Планирование по месяцам.
Наряду с традиционными разделами программа включает в музыкальное занятие новые разделы занятия: звучащие жесты, речевое музицирование, движение в активное слушание, импровизация.
Ключ, открывающего заветную дверь в музыку для каждого ребенка - творческое музицирование. Дети преображаются на творческом уроке музыке, они распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — ради таких минут я работаю в детском саду и начальной школе, отчетливо понимая, что это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка.
«Игры звуками» — учебник для совместной игры детей и взрослых, которые бы хотели вместе с малышами научиться придумывать и исполнять СВОЮ МУЗЫКУ. Он необычен и тем, что музыкальными инструментами здесь являются различные бытовые предметы, а также самодельные шумовые инструменты.
Т.Э. Тютюнникова
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как его воспитать, развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Татьяна Эдуардовна Тютюнникова -— открыла для себя и своих коллег замечательный "рецепт" творческого сотрудничества с детьми в элементарном музицировании.
Уроки (занятия) по методике Татьяны Эдуардовны — это маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, в которые творческий педагог вовлекает своих маленьких воспитанников. И подготовка к этим волшебным спектаклям и путешествиям не потребует у вас много материальных затрат, времени и т.д. Главное условие — это способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми.
|
Давайте спросим себя, что будет делать любой нормальный ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он его непременно возьмет и будет ИЗУЧАТЬ: звенеть им, ударять по нему. Затем он начнет с ним бегать или прыгать. И делать это он будет не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтем самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.
Музыкальный класс в школе, где она работает, оборудован различными музыкальными инструментами.
Применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение.
Содержащиеся в уроке специальные учебные задачи сочетают целенаправленную игру и обучение.
Игра содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае его возможно превратить в единую му зыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить творческое освоение закономерностей музыки.
Урок музыки тогда становится ТВОРЧЕСКИМ МУЗИЦИРОВАНИЕМ.
Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создает особую «полифоническую» ткань урока:
• импровизационно-игровой характер развертывания самого урока;
• игровой характер поведения каждого из участников урока;
• импровизационно-игровые учебные действия детей;
• игровой способ действий учителя, его умение и готовность в любой момент
быть спонтанным в своих реакциях.
|
Педагог планирует общий ход урока, но при этом имеет в виду, что в нем должна иметь место самопроизвольная детская игра, прямо ведущая к импровизации на любую неожиданность, возникающую в классе, часто помимо его воли.
Педагогу необходимо уметь создавать творческий урок специально методом образно-игрового моделирования ( выраженные в словах мысли перевести в чувственные образы). Его мышлению необходимо пройти регрессивный путь, от абстрактного к конкретному и образному восприятию и мышлению, как бы спуститься к ребенку.
Биологическая природа человека мудра: ощущения радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Им нужно верить, и они станут самым надежным компасом любой музыкальной методики, любой авторской программы, какая бы музыка ни лежала в ее основе; Если бы меня спросили, каким способом можкно увлечь музыкой сегодня и сейчас любого ребенка, я бы сказала, что рецепт прост:
играй, танцуй и пой со мной.
Со мной, обязательно со мной — педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает им образец музыкального поведения — того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам и сами дети, когда им не мешают это делать взрослые.
Нужно вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям — хотя подобная мысль кажется у нас многим педагогам по меньшей мере чудачеством, продуктом экстравагантного сознания. Но для ребенка это очень важно — переживать настоящую реальность, в данном случае реальность быть музыкантом.
|
Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и тем более, творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.
Вот одна мудрость, известная еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
В творческом музицировании они учатся у педагога, самих себя и друг у друга.
Творческое музицирование — это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой — опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера: опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности.
Задуманное полвека назад Карлом Орфом обучение детей музыке в импровизационном музицировании, которое будет рождаться на самом уроке в совместном творчестве, в полной мере является тем, что у нас называется «личностно-ориентированным обучением». Орф, создавая Шульверк (5 томов музыки для детей), заботился не только о музыкальном воспитании как таковом, но и ставил вопрос значительно шире — о воспитании творческой личности. Он считал, что для этого нет более надежного пути, чем уроки импровизации, поэтому сделал акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Здесь развивается то особое и совершенно необходимое человеку качество, которое можно назвать импровизационностью мышления. Импровизационный ум — не просто творческий ум, а ум быстрый, реактивно-спонтанный, ситуативный. Импровизация не может базироваться на медленном размышлении, она всегда продукт быстрого ума.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создает условия для детей творить свою музыку.
Возможно, урок музыки, на который дети будут идти за каким-то странным, с нашей точки зрения, знанием, выглядит экстравагантным чудачеством: это знание о том, кто он есть сам, что он сегодня чувствует и почему, с кем предпочитает сотрудничать и чего хочет, кого любит и зачем ему музыка. Очевидно, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я» ребенка, создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения.
Подобный урок невозможно провести, опираясь на принципы и идеи существующей сейчас государственной программы, методологической основой которой является классифицирующее, анализирующее слово, обращенное по своей сути к интеллекту, а не чувствам и эмоциям. В основе подобного урока должна лежать творческая синкретическая деятельность, объединяющая музыку, движение и слово в единое увлекательное импровизационное действо. В нем удивительным образом могут сплетаться бумажный оркестр и декламация, сопровождаемая пластикой, пение и простейший танец, приносящий удовлетворения от радости движения под музыку. В нем ребенок и учитель участвуют как равноправные партнеры, даря друг другу радость общения, рожденную в процессе совместного музицирования.