Авторская программа Т.Э.Тютюнниковой.




Планирование по месяцам.

Наряду с традиционными разделами программа включает в музыкальное занятие новые разделы занятия: звучащие жесты, речевое музицирование, движение в активное слушание, импровизация.

Ключ, открывающего заветную дверь в музыку для каждого ре­бенка - творческое музицирование. Дети преображаются на творческом уроке музыке, они распахивают свои сердца, превращаясь в эль­фов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — ради таких минут я работаю в детском саду и начальной школе, отчетливо понимая, что это и есть ответ на воп­рос, зачем детям нужна музыка.

«Игры звуками» — учебник для совместной игры детей и взрос­лых, которые бы хотели вместе с малышами научиться придумывать и исполнять СВОЮ МУЗЫКУ. Он необычен и тем, что музыкальными инструментами здесь яв­ляются различные бытовые предметы, а также самодельные шумовые инструменты.

Т.Э. Тютюнникова

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как его воспитать, развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фан­тазировать и придумывать?

Татьяна Эдуардовна Тютюнникова -— открыла для себя и своих коллег заме­чательный "рецепт" творческого сотрудничества с детьми в элементарном музицировании.

Уроки (занятия) по методике Татьяны Эдуардовны — это маленькие спектакли, фантасти­ческие путешествия и увлекательные исследования, в которые творческий педагог вовлекает своих маленьких воспитанников. И подготовка к этим волшебным спектаклям и путешестви­ям не потребует у вас много материальных затрат, времени и т.д. Главное условие — это спо­собность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми.

Давайте спросим себя, что будет делать любой нормальный ребенок, оказавшись в му­зыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он его непременно возьмет и будет ИЗУЧАТЬ: звенеть им, ударять по нему. Затем он начнет с ним бегать или прыгать. И делать это он будет не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтем са­мозабвенное счастье и радость, бьющую через край.

Музы­кальный класс в школе, где она работает, обору­дован различными музыкальными инструмен­тами.

Применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, лич­ными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение.

Содержащиеся в уроке специальные учебные задачи сочетают целенаправленную игру и обучение.

Игра содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае его возможно превратить в единую му зыкально-дидактическую игру, в процессе ко­торой будет происходить творческое освоение закономерностей музыки.

Урок музыки тогда становится ТВОРЧЕСКИМ МУЗИЦИРОВА­НИЕМ.

Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создает осо­бую «полифоническую» ткань урока:

• импровизационно-игровой характер развертывания самого урока;

• игровой характер поведения каждого из участников урока;

• импровизационно-игровые учебные действия детей;

• игровой способ действий учителя, его умение и готовность в любой момент
быть спонтанным в своих реакциях.

Педагог планирует общий ход урока, но при этом имеет в виду, что в нем должна иметь место самопроизвольная детская игра, прямо ведущая к импровизации на любую неожиданность, возникающую в клас­се, часто помимо его воли.

Педагогу необходимо уметь создавать творческий урок специально методом образно-игрового моде­лирования ( выраженные в словах мысли перевести в чувственные образы). Его мышлению необходимо пройти регрессивный путь, от абстрактного к конкретному и образному восприятию и мышлению, как бы спуститься к ребенку.

 

Биологическая природа человека мудра: ощущения радости и удовольствия от музи­цирования безошибочны. Им нужно верить, и они станут самым надежным компасом любой музыкальной методики, любой авторской про­граммы, какая бы музыка ни лежала в ее осно­ве; Если бы меня спросили, каким способом можкно увлечь музыкой сегодня и сейчас лю­бого ребенка, я бы сказала, что рецепт прост:

играй, танцуй и пой со мной.

Со мной, обяза­тельно со мной — педагог всегда в музициро­вании вместе с детьми. Он, конечно, наблюда­ет, помогает, но, в первую очередь, показыва­ет им образец музыкального поведения — того поведения, которое инстинктивно демонстри­руют нам и сами дети, когда им не мешают это делать взрослые.

Нужно вернуть детям право быть музыкан­тами и творить музыку сообразно собствен­ным интересам и возможностям — хотя подоб­ная мысль кажется у нас многим педагогам по меньшей мере чудачеством, продуктом экстра­вагантного сознания. Но для ребенка это очень важно — переживать настоящую реальность, в данном случае реальность быть музыкантом.

Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и тем более, творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо тво­рить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инст­рументах, танцевать, самому придумывать и изменять.

Вот одна мудрость, известная еще древним китайцам, она непос­тижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

В творческом музицирова­нии они учатся у педагога, самих себя и друг у друга.

Творческое музицирование — это возмож­ность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой — опыта движения и речи, опыта слушателя, ком­позитора, исполнителя и актера: опыта обще­ния, творчества и фантазирования, самовыра­жения и спонтанности.

Задуманное полвека назад Карлом Орфом обучение детей музыке в импровизационном музицировании, которое будет рождаться на самом уроке в совместном творчестве, в пол­ной мере является тем, что у нас называется «личностно-ориентированным обучением». Орф, создавая Шульверк (5 томов музыки для детей), заботился не только о музыкальном воспитании как таковом, но и ставил вопрос значительно шире — о воспита­нии творческой личности. Он считал, что для этого нет более надежного пути, чем уроки импровизации, поэтому сделал акцент на раз­витии воображения, независимости мышле­ния, умении изобретать и находить новые нео­жиданные пути в разрешении встающих про­блем. Здесь развивается то особое и совершен­но необходимое человеку качество, которое можно назвать импровизационностью мышле­ния. Импровизационный ум — не просто твор­ческий ум, а ум быстрый, реактивно-спонтан­ный, ситуативный. Импровизация не может базироваться на медленном размышлении, она всегда продукт быстрого ума.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создает условия для детей творить свою музыку.

Возможно, урок музыки, на который дети будут идти за каким-то странным, с нашей точ­ки зрения, знанием, выглядит экстравагант­ным чудачеством: это знание о том, кто он есть сам, что он сегодня чувствует и почему, с кем предпочитает сотрудничать и чего хо­чет, кого любит и зачем ему музыка. Очевид­но, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глу­бинные слои внутреннего «Я» ребенка, создать условия для высвобождения первичной креа­тивности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения.

Подобный урок невозможно провести, опираясь на принципы и идеи существующей сейчас государственной программы, методо­логической основой которой является класси­фицирующее, анализирующее слово, обра­щенное по своей сути к интеллекту, а не чув­ствам и эмоциям. В основе подобного урока должна лежать творческая синкретическая деятельность, объединяющая музыку, движе­ние и слово в единое увлекательное импрови­зационное действо. В нем удивительным обра­зом могут сплетаться бумажный оркестр и дек­ламация, сопровождаемая пластикой, пение и простейший танец, приносящий удовлетворе­ния от радости движения под музыку. В нем ребенок и учитель участвуют как равноправ­ные партнеры, даря друг другу радость обще­ния, рожденную в процессе совместного му­зицирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: