Состояние и перспективы развития российского высокотехнологичного сектора




 

В 2017 г. доля высокотехнологичного сектора в России составила около 22% в валовом внутреннем продукте, в 2018 г. доля сектора превысила 34% в численности работников (см. рис. 1). Доля в ВВП незначительно выросла за доступный период наблюдений 2011–2017 гг. — с 19,7 до 21,7%, доля в среднесписочной численности работников в целом стабильна. Можно говорить о слабой, но положительной динамике сектора и увеличении его роли в экономике России. Доля сектора с 2010 г. выросла в объеме государственных закупок и поступлениях налога на прибыль, но сократилась в общем объеме экспорта и в числе новых фирм.

Рисунок 7 - Динамика основных показателей развития
сектора высоких технологий в России

Ряд российских фирм занимают лидирующие позиции в мире в области информационных технологий (ABBYY, Kaspersky Lab, «Яндекс», «1С» и др.), микроэлектроники и компьютерной техники («Т-платформы», GS Group и др.), в аэрокосмической отрасли («Вертолеты России», ПАО «Компания «Сухой», «Технодинамика» и др.), в производстве оборудования («Швабе», «Интерскол» и др.) и фармацевтике («Биокад», «Фармстандарт» и др.)

По сравнению с другими странами в России наблюдается средний уровень развития сектора высоких технологий. В среднем по Европейскому cоюзу (28 стран) доля занятых в высокотехнологичном секторе составляет 45,8% [17], а в России — 34,3%. Из России экспортируется менее 0,5% от высокотехнологичной продукции мира, причем преимущественно в сфере военных технологий, а доля высокотехнологичного импорта превышает 60% [28].

Технологическое предпринимательство — потенциальный источник обеспечения занятости, диверсификации и роста экономики России в долгосрочной перспективе. В условиях автоматизации, повышения производительности труда на крупных предприятиях, повышения пенсионного возраста потребуется трудоустройство / переобучение миллионов специалистов. Исходя из современных глобальных трендов, связанных со сменой технологий и повышением роли творчества, развитие предпринимательства как формы творчества и самореализации становится практически безальтернативной стратегией адаптации населения. Одновременно новые технологии расширяют возможности малого бизнеса. В условиях смены технологических укладов принципиально повышается роль малых компаний в технологическом и экономическом развитии. Внедрение цифровых технологий приводит к существенной минимизации транзакционных издержек за счет электронного документооборота, «уберизации» сервисов [11]. Происходит кардинальное расширение возможностей выхода на рынки для малых и средних компаний благодаря распространению цифровых платформ. Например, развитие платформы Alibaba для дистрибуции продуктов позволило создать и масштабировать деятельность более 10 млн малых фирм только в Китае [24]. Фактически у предприятий появилась возможность доступа к любым субподрядчикам, поставщикам и клиентам по всему миру. Существенно увеличились ресурсы малых фирм по кастомизации продукции и сервисов. Идет формирование новых технологических рынков [28]. В результате в мире насчитывается более 200 бывших стартапов, которые стали компаниями-«единорогами» c капитализацией более 1 млрд долл. США. Они достигли этой стоимости за 2–7 лет, ранее для компаний традиционных секторов экономики на это требовалось 20–30 лет. Диверсификация экономики и экономический рост в России становятся невозможны без формирования новых бизнесов. Иные инициативы по демонополизации экономики и повышению уровня конкуренции фактически не могут быть реализованы в современных условиях, а предыдущие попытки оказали скромное влияние. При этом в условиях смены технологий, развития альтернативной энергетики, изменения структуры экономики развивающихся стран возможно долгосрочное снижение спроса на сырьевые товары — основу российской экономики [Многие крупнейшие компании высокотехнологичного сектора в России («Яндекс», Kaspersky, ABBYY, «Вымпелком», «Интерскол», «Технониколь», «Герофарм», GS Group и т.д.) создавались как стартапы [14]. Перспективные рынки цифровой экономики в России с большой вероятностью будут заполняться вчерашними и сегодняшними малыми фирмами (если не будут монополизированы зарубежными ТНК). При этом средний возраст успешных компаний в России — 10–15 лет, т.е., чтобы сформировать точки роста к 2030 г., необходима новая политика поддержки стартапов уже сейчас. Кейсы отдельных регионов и городов уже сейчас демонстрируют значимую роль предпринимательства в России в формировании новых отраслей: инжиниринг в Тольятти, информационные технологии в Татарстане, радиоэлектроника и биотехнологии в Томске, роботы в Пермском крае и др.

Таким образом, можно отметить, что несмотря на ряд негативных тенденций отмечается рост высокотехнологичного производства, что позволяет постепенно переориентировать экспорт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: