Современная теория фирмы (неоклассический и неоинституциональный подход).




Потребление информации как формирование нового знания. Значение информации для производителя и потребителя. Информационная асимметрия.

Информация – это сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Информация выходит на первое место среди традиционных факторов производства. Информация становится приоритетным фактором производства, увеличивается потребность в ней, она перестает быть бесплатным товаром. Однако большая часть циркулирующей в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты на подготовку и распространение которого государство берет на себя. Это означает, что эта часть информации отвечает двум характерным свойствам общественного блага, а именно:

- несоперничество: увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

- неисключаемость: ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Независимые самостоятельные производители товаров и услуг не могут успешно функционировать на рынке, не имея информации о других производителях, о возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и рынках капиталов, об общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и в мире, тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйственной (коммерческой) деятельности и т. д. Без развитой информационной системы эффективное функционирование предпринимательских структур в современных условиях практически невозможно. Обладание информацией является важнейшим фактором успеха.

Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Для потребителя большое значение может иметь такая информация как: Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации; Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров; Предупредительные знаки — информация, предназначенная для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности; и т.д.

Информационная асимметрия – это ситуация, при которой одна из групп участников рынка владеет, необходимой для ведения своих дел информацией, а другая группа не владеет. Асимметричность информации в микроэкономике— это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары будут вытеснять высококачественные с рынка.

 

 

Современная теория фирмы (неоклассический и неоинституциональный подход).

Неоклассический подход: Основы современной микроэкономики были заложены неоклассической экономической теорией,сформировавшейся в конце XIX века. Под фирмой в неоклассической теории понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Деятельность фирмы в неоклассическом подходе описывается главным образом с помощью производственной функции (технологическая зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени): Q = f(L, K, N, H, …) Производственная функция описывает множество технологически эффективных объемов выпуска Q, которые могут быть произведены с помощью сочетания факторов L (Труд), K (капитал), N (природные ресурсы), H (человеческий капитал), и других.

Для упрощения анализа все факторы, кроме объема используемого труда, принимаются фиксированными. Тогда производственная функция может быть записана в виде: Q = f(L). А ее график можно построить в координатах выпуск - затраты труда:

Точки, лежащие на производственной функции, показывают технологически эффективные (рациональные с точки зрения производителя) способы производства продукта с помощью переменного фактора L, фиксированных объемах остальных факторов и фиксированном объеме технологий. Точки, лежащие под производственной функцией, технологически неэффективны. Точки, лежащие над производственной функцией, не достижимы при заданном количестве остальных факторов и уровне технологий.

Неоинституциональный подход: Неоинституционализм — яркое проявление тенденции проникновения методов микроэкономического анализа в смежные социальные дисциплины.Неоинституционалисты понимают под фирмой, прежде всего, социальный институт, т.е. общность людей, объединенных едиными мотивами деятельности. Представители неоинституционализма для объяснения существования фирмы ввели такие понятия, как оппортунистическое поведение, ассиметрия информации и трансакционные издержки.

- Оппортунистическое поведение фирм - есть снижение ими цены на товары по сравнению с имеющейся ценой на рынке. Данное поведение будет иметь место только в том случае, когда разница цен высока по сравнению с издержками на поиск информации о более низкой цене других производителей. Чем больше продавцов на рынке, тем при прочих равных условиях, менее вероятен поиск покупателями фирм, способных предоставить более низкие цены.

- Ассиметрия информации - это ситуация когда одна группа владеет необходимой для ведения дел информацией, а другая нет. Симметричное распределение информации происходит только в условиях совершенной конкуренции, когда цена определяется только спросом и предложением и соответствует альтернативным издержкам. Во всех других типах рыночных ситуаций информация распределяется ассиметрично.

- Трансакционные издержки не связаны с производством как таковым, а с вязаны с сопутствующими ему затратами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: