Тема занятия «Мастерство ведущего. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих». Дата: 09.04.2020 год.
Ведущий - комментатор – не читает убедительно, устный комментарий не слишком длинный, не стоит объяснять очевидное, разговорный стиль текста, объяснят зрителю цель происходящего, что он не видит, но ему хотелось бы понять. Дополнение изображения.
Ведущий – интервьюер - получает информацию при помощи вопросов – ответов. Чувство такта, предупредительность. Не сбивать с мысли. Уметь задавать прямые и ненавязчивые вопросы. Ведущий – информатор.
Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
Речь является основой и условием коммуникации и выполняет не только функцию передачи информации, но является и средством эмоционального воздействия на аудиторию. Логическое и эмоциональное в речи находится в равных пропорциях.
Речь – своеобразный код, которым пользуется человек при передаче информации. Главные единицы – слово и фраза, несущие определенный смысл.
Виды информации.
1. логическая или семантическая (что? о чем?).
2. тембр голоса, индивидуальные особенности голоса (кто говорит?).
3. эмоциональный контекст речи (как говорит?).
Сценическая Речь слагается из трех разделов:
1. Дикция четкое произношение слов.
2.орфоэпия – правильное произношение.
3. Логика сценической речи призвана доносить мысль звучащей речи, овладеть навыками организации текста, чтобы наиболее точно воздействовать на зрителя.
Человек, который общается с аудиторией должен знать:
1. о чем он говорит? Любой текст содержит смысловой стержень, главную мысль, проходящую через выступление. От точного определения этого стержня зависит правильная ориентация в ответ на вопрос О ЧЕМ?
2. кому говорит? Аудитория, зритель, такт, уважение, чувство меры –главные качества ведущего.
3. зачем говорит? Входит понятие – оценка значения произносимых слов, отношение ведущего к читаемому тексту, а также стремление передать слушателю свою оценку.
Речевое взаимодействие – процесс публичного выступления, при котором важны умения публично мыслить, свободно творить свое выступление, взаимодействовать словом с аудиторией, что обеспечивает сомыслие, сопереживание слушателей, их активное участие в процессе восприятия содержания и формы досуговой программы. Эмоциональное воздействие выступления ведущего усиливается тогда, когда он умело, применяет языковые средства:
1. сегментированная конструкция – состоящая из двух частей сегментов, применение их придает речи ведущего экспрессивность. Высказывание, разделенное на 2 части, с логической паузой между ними легче воспринимается слушателями. Мысль становится доходчивой, когда она передается по частям.
2.присоеденительная конструкция - придает выразительность разговорной речи, поскольку воспроизводят ее в живой непосредственности. (Надо радоваться материнству! По-настоящему радоваться)
3.повтор слов или словосочетаний. Повтор начальных слов называется Анафора. Повтор отдельных словосочетаний в конце -Эпифора.
4. прием градации, прием повтора слова, относящиеся к одному предмету располагающемуся в последовательном порядке, при этом мысль выражается более точно, четко и эмоционально (множьте любовь, множьте великодушие души, множьте..)
5. инферсия – перестановка обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи. При такой перестановки значительно меняется течение речи, ее мелодия.
6. использование метафоры, символов, аллегории.
Виды импровизаций и приемы импровизационной техники.
Импровизация - это вид творчества и неотъемлемая часть творческого процесса, внезапность творческого имиджа.
Определяющие признаки:
1. Внезапность
2. Мгновенность реакции.
Этапы организации:
1. Языковая компетенция (интеллектуальные способность, большой объем информации в памяти).
2. Импровизационное самочувствие (умение импровизировать здесь и сейчас).
3. Озарение или инсайт (вспышка после какой либо ситуации, требующая дальнейшего действия).
4. Мгновенное осмысление.
5. Публичное воплощение идеи (дать ответ).
6. Этап осмысления (анализ импровизации).
Типы импровизации:
- по структуре процесса деятельности (заготовленная, классическая, смешанная);
- по формам осуществления (словесная, физическая, словесно-физическая).
Уровни готовности импровизации:
- уровень умения распределить и направить внимание зрителя;
- развития воображения;
- творческое самочувствие;
-умение общаться; владение речью;
- интуиция; умение перевоплощаться.