ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ смотрите выше!!!
1. Путешествие по карте города. Запиши по три!
Мы с учениками путешествуем по карте нашего города – Санкт-Петербурга. Но такую «экскурсию» можно проводить и по картам других городов.
Для путешествия Вам понадобятся разрезные карточки со словами. Вот набор, который использую я:
…строва | …еки | …роспекты |
…лицы | …абережные | …танции …етро |
(острова, улицы, реки, набережные, станции метро, проспекты)
Вначале ребенок вставляет пропущенные буквы в слова, каждый раз обосновывая свой выбор (заглавная или маленькая буква).
Затем мы с учеником разыгрываем все 6 карточек по жребию(то есть каждому достается 3 выбранных наугад карточки). Далее каждый из нас должен на карте Санкт-Петербурга найти по три указанных на карточках объекта и грамотно записать их названия в тетрадь. После чего мы обмениваемся тетрадками и проверяем друг друга. Сразу скажу: я делаю в своей тетради множество ошибок, так что проверять меня нелегко, зато очень интересно!
2. Географические названия.
Перед этим упражнением я обычно показываю ученику домашнюю работу, выполненную львенком Левой. На тетрадном листочке корявым почерком написано: «тихий океан, материк евразия, река нил, вулкан везувий, красное море». Ниже красной пастой поставлена «двойка». Лёва жалуется: учительница дала задание по карте полушарий, а там все слова написаны одинаковыми буквами! Вот он и переписал все названия с карты, а получил почему-то «двойку»!
Помоги Лёве выполнить домашнее задание! ( для выполнения упражнения ребятам нужна карта полушарий – в атласе или на доске. Можно заодно совместить уроки русского языка и окружающего мира. )
|
1) На какой планете мы ж…вем? Мы ________________________________________
__________________________________________. (Мы живем на планете Земля.)
2) Сколько п….люсов на …емле и как они называются? На ______________________
_____________________ (На Земле два полюса: Северный полюс и Южный полюс.)
3) На нашей (П\п)ланете есть (М\м)атерики: ________________________________
___________________________________________ (ребята перечисляют все материки).
4) На …емле есть четыре океана: _________,_____________,________ и ___________.
5) А еще на (П\п)ланете (з\З)емля есть (М\м)оря: __________, ____________, ___________ и другие.
3. Полет в космос!!!
а) запиши названия планет Солнечной системы;
б) напиши свой полный космический адрес для своих будущих друзей-инопланетян!
Каждый ребенок работает с атласом «Мир и человек» и со схемой Солнечной системы (см.ниже). Схему я срисовала с того же атласа.
Кроме названий планет, мы обычно подписываем «звезда Солнце».
Космический адрес записывается на строчках справа и выглядит так:
«Вселенная, галактика Млечный Путь, Солнечная Система, планета Земля, материк Евразия, страна Россия, город Санкт-Петербург, улица, дом, корпус, квартира. Имя, фамилия, отчество ребенка».
4. Имя собственное или общее название?
(Для репетиторов и родителей – не заставляйте ребенка переписывать словосочетания! Пишите скобки и все, что в них, карандашом!!! Пусть Ваш ученик стирает резинкой Ваши карандашные записи и вписывает нужную букву прямо в упражнение!)
(н\Н)евский (п\П)роспект
(С\с)трана (Р\р)оссия
(Р\р)ека (н\Н)ева
(з/З)ахарьевская (У\у)лица
(к\К)онфеты (к/К)оровка
(ч\Ч)ёрное (м\М)оре
(О\о)зеро (б\Б)айкал
|
(Б\б)рат (Р/р)услан
(т/Т)ихий (О\о)кеан
5. Имя собственное или общее название? Не попадись в ловушки! (Или – ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА)
(в/В)ознесенкский (П/п)роспект
(П/п)устыня (К/к)аракумы
(и/И)ндийский (о/О)кеан
(Ш/ш)околад (а/А)лёнка
(С/с)танция (М/м)етро (С/с)адовая
(К/к)афе (б/Б)ерезка
(Т/т)ренер (а/А)лексей (д/Д)митриевич (т/Т)арасов
6. Объясни значение этих слов. Какое из них лишнее и почему?
(ю/Ю)питер (К/к)астрюля
(у/У)ран (С/с)олнце
7. Проверь Бабу Ягу Манюню.
костромской Сыр
Материк Антарктида
Почтальон печкин
Крейсер аврора
косой Переулок
Государство Россия
Озёрная Улица
Ладожское Озеро
Парикмахерская Олечка
8. Осторожно, не запутайся!
(Е/е)нот, (У/у)дод, (М/м)едведь, (У/у)ж, (д/Д)ениска, (П/п)ирамида, (А/а)мерика, (а/А)нтарктида, (П/п)еликан, (М/м)агазин, (н/Н)ептун, (Н/н)овгород, (К/к)орова, (м/М)орковь, (м/М)урзик
9. Имя собственное или общее название?
(У/у)лица (з/З)аневская
(К/к)оза (Д/д)ереза
(П\п)раздник (н/Н)овый (г/Г)од
(п/П)опугай (к/К)арудо
(Д/д)еревня (У/у)сть-(с/С)лавянка
(с/С)тароневский (П/п)роспект
(П/п)арк (С/с)основка
(Г/г)ород (м/М)га
(С/с)путник (з/З)емли (л/Л)уна
(к/К)афе (т/Т)еремок
(Л/л)еденцы (б/Б)арбарис
10. Проверь львенка Лёву.
Леденец на Палочке петушок
Шоколад мишка На Севере
ниагарский Водопад
Заневский проспект
теплоход Санкт-петербург
Врач Виктор романович
11. ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА!
(Ж/ж)елезнодорожная (С/с)танция (Л/л)аврики
(М/м)узей (ш/Ш)околада
(в/В)улкан (в/В)езувий
(Г/г)осударство (ф/Ф)ранция
(К/к)онфеты (Б/б)елочка
(п/П)ирожное (к/К)орзиночка
(а/А)рбузный (П/п)ереулок
12. «Ловушечный диктант».
а) Щуплый школьник Князев Дима катается на теплоходе по реке Неве. Мои друзья Гоша Рыжиков и Даня Горчаков живут на Невском проспекте.
б) щенок Дружок, город Орша, мама Лида, учительница Екатерина Валерьевна, Яблочный переулок, пугало Страшила, пёсик Тотошка, Красное море, ученица Света Пищухина.