Данные статистических исследований, свидетельствуют о том, что за последние 15 лет наблюдается положительная тенденция в выравнивании экономических показателей и в частности объема ВВП (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика ВВП России за 2005 – 2019 годы
На основании данных, представленных на рисунке 2.1 следует наличие позитивных изменений в объемах ВВП России за последние 15 лет. При этом общий рост показателя за анализируемый период составил около 34%.
Наиболее стабильная динамика наблюдается в период с 2010 по 2019 год. Тенденцию изменений основного статистического показателя можно представить с использованием диаграммы 2.
Рисунок 2 – Темп роста ВВП за 2005 – 2019 годы
На основании представленных на рисунке 2 тенденций следует, что за последние 5 лет наблюдается стабильный рост ВВП в объемах не превышающих 2% в год.
Следует отметить, что основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Научно обосновано и в практике экономической деятельности доказано, что если рост ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения и одной из точек роста развития экономики.
Именно данная ситуация, сможет обеспечить РФ наиболее выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составило около 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2019 году ожидался до 2,1%.
Рассматривая ВВП России необходимо четко представлять структурирование данного показателя и возможности развития отдельных отраслей и направлений деятельности.
На рисунке 3 представим отраслевую структуру ВВП в 2018 году, определив приоритеты и отрасли требующие дополнительных вложений для дальнейшего развития и функционирования.
|
Рисунок 3 – Структура формирования ВВП России в 2018 году
Согласно прогнозу рост ВВП России на 2019 год будет обусловлен развитием трёх структур – промышленности, инвестициям и строительству, которое впервые вошло в список выгодных сфер финансирования. Развитие строительства позволяет привлекать и другие сферы – заводы по выпуску техники и стройматериалов.
Рассматривая показатели социально-экономического развития России необходимо серьезное внимание уделять вопросам проведения сравнительного анализа, поскольку именно оценка конкурентной позиции позволяет выявить негативные моменты и определить точки роста.
Исследуя показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира следует отметить, что Росси отнесена на 15 место и граничит с такими странами как Канада и Южная Корея. Данная ситуация может рассматриваться не совсем однозначно, поскольку:
- по объему ВВП Россия достаточно близка к данным странам;
- наблюдаются различия в численности населения, Россия находится на уровне, превышающем Японию и Мексику.
Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития различных стран, представив данные в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира по состоянию на 1 декабря 2018 г. с учётом их населения
№ п/п | Страна | ВВП, трлн. долл. | Численность населения, млн. чел. |
США | 20,413 | 327,631 | |
Китай | 14,093 | 1430,075 | |
Япония | 5,167 | 126,225 | |
Германия | 4,212 | 89,792 | |
Великобритания | 2,936 | 66,040 | |
Франция | 2,925 | 67,348 | |
Индия | 2,848 | 1370,048 | |
Италия | 2,182 | 60,484 | |
Бразилия | 2,139 | 210,147 | |
Канада | 1,799 | 36,621 | |
Россия | 1,720 | 146,880 | |
Южная Корея | 1,693 | 51,446 | |
Испания | 1,506 | 46,700 | |
Австралия | 1,500 | 24,141 | |
Мексика | 1,212 | 130,527 |
На основании данных объема ВВП можно сделать вывод о том, что несмотря на меньшую плотность населения экономическое положение отдельных стран значительно лучше, чем в России.
|
Исследуя показатели социально-экономического положения России необходимо рассмотреть и отдельные расчетные значения формирования социальной государственной политики страны.
Реальные денежные доходы россиян по итогам 2019 года выросли на 0,8%, следует из данных Росстата. Пиковое значение было достигнуто в третьем квартале — 3,1%, в четвертом темпы прироста показателя замедлились до 1,1%.
По данным Росстата, с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. в размере 5 тыс. рублей реальные располагаемые доходы населения в 2018 году снизились на 0,2% по сравнению с предыдущим годом (Таблица 2).
Таблица 2 – Динамика доходов, заработной платы, пенсий и индекса потребительских цен (%)
Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Доходы | Номинальные | 11,7 | 7,1 | 10,6 | 0,9 | 1,8 | 4,3 |
Реальные располагаемые | 4,0 | -0,7 | -3,2 | -5,8 | -1,6 | 0,1 | |
Заработная плата | Номинальная | 11,9 | 9,1 | 5,1 | 7,9 | 6,7 | 9,9 |
Реальная | 4,8 | 1,2 | -9,0 | 0,8 | 2,9 | 6,8 | |
Пенсия | Номинальная | 9,7 | 8,8 | 11,2 | 3,4 | 4,0 | 3,7 |
Реальная | 2,8 | 0,9 | -3,8 | -3,4 | 0,3 | 0,8 | |
Индекс потребительских цен | В среднем за январь-декабрь | 6,8 | 7,8 | 15,5 | 7,1 | 3,7 | 2,9 |
Декабрь к декабрю | 6,5 | 11,4 | 12,9 | 5,4 | 2,5 | 4,3 |
|
Без учета данной выплаты значение показателя увеличилось на 0,1%. В целом за 5 лет реальное падение доходов составило 10,8% от уровня 2013 года с учетом единовременной выплаты и 10,7% без ее учета.
На основании представленных показателей следует, что доходы населения наибольшими темпами возрастали в период 2018 года, однако высоко и значение индекса потребительских цен за данный период.
При номинальном росте доходов населения в 2018 году в объеме 4,3% реальные расходы возросли лишь на 0,1%
Рост номинальной заработной платы определен в пределах 9,9%, в то время как реальной 6,8% и т.д.
Однако, наблюдается некоторые различия в заявленных тенденциях показателей, что наиболее наглядно можно продемонстрировать на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика доходов и заработной платы за 2016-2018 годы
Реализация социальной государственной политики имеет отражение и в формировании расходной части бюджета, поскольку социально-ориентированная экономика страны имеет четкую направленность на создание оптимальных условий развития регионов, отраслей и направлений деятельности.
На основании представленных показателей в таблице 3 следует заключить, что среди представленных показателей лишь расходы на социальную политику имеют отрицательную динамику. В то время как в общей сумме расходования средств они ежегодно превалируют.
Так по состоянию на 2017 год общая сумма расходов на социальную политику составляла около 4,99 трлн. рублей в 2019 году лишь 4,89 трлн. рублей.
Таблица 3 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год
(трлн. руб.)
Показатели | 2017 год | 2018 год | 2019 год | Абсолютное изменение 2019г. к 2017г., (+;-) |
Социальная политика | 4,99 | 4,58 | 4,87 | - 0,12 |
Национальная оборона | 2,85 | 2,73 | 2,91 | +0,06 |
Национальная экономика | 2,46 | 2,26 | 2,64 | +0,18 |
Правоохранительная деятельность и нацбезопасность | 1,92 | 1,88 | 2,25 | +0,33 |
Общегосударственные вопросы | 1,16 | 1,23 | 1,40 | +0,24 |
Обслуживание государственного долга | 0,70 | 0,85 | 0,85 | +0,15 |
Трансферты между бюджетами | 0,79 | 0,77 | 0,76 | -0,03 |
Образование | 0,61 | 0,62 | 0,83 | +0,22 |
Здравоохранение | 0,44 | 0,41 | 0,66 | +0,22 |
Культура, кино | 0,09 | 0,09 | 1,13 | +1,04 |
Охрана окружающей среды | 0,09 | 0,08 | 0,20 | +0,11 |
Средства массовой информации | 0,08 | 0,07 | 0,08 | - |
Физкультура и спорт | 0,09 | 0,06 | 0,06 | -0,03 |
ЖКХ | 0,12 | 0,09 | 0,19 | +0,07 |
Исследуя направления вложения средств в целом, значительный интерес представляет их отражение на диаграмме (рисунок 5).
Рисунок 5 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2019 год
Учитывая, что социальная политика занимает большую долю в структуре расходов бюджета ежегодно и относится к наиболее финансируемым статья, достаточно актуален вопрос направления вложения средств.
Рассмотрим структуру вложения средств бюджета РФ, имеющих назначение «Социальная политика» в таблице 4.
Таблица 4 – Состав и структура расходов бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год по направлению «Социальная политика»
Показатели | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
Социальная политика | 4 991 986,3 | 100,00 | 4 581 795,4 | 100,00 | 4 872 765,4 | 100,00 |
Пенсионное обеспечение | 3 596 788,8 | 72,07 | 3 162 182,3 | 69,02 | 3 248 466,2 | 66,67 |
Социальное обслуживание населения | 13 329,1 | 0,27 | 17 876,8 | 0,39 | 18 313,8 | 0,38 |
Социальное обеспечение населения | 941 151,8 | 18,85 | 935 542,1 | 20,44 | 1 059 716,9 | 21,74 |
Охрана семьи и детства | 430 669,3 | 8,6 | 455 904,2 | 9,95 | 546268,5 | 11,21 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 178,1 | 0,01 | 252,3 | 0,01 | ||
Другие вопросы в области социальной политики | 9 869,2 | 0,2 | 10 037,6 | 0,01 |
На основании данных, представленных в таблице 4 следует, что:
- за 2017 – 2019 годы кардинальных изменений в структуре расходов организации не наблюдалось;
- наибольший удельный вес в структуре расходов на социальную политику занимает пенсионное обеспечение, их доля колеблется от 72,07% до 66,67 %;
- значительную долю занимают расходы на социальное обеспечение, их размер составлял от 18,85% до 21,74%.
Невелика доля расходов по направлениям «охрана семьи и детства», «Прикладные научные исследования в области социальной политики» и «Другие вопросы в области социальной политики».
Наибольший интерес представляет динамика изменения показателей, включенных в рисунок 6.
Рисунок 6 – Динамика расходов бюджета РФ по направлению «Социальная политика» за 2018 – 2019 годы
На основании данных, представленных на рисунке 6 наглядно видно, что наименьшее значение показатели расходования средств имели в 2018 году, в 2019 году наблюдается некоторое увеличение объемов расходования средств по направлению «социальная политика», «социальное обслуживание» и «пенсионное обеспечение».