Методика ознакомления дошкольников с произведениями искусства.




Ознакомления дошкольников с произведениями искусства имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей. Дети испытывают их, воспринимая более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

Отбор произведений искусства для дошкольников

Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления и предметы Воспитание и обучение детей шестого года жизни.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.

Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями. Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»

В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта, Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.

Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.

Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие. В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я. Ярбусовой и др.).

В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.

Методы и приемы привлечения внимания детей к произведениям искусства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик -- стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: