Одной их самых увлекательных для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально-образовательного процесса данного этапа, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах.
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так — фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» — такие пьесы увлекут не только малышей.
Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»?
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться — и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.
|
Сам педагогический процесс «омузыкаливания » бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребёнка самостоятельно организовать звуки; превращая их тем самым в музыку. Когда детям ещё недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки.
Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие.
Игры звуками — это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал. Игры звуками — это творчество - исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
|
• изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных. деревянных стеклянных, металлических; детских музыкальных инструментов орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата):
• приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;
• исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков
игры на инструментах;
• развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха,
Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Техническая легкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческих проявлений детей,
1. «Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные»
(работа всей группой одновременно).
2. «Сыграй музыку на инструменте — как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика). 4
3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку,
какую ты хочешь» — ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов,
которые солируют по очереди.
4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя»,
«песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «маленькую ледяную симфонию»,
«твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль». Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом.
|
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» — здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.
6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» — диалоги инструментов,
например, коробочки и маракаса.
Импровизация, которая в орфовской музыкальной педагогике является ее «сердцем», как известно, стояла у колыбели всех культур мира. Она есть древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества. На протяжении многих веков импровизация была единственным способом рождения и существования музыки. Можно сказать, что она также являлась и условием ее рождения: человек должен был уметь улавливать свою внутреннюю музыку и сразу же делать ее слышимой — играть, петь, танцевать. Музыка внутри человека, а не снаружи его.
Нам сегодня крайне важно, что занятия импровизацией в любом виде благотворно скажутся не только на развитии собственно музыкального мышления, но мышления и развития личности вообще. Современное понимание этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками практического музицирования, т.к. между незатейливой игрой школьников на гитаре, ксилофоне или блок-флейте и заполненными до отказа концертными залами есть прямая связь.
Как показывает учебно-творческая практика, для того чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и специально уметь. Педагогу очень важно начать с понимания, что импровизация есть акт самовыражения.
Л юбое спонтанное самопроявление человека в звуке будет импровизацией.
Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения человеком самой возможности сказать звуками: «Это— Я». Суть методологического подхода к детским импровизациям:
«Сыграй или спой, как ТЫхочешь».
Этапы элементарной импровизации:
1. Музыкальная импровизация с детьми реально начинается с исследования и свободного изучения «неокультуренного» звукового пространства, с игры звуками вне каких бы то ни было музыкальных систем и звукорядов, а так ж е вне регулярного метра и ритма. Первоначальные инструменты для звуковой игры — это голос, звучащие жесты и шумовые инструменты.
2. Инструментальные внеладовые импровизации на ксилофонах или блокфлейте. «Сыграй любые звуки, какие хочешь, это будет твое звуковое письмо», — примерно так я говорю детям, чтобы настроить и позволить им быть спонтанными в общении с инструментом. У данной игры может быть замечательная образная форма коллективного «музыкального рисунка»: на морозном стекле, мокром песке, листе бумаге, на ковре и т. д. Дети импровизируют в произвольном порядке, каждый вносит свой музыкальный рисунок в общую композицию. В нашей учебной практике есть образная импровизация «Цветные облака»: все дети играют на ксилофонах остинатный ритм, каждый на своем звуке, меняя всякий раз его при повторении ритма. Возникающие в результате неожиданные пятна («цветные облака») в ксилофонном звучании полны очарования.
3. Импровизации в пентатонике по степени свободы действий в ней можно вполне сравнить с внеладовыми. Вне ладо-гармонических «правил» классической тональности у музицирующих есть необходимая для импровизации свобода.
«Что может звонкая деревянная коробочка сообщить ранним весенним утром хмурому и неразговорчивому маракасу?» — участие в подобном забавном музыкальном диалоге, который дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно сразу дать им почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.
4. «Сыграем вместе» — переходная форма от игр звуками в свободной форме к импровизациям в заданной структуре.
Все то, что было сказано выше об играх звуками инструментов, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный аппарат могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров. В творческой педагогической практике они используются для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свист, шипение, глиссандирование, шепот, кряхтение, тремолирование связками, цоканье языком, вдохи, выдохи, возгласы и т. п.
Импровизации вначале могут появиться лишь как пластические, мимические или речевые — игра фонемами, фонематическими слогами, артикуляционная игра. Они создают предпосылки к импровизации собственно музыкальной, поскольку в движении и речи любой здоровый ребенок успешен, эти области для него знакомы, здесь почти сразу возможна игра и комбинирование.
Подводя итог, можно сказать, что игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах. Среди них наиболее важными нам кажутся следующие три:
• формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества;
• коллективно-распределительный характер элементарной импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому;
• простота и доступность.
Поиск, свободные образные ассоциации, и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.
Инструменты
Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия» — детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности.
Если представить себе класс, музыкальный зал, который можно определить как «насыщенную среду» для творческого музицирования, то в нем окажутся не нужны парты, а будут необходимы музыкальные инструменты. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили — металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей.
Условиям простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты.. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов, собираемых обычно в классе для музицирования, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.
Прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, стручки различных растений. В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей намного больше. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться всё:
· различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре…)
· деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной тольщины, брусочки…
· коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, киндерсюрпризы…)
· леска, нитка, проволока, ткань…
· природные материалы:. Жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки…
· кусочки пластика, ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца…
· стеклянные бутылки и фужеры…
· пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски…
Книга, которую вы держите сейчас в руках, способна многое изменить в вашей педагогической работе, в отношениях с детьми, а может быть, даже в мировоззрении. То, о чем вы узнаете из нее, уже изменило мою собственную работу, помогло увидеть новый ^йК а смысл своей деятельности и позволило обрести совсем иной взгляд на нее. Начинала я, так же как и вы, вооруженная лишь желанием и надеждой что-либо улучшить, и все эти годы провела в поисках Ключ, открывающего заветную дверь в музыку для каждого ребенка. творческое музицирование. Дети преображаются на творческом уроке музыке, они распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — ради таких минут я работаю в детском саду и начальной школе, отчетливо понимая, что это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка.
Посвятив много лет интереснейшему творческому труду, я пришла к выводу, что и другие тоже могут научиться так работать. Именно поэтому написала книгу, которую вы сейчас держите в руках.
«Игры звуками» — не обычный учебник. Это учебник для совместной игры детей и взрослых, которые бы хотели вместе с малышами (и не малышами тоже!) научиться придумывать и исполнять СВОЮ МУЗЫКУ. Он необычен и тем, что музыкальными инструментами здесь являются различные бытовые предметы, а также самодельные шумовые инструменты. При его написании мы стремились увидеть волшебное и трогательное в самом обыденном, в том, что окружает детей каждый день, и подарить им возможность самостоятельно творить из всего этого музыку.
Т.Э. Тютюнникова
От редактора
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком праздником?
Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном — о том, как прекрасен этот мир, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как его воспитать, развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Ответы на эти и другие вопросы внимательный, вдумчивый педагог найдет в этой книге, автор которой — Татьяна Эдуардовна Тютюнникова -— открыла для себя и своих коллег замечательный "рецепт" творческого сотрудничества с детьми в элементарном музицировании.
Уроки (занятия) по методике Татьяны Эдуардовны — это маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, в которые творческий педагог вовлекает своих маленьких воспитанников. И подготовка к этим волшебным спектаклям и путешествиям не потребует у вас много материальных затрат, времени и т.д. Главное условие — это способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми.
Увлекательного путешествия в этот удивительный мир звуков!
Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они, действительно, лучше нас знают, как их нужно учить и чему. Когда в результате своих долгих педагогических поисков делаешь один верный шаг, то тут же обнаруживаешь, что именно так поступают дети, если грубо не вмешиваться в их деятельность. Нс^дети не только чувствуют, они знают формулу нашего педагогического успеха, которую надо только уметь разглядеть в ах интересах и желаниях.
Давайте спросим себя, что будет делать любой нормальный ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он его непременно возьмет и будет ИЗУЧАТЬ: звенеть им, ударять по нему до полного изнеможения наблюдающего педагога. Затем он начнет с ним бегать или прыгать. И делать это он будет не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтем самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.
Каждый музыкальный руководитель в детском саду знает, что этот простейший эксперимент всегда разворачивается примерно одинаково, если не мешать его ходу. Музыкальный класс в школе, где я работаю, оборудован различными музыкальными инструментами. Он хранит воспоминания о самых счастливых для детей минутах, когда им позволяли ИГРАТЬ И ТВОРИТЬ!
Что же мы с вами предлагаем детям взамен выбранного ими самими счастья? — «Слушай, как я играю на инструменте, сиди смирно, когда звучит музыка, думай о ней и скажи, что надумал, танцуй так, как я тебе покажу». То есть путь, радостный для ребенка, мы отвергаем как ненужный в полной уверенности, что лучше знаем, как надо! Получение же удовольствия вообще не является стратегической задачей педагога-музыканта. А жаль! Кажется, мы во всем идем детям наперекор. Вопрос только, во имя чего? Разве музыка нужна человеку, чтобы ее знать как науку и уметь о ней говорить, кого-то поражать своими познаниями о шедеврах? В жизни чаще бывает наоборот: человек спрашивает, кто написал то произведение, которое ему так понравилось. Может быть, все-таки музыка нужна нам для удовольствия?
Общеизвестно, что вся наша душевная — биологическая жизнь направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия. У детей же удовольствие определяет любую
деятельность. Как утверждает психолог А. Л уэн, ребенок живет телесной жизнью и де ствует, если ему не мешают, на основе принц па удовольствия. Онделаетто, что чувствует к< «хорошо», и избегает того, что «опасно».
Практика показывает, что успех начал ного музыкального обучения для ребенка непо редственно и прямо связан с развитием ум ния переживать общение с музыкой как р< дость, а не как необходимость выполнять у: ражнение или неизвестно откуда «сваливш юся» на него обязанность каждый день игра' на фортепиано. Поэтому нужно помочь ка/< дому ребенку найти свои, доступные форм общения с музыкой и заложить удовольств1 в фундамент музыкального обучения для по, держания интереса в дальнейшем развитии совершенствовании.
Знание о значении и роли удовольствия жизни людей позволило ученым сделать пре. положение о том, что природа человека соз; дательна и достойна доверия, что здоровы организм сам дает ясные и громкие сигнал относительно того, что он, организм, предпоч; тает или выбирает, или признает желательны: Изнутри себя он направлен вовсе не на выж! вание, а на получение положительных эмоции То, что доставляет удовольствие, являете самым лучшим выбором для человеческого орг: низма. В его свободном выборе господствую хотение, добровольность, произвольность.
Делая выбор, человек осуществляет прс цесс саморазвития. Это движение есть псих; логическое отражение того, что идет от природы, движение к становлению способносте и возможностей человека. Педагог-филосо: нашего времени Ш. Амонашвили в книге «Ра: мышления о гуманной педагогике» написал попытках взрослых идти против природы д? тей прямо и жестко: «Ребенок наследует с Природы не только задатки, но и мудрого «че ловека-наставника», которому поручено руке водить его деятельностью и развитием. Прирс да не доверяла, не доверяет и не может дове рить свое уникальное творение только забота: взрослых, будь они родители, учителя или др% гие люди».
Однако, чтобы отдать предпочтение новс му и радостному, ребенок не должен боятьс} Если он действительно может выбирать, т выберет опыт, связанный с переживание) радости. Он будет возвращаться к нему, не слаждаясь им вплоть до пресыщения и скукр
В этот момент он склонен идти дальше, к более насыщенным и совершенным ощущениям в этой же сфере. Но для того, чтобы ребенок был способен сделать соответствующий его природе выбор и развивать его, у него должно быть субъективное ощущение скуки и удовольствия как критерия правильного выбора».
Все, о чем написано сегодня учеными во множестве книг, все выборы и предпочтения без всякого вмешательства взрослых испокон веков реализуются дейъми в игре. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение. Игра для ребенка равносильна удовольствию.
Когда мы идем наперекор интересам и возможностям детей, они разными способами сопротивляются: шалят и скучают, делают вид, что учатся, притворяются, что им интересно, чтобы угодить нам, взрослым. Как известно, принуждение рождает сопротивление, которое ведет к еще большему принуждению. Круг замыкается, и из него для детского педагога есть только один выход: удовольствие и интерес. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку.
Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Превратить искусство в игру, а игру — в искусство позволяют их общие корни. Содержащиеся в таком уроке специальные учебные задачи сочетают игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного в другом на основе творческого подхода.
Звуки и музыка являются в нашем пособии поводом для игры и фантазии, дыхание которых живет в любом искусстве, даже самом серьезном. Здесь нами выдвигается и реализуется идея об особом типе урока музыки для детей, который мы определили как музыкально - дидактическую игру. В данном случае речь идет не об игровой деятельности как таковой, а о целенаправленной игре, которая подчинена достижению запланированного педагогом, но все-таки игрового результата. Модель учебного процесса как игры строится как включение учащихся в игровое моделирова-ние изучаемых явлений, переживание ими нового опыта в обстановке игры.
Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного процесса и, что очень важно, особого материала, позволяющего играть. Она содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае его возможно превратить в единую му- зыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить творческое освоение закономерностей музыки. Урок музыки тогда становится ТВОРЧЕСКИМ МУЗИЦИРОВАНИЕМ. Ничем иным он и не может быть на начальном этапе обучения музыке, если воспринимать детей как веселых и шустрых малышей, а не титанов мысли.
Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создает особую «полифоническую» ткань урока:
• импровизационно-игровой характер
развертывания самого урока;
• игровой характер поведения каждого из
участников урока;
• импровизационно-игровые учебные
действия детей;
• импровизационно-игровой характер
учебного материала;
• игровой способ действий учителя, его
умение и готовность в любой момент
быть спонтанным в своих реакциях.
Игровой характер урока творческого музицирования не означает анархии в его организации, как раз наоборот. Педагог планирует общий ход урока, но при этом имеет в виду, что в нем должна иметь место самопроизвольная детская игра, прямо ведущая к импровизации. Если давать детям возможность выражать свои желания, то наступает момент, когда они скрыто или явно начинают управлять ходом урока, отвергая то, что им не нравится, и предлагая свое. Происходит частичная передача права на преподавание учащимся. К подобным ситуациям педагогу необходимо быть психологически готовым: уметь быстро реагировать на любую неожиданность, возникающую в классе, часто помимо его воли.
Педагогическая практика показывает, что творческий урок музыки должен быть обеспечен педагогическим материалом особого свойства, дающим знание о музыке в устной игровой форме.
Педагогу необходимо уметь создавать его специально методом образно-игрового моделирования. Смысл действий педагога в процессе моделирования учебного материала
образно-игровым способом состоит в том, чтобы выраженные в словах мысли перевести в чувственные образы. Таким образом, его мышлению необходимо пройти регрессивный путь, от абстрактного к конкретному, к более архаическим — образным формам восприятия и мышления, как бы спуститься к ребенку. Об этом еще сто лет назад писал известный математик А. Пуанкаре: «Размышлять о том, каким образом лучше всего внедрить новые понятия в девственный ум ребенка, — значит в то же время размышлять о том, каким образом эти понятия были приобретены нашими предками».
В педагогических моделях для творческого музицирования педагогические задачи заключены, но спрятаны от детей в занимательной образно-ассоциативной форме, поэтому обучающее содержание урока познается ими вначале интуитивно.
***
Биологическая природа человека мудра: ощущения радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Им нужно верить, и они станут самым надежным компасом любой музыкальной методики, любой авторской программы, какая бы музыка ни лежала в ее основе; Если бы меня спросили, каким способом мо5кно увлечь музыкой сегодня и сейчас любого ребенка, я бы сказала, что рецепт прост: играй, танцуй и пой со мной. Со мной, обязательно со мной — педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает им образец музыкального поведения — того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам и сами дети, когда им не мешают это делать взрослые.
Нужно вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям — хотя подобная мысль кажется у нас многим педагогам по меньшей мере чудачеством, продуктом экстравагантного сознания. Но для ребенка это очень важно — переживать настоящую реальность, в данном случае реальность быть музыкантом.
> |
Только такое подлинное переживание рождает правильные ощущения от восприятия музыки, интуитивно помогает понять, что общение с ней — это активный внутренний диалог, по-\ иск того, что близко, что вдруг заставляет радо-' ваться или волноваться. Это ощущение забыть нельзя. О нем «знают» даже грудные дети Есть дистанция огромного размере между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и. тем более, творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я да\аю и понимаю». Действие выступает лучшей проверкой знания.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. В творческом музицировании они учатся у педагога, самих себя и друг у друга. Идея, подсмотренная у партнера, находит у каждого ребенка иное воплощение — начинают работать фантазия и воображение, так необходимые для приобретения детьми разностороннего вариативного собслгзенного музыкального опыта. Именно разностороннего и собственного, потому что музыкальный опыт педагога никак не помогает ребенку чувствовать музыку. Чувствовать и переживать может только он сам!
Творческое музицирование — это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой — опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера: опыта общения, творчества и фантазирования самовыражения и спонтанности, ольгта переживания музыки как радости и удовольствия.
Задуманное полвека назад Карлом Орфом обучение детей музыке в импровизационном музицировании, которое будет рождаться на самом уроке в совместном творчестве, в полной мере является тем, что у нас называется «личностно-ориентированным обучением». Орф, создавая Шульверк1, заботился не только о музыкальном воспитании как таковом, но и ставил вопрос значительно шире — о воспитании творческой личности. Он считал, что для этого нет более надежного пути, чем уроки импровизации, поэтому сделал акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Здесь развивается то особое и совершенно необходимое человеку качество, которое можно назвать импровизационностью мышления. Импровизационный ум — не просто творческий ум, а ум быстрый, реактивно-спонтанный, ситуативный. Импровизация не может базироваться на медленном размышлении, она всегда продукт быстрого ума.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создает условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Такое обучение — это не обучение для избранных, а ставшая сейчас общемировой образовательная необходимость. В нем заложены возможности, о которых мы можем пока только догадываться.
Чем больших результатов сегодня мы можем достичь в интеллектуальном развитии детей, используя для этого самые современные методики, тем серьезней должны задумываться об их эмоционально-душевном благополучии. Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются также в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Урок музыки в ряду других искусств имеет уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации эмоционально-интеллектуальной жизни ребенка, приблизиться к которой можно, лишь расставшись с методами логической науки: она ничего не знает о восхищении и жалости, полете души, ощущении себя собой и многом другом, что делает жизнь человека подлинной и настоящей.
Современная школа мучительно пытается ответить на сложнейший вопрос: для чего и как учить детей? Спектр ответов на него очень широк: от ортодоксального «чтоб был образованным гражданином» до трудно пока осознаваемого как ценность «научить жить в вечно меняющемся мире» и «помочь человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой».
Возможно, урок музыки, на который дети будут идти за каким-то странным, с нашей точки зрения, знанием, выглядит экстравагантным чудачеством: это знание о том, кто он есть сам, что он сегодня чувствует и почему, с кем предпочитает сотрудничать и чего хочет, кого любит и зачем ему музыка. Очевидно, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я» ребенка, создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения.
Подобный урок невозможно провести, опираясь на принципы и идеи существующей сейчас государственной программы, методологической основой которой является классифицирующее, анализирующее слово, обращенное по своей сути к интеллекту, а не чувствам и эмоциям. В основе подобного урока должна лежать творческая синкретическая деятельность, объединяющая музыку, движение и слово в единое увлекательное импровизационное действо. В нем удивительным образом могут сплетаться бумажный оркестр и декламация, сопровождаемая пластикой, пение и простейший танец, приносящий удовлетворения от радости движения под музыку. В нем ребенок и учитель участвуют как равноправные партнеры, даря друг другу радость общения, рожденную в процессе совместного музицирования.
Творческому музицированию как методу обучения присуща высокая гуманистическая эффективность. Но можно сказать, что это одновременно и технологическая эффективность, поскольку творческое музицирование открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям. Прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способным воспринимать мир еще на одном языке, на языке художественных образов. В этом творческом полете торжествует личность, награждая детей способностью раскрытия тайн самопознания и мистерии окружающего мира. И хотя обрести действительное понимание того, что происходит в человеке и его отношениях с миром, посредством музыкально-творческой деятельности нелегко, следует признать, что творческое и свободное формируется, как правило, в творчестве и свободе.