, как человечность, оптимизм, чувство юмора, готовность к помощи и поддержке, пониманию детей. Новизна и интерес к действиям авторитетного педагога повышает эффект развития оптимизма как качества личности у детей, приводит к положительным результатам. В психиатрии это описывается как эффект Хоторна.

Важным условием являются развитие личностных качеств педагогов и их профессионализма. Родители отмечают, что для успешного развития их детей необходим высокий уровень педагогического мастерства воспитателей. Доброта, отходчивость, справедливость, оптимизм -качества, выделенные родителями как приоритетные для администрации, педагогов.

К социокультурным условиям относятся также морально-психологические, эмоциональные условия, т. е. создание нормальной психологической атмосферы, основанной на сотрудничестве воспитателей, детей и родителей, педагогической поддержке, оптимистическом настрое в коллективе.

Взаимоотношения с другими образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования как условие - культурное сотрудничество по вопросам управления, деятельности разных сообществ, проведения совместных культурных акций, обмена опытом педагогической деятельности, использования образовательных инноваций.

Социально-методические условия. К социально-методическим условиям относятся повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов, повышение педагогической культуры родителей, стимулирующие условия. Повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов - это консультирование различными специалистами по интересующим педагогов вопросам, обмен опытом, участие в семинарах, дискуссиях, повышение квалификации, участие в научно-исследовательской работе, изучение научной и методической литературы, самообразование. Повышение педагогической культуры родителей включает в себя оказание помощи родителям в формировании социально-личностных качеств у детей. Организационно-управленческие условия. К ним относятся: организационно-методические условия, административные условия, нормативно-правовые условия, финансовые условия.

Организационно-методические условия. Данное условие включает в себя оказание помощи родителям воспитанников по вопросам социально-личностного развития детей, организацию взаимодействия между школой и семьей, привлечение родителей к участию мероприятий, проходящих в школе (праздники, утренники, «веселые старты»). Формирование в образовательном учреждении самоуправляющихся сообществ педагогов, родителей, способных к самостоятельной творческой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

Административные условия. Формирование оптимизма детей во многом зависит от позиции администрации. Администрация должна заниматься обеспечением правовых, психологических, материальных, финансовых, профессионально развивающих условий. Культуросообразная позиция современной администрации характеризуется переходом от «заданьевой» (т. е. приказной, выполнение строго определенных поручений) системы управления к «задачной» (постановка стратегических и тактических задач перед коллективом, совместное определение организаторов их выполнения, тем самым предоставление полномочий в выборе средств, форм их реализации), от контрольного администрирования к координационному соуправлению, опирающемуся на научный анализ осуществляемой деятельности, прогнозирование, проектирование учебно-воспитательного процесса и культурного развития школы.

Нормативно-правовые условия - определение обязанностей и прав в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения как воспитателей, родителей, так и детей. Финансовые условия - адекватная жизнедеятельности и вариативная оплата труда педагога за работу с детьми.

Таким образом, выявленные условия эффективности воспитания позволяют улучшить процесс воспитания в образовательных учреждениях.

Если в общих чертах представить, что необходимо сделать педагогам для подготовки ребенка к взрослой жизни, то наиболее важными элементами являются: здоровье, нравственные качества, разнообразные способности (интеллектуальные, организационные, физические, трудовые, эстетические и т. д.). Поэтому мы предлагаем следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление "воспитание жизненной активности", включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности. В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т. д. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного социального развития личности.

Социокультурное воспитание — это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных (в данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова "нравы", т. е. усвоение норм и ценностей данного общества) и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и в конечном счете формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности.

В педагогических исследованиях качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществ1!» продуктам деятельности человека, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются. Интересно раскрывает роль качеств в социальном воспитании личности М.А. Галагузова: "Из качеств выбирают доминирующие, которые составляют конкретную программу воспитания, учитывающую индивидуальные качества личности, помогающую ребенку реализовать их. Необходимо не только назвать эти качества, но и уяснить, что собой представляет каждое из них, как они между собой взаимосвязаны, какие структурные элементы отражаются или не отражаются в реальной действительности, а также уметь владеть методикой формирования этих качеств.

Качества личности проявляются в действии, которое рождает поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и задачами. Поступки же в конечном итоге формируют поведение человека.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит формирование нравственных убеждений — знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к действию. Следующим элементом нравственного воспитания является формирование нравственного поведения и нравственных чувств.

Нравственные убеждения, поведение регулируются в обществе нравственностью — совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Гарантом нравственных требований, объектом социального контроля выступает общественное мнение.

Таким образом, нравственное воспитание ребенка — одна из важнейших и сложнейших задач педагогической деятельности.

Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества. Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети. Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему. Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов. Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.). В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка. Одним из важных направлений деятельности социального педагога является защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др. Следующим направлением деятельности социального педагога (как работающего непосредственно с клиентом – ребенком, так и в органах управления различных ведомств) является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: