Создание художественно- эстетической развивающей среды в ДОУ.




Художественно-эстетическая среда каждого детского сада может быть оригинальна и индивидуальна. Большую роль в этом играет использование в оформлении зданий и помещений ДОУ мотивов национального искусства, произведений мастеров народного декоративно-прикладного искусства

Народному, традиционному искусству сейчас придается особенно большое значение. Это важно с идеологической, общевоспитательной, нравственно-эстетической позиций. Необходимо, чтобы народное искусство органично входило в детский интерьер как можно раньше и как можно качественнее.

Детский интерьер, кроме того, должен обогатиться изделиями самодеятельного ремесла воспитателей и, конечно, детей. В этом большая воспитательная сила народного прикладного искусства.

Несмотря на отличия, на различные приоритеты в выборе ведущего направления воспитательного процесса в ДОУ, существуют общие требования к организации художественно-эстетической среды:

· комплексный подход к оборудованию и оформлению помещений;

· соответствие оформления назначению помещений;

· выявление главного в оформлении помещений различного назначения архитектурно-художественными средствами;

· создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки;

· зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов (зон);

· наличие современного материального оснащения (комплектной мебели, оборудования, пособий, игрушек, физкультурного и другого инвентаря), размещенного педагогически и эстетически целесообразно;

· организация и эффективное использование прогрессивных систем встроенного, секционного, сборно-разборного оборудования (стеллажных конструкций, ленточных подоконных столов и т. д.);

· широкое использование в оформлении помещений высокохудожественных и качественно выполненных произведений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства;

· использование в оформлении мотивов национального искусства, произведений мастеров народного декоративно-прикладного искусства;

· разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и круглогодичного озеленения помещений;

· общая культура взаимоотношений детей и персонала, опрятный и красивый их внешний вид (одежда, обувь, прическа, манера поведения, тон).

Интерьер ДОУ

Интерьер дошкольного учреждения как ансамбль разумно и эстетически организованной предметно-развивающей среды создается в результате комплексного использования различных выразительных средств-компонентов, составляющих интерьер. В формировании интерьера принимаются во внимание:

1) цветовая отделка и освещение;

2) мебель, оборудование для педагогического процесса и технические приспособления;

3) искусство в интерьере;

4) природа и озеленение интерьера;

5) участие детей и персонала в оформлении интерьера.

При организации интерьера особая роль отводится мебели и специальному оборудованию — техническим приспособлениям.

Эстетическая взаимообусловленность интерьера и формообразующего его компонента — мебели — очевидна. Как функция помещений определяет состав, внешний вид и окраску предметов благоустройства, так и сама мебель как бы «раскрывает» содержание, функцию любого помещения.

Комплектность мебели в значительной мере определяет его эстетический облик. Красота и ритм ее расположения — непременное условие грамотного архитектурно-художественного решения интерьера дошкольного учреждения.

К мебели относятся стулья и кресла, столы двух- и четырехместные, ленточные столы, полки и мольберты, шкафы и стеллажи, кровати и комбинированная мебель, совмещающая в себе разные функции. По конструктивным признакам различают мебель разборную и неразборную, складную, складируемую и трансформирующуюся. Мебель бывает передвижного и встроенного типа (корпусная, сборно-разборная, стеллажная, навесная).

В создании внешнего облика детского сада большое значение имеют стенные шкафы, перегородки и другое встроенное оборудование. Это очень удобно и с целью зонирования помещения. Встроенное оборудование, во-первых, позволяет использовать все пространство от пола до потолка и тем самым значительно увеличить полезную площадь для игр детей; во-вторых, повышает общую освещенность, аэрацию и инсоляцию помещения, т. е. улучшает микроклимат помещения и высвобождает стены и простенки для размещения полезной художественно-дидактической информации; дополнительная освещенность позволяет сократить площадь окон (без ущерба общей освещенности), что утепляет здание (особенно в северных районах страны) и также освобождает площади стен; в-третьих, придает помещению привлекательный внешний вид, так как органично вписывается в его архитектуру.

Большое значение для организации художественно-эстетической среды дошкольника имеет изобразительное искусство. Картины, скульптура, графика, росписи, витражи, изделия народного прикладного искусства с детства входят в сознание и чувства ребенка, развивают восприятие прекрасного, эстетических чувств и представлений детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. В интерьере детского сада можно встретить картины, эстампы и репродукции, скульптуру и мелкую пластику. Все эти произведения художников прекрасно дополняют оформление интерьера современного дошкольного учреждения.

Произведения монументально-декоративного искусства используются в оформлении в тех местах, где они подходят по масштабу, хорошо смотрятся и тем привлекают внимание детей. В детском учреждении лучше смотрятся композиции среднего формата по отношению к стене, ведь дошкольник еще не может воспринимать большие по размеру композиции, как их воспринимает взрослый человек. К тому же расписывать, к примеру, стены в условиях дошкольного учреждения просто неразумно, так как санобработка, дезинфекция и регулярный ремонт могут безвозвратно испортить настенную живопись. Более приемлемы в условиях детского сада композиции, выполненные из свето- и водостойких, прочных к механическим повреждениям материалов (керамика глазурованная, цветное стекло и камень, металл, дерево и другие материалы, выполненные прямо на стене, либо на съемных каркасах).

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство, искусство рукотворное, облагораживающее быт, делающее его радостнее, уютнее, приятнее для глаза5. Детский интерьер должен обогатиться изделиями самодеятельного ремесла воспитателей и, конечно, детей. В этом большая воспитательная сила народного прикладного искусства. Народному, традиционному искусству сейчас придается особенно большое значение. Необходимо, чтобы народное искусство органично входило в детский интерьер как можно раньше и как можно качественнее.

В интерьере детского сада изделия плоскорельефной резьбы используются в оформлении зала, вестибюля, лестницы в сочетании с озеленением, керамикой. В оформлении зон самостоятельной художественной деятельности небольшие резные панно могут украсить книжный и музыкальный уголки.

В оформлении зон изобразительной деятельности детей можно удачно применить расписные изделия из дерева. Вообще надо сказать, что расписное дерево (плоское, токарное, долбленое) всегда украшало интерьер народного жилища, выполняя прежде всего утилитарную функцию. Небольшие детали изобразительного фольклора, навеянные искусством прошлого, вполне уместны в оформлении детского сада. Эти детали следует «обыгрывать» и применять как произведения народного искусства, придающие колорит, индивидуальность облику детского интерьера, и не в коем случае не пытаться повторить оформительскими средствами «избу», «окно с геранью и ставнями» или «дубовые глухие ворота с резной дугой».

Народные игрушки из дерева и глины уже давно используются как национальные сувениры, как элементы украшения интерьера. Это и понятно, так как для малышей сейчас выпускается огромный ассортимент более легких красочных, небьющихся, оригинальных игрушек. Игрушка из дерева и глины в основном служит дидактическим целям на занятиях, но нередко украшает уголок народного искусства в зале, методическом кабинете. Если игрушка-образец хорошо видна ребенку, если она с выдумкой, грамотно сочетается с другими (в сюжетной композиции), хорошо освещена, ее эстетическая роль высока. В оформлении уголка народного искусства используются родственные изделиям материалы – ткани (ситец народной набойки, холст, лен), дерево, керамика, соломка и другой природный материал в сочетании с изделиями народного искусства данной местности.

Изобразительное искусство придает оригинальный характер интерьеру и детскому учреждению в целом6. Современная тенденция к освобождению внешнего облика детского учреждения от стереотипа, штампа проявляется даже в названиях детских садов: «Сказка», «Малышок», «Аленький цветочек» и тому подобных вместо обезличенных номерных знаков. Тут сами названия подсказывают соответствующие мотивы росписи, витража, мозаики и других произведений монументального и декоративно-прикладного искусства. Всегда надо помнить, что дети – это главное при решении интерьера средствами искусства.

Природа и озеленение

Большое значение в организации художественно-эстетической среды играет фитодизайн. Фитодизайн представляет собой как составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями, корягами и т.п. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт в помещении, улучшают его микроклимат. Нужно позаботится о том, чтобы подобрать растения по форме и цвету, составить букет, венок, гирлянду, корзину на основе композиционных закономерностей, в соответствии со стилями и школами аранжировки цветов.

Богатство форм и красок природы подсказывает необходимое решение для создания образа, выражения чувств мыслей с помощью цветов, листьев, ветвей и др. Кроме растительного мира в композицию могут быть включены другие природные материалы (камни, перья, ракушки), а также искусственные цветы и растения, в совершенстве имитирующие живые, пластик, металл, керамика, ленты, игрушки и др.

В детских садах реализуется широкая программа ознакомления детей с природой, с ее флорой и малой фауной, организуются различные формы природного окружения детворы. Общими для них являются следующие принципы:

· зонирование уголка природы с хорошим естественным освещением и искусственным светозонированием, усиливающим внимание детей к природному окружению в вечерние часы и ненастье;

· свободный доступ детей к уголку природы (выделение рабочего пространства и приближение к воде), чтобы облегчить детям уход за растениями и животными;

· сочетание флоры и фауны, живой и неживой природы в оборудовании и оформлении уголка природы;

· использование оригинальных конструкций, позволяющих наиболее полно выявить эстетические качества флоры и фауны, качества неживой природы (разнообразие форм и отделок клеток, цветочниц, аквариума, подставок для озеленения, кашпо и другого оборудования, которые создают красивые пространственные композиции вертикального и горизонтального озеленения);

· применение природного материала в оформлении (обработанные спилы и срубы дерева, сухие ветки с шишками, цветами, кора, соломка, плетенки из бересты, изделия из дерева, керамика, камни, галька, ракушечник); грамотное сочетание цветового и фактурного фона экспозиции (штора-жалюзи из дерева с расположенной на ней композицией из природного материала в простенках лестниц, коридоров и других местах, неблагоприятных для ухода и затемненных для живых цветов и зелени);

· использование предметов и изделий профессионального и народного искусства в оформлении уголка природы.

В возрастных группах устраиваются обязательные уголки природы, где дети наблюдают и ухаживают за растениями и мелкими животными, птицами, рыбами. Помещения озеленяются цветами и растениями в кашпо, горшках, вазах, цветочницах. Создаются и архитектурно-художественные композиции с использованием природного материала (древесина, мох, камни, ветви сухостоя и т.д.).

Пространственные композиции вертикального озеленения интерьера в виде ажурных перегородок применяются в вестибюле, на лестницах, в групповых комнатах, отделяя зону отдыха от коридора, лестницу от раздевальной, игровую от спальни. Фронтальные (пристенные) композиции устраиваются в нишах, углах, торцах коридора, вестибюля и других непроходных местах. Обязательным для них является цветозонирование фона, на котором они расположены.

На вертикальных простенках нецелесообразно высоко располагать цветущие растения, так как это затрудняет уход и дети не видят растений. Лучше в зоне потолочного пространства расположить крупнообъемные композиции из сухого природного материала: веток, коряг, листьев и цветов. Гербарии и композиции в металлических рамках под стеклом помещать не следует, так как мелкие плоскостные композиции плохо видны, недекоративны и эстетически несовместны. Надо следить за тем, чтобы композиции были естественны, симметрично уравновешены, а не зеркальны. Значение фитодизайна ДОУ в том, что он вносит в жизнь детей праздничное настроение, радость и красоту.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!