Экономическая динамика России




 

Данные статистических исследований, свидетельствуют о том, что за последние 15 лет наблюдается положительная тенденция в выравнивании экономических показателей и в частности объема ВВП (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика ВВП России за 2005 – 2019 годы

 

На основании данных, представленных на рисунке 2.1 следует наличие позитивных изменений в объемах ВВП России за последние 15 лет. При этом общий рост показателя за анализируемый период составил около 34%.

Наиболее стабильная динамика наблюдается в период с 2010 по 2019 год. Тенденцию изменений основного статистического показателя можно представить с использованием диаграммы 2.

 

 

Рисунок 2 – Темп роста ВВП за 2005 – 2019 годы

На основании представленных на рисунке 2 тенденций следует, что за последние 5 лет наблюдается стабильный рост ВВП в объемах не превышающих 2% в год.

Следует отметить, что основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Научно обосновано и в практике экономической деятельности доказано, что если рост ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения и одной из точек роста развития экономики.

Именно данная ситуация, сможет обеспечить РФ наиболее выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составило около 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2019 году ожидался до 2,1%.

Рассматривая ВВП России необходимо четко представлять структурирование данного показателя и возможности развития отдельных отраслей и направлений деятельности.

На рисунке 3 представим отраслевую структуру ВВП в 2018 году, определив приоритеты и отрасли требующие дополнительных вложений для дальнейшего развития и функционирования.

Рисунок 3 – Структура формирования ВВП России в 2018 году

 

Согласно прогнозу рост ВВП России на 2019 год будет обусловлен развитием трёх структур – промышленности, инвестициям и строительству, которое впервые вошло в список выгодных сфер финансирования. Развитие строительства позволяет привлекать и другие сферы – заводы по выпуску техники и стройматериалов.

Рассматривая показатели социально-экономического развития России необходимо серьезное внимание уделять вопросам проведения сравнительного анализа, поскольку именно оценка конкурентной позиции позволяет выявить негативные моменты и определить точки роста.

Исследуя показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира следует отметить, что Росси отнесена на 15 место и граничит с такими странами как Канада и Южная Корея. Данная ситуация может рассматриваться не совсем однозначно, поскольку:

- по объему ВВП Россия достаточно близка к данным странам;

- наблюдаются различия в численности населения, Россия находится на уровне, превышающем Японию и Мексику.

Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития различных стран, представив данные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира по состоянию на 1 декабря 2018 г. с учётом их населения

№ п/п Страна ВВП, трлн. долл. Численность населения, млн. чел.
  США 20,413 327,631
  Китай 14,093 1430,075
  Япония 5,167 126,225
  Германия 4,212 89,792
  Великобритания 2,936 66,040
  Франция 2,925 67,348
  Индия 2,848 1370,048
  Италия 2,182 60,484
  Бразилия 2,139 210,147
  Канада 1,799 36,621
  Россия 1,720 146,880
  Южная Корея 1,693 51,446
  Испания 1,506 46,700
  Австралия 1,500 24,141
  Мексика 1,212 130,527

На основании данных объема ВВП можно сделать вывод о том, что несмотря на меньшую плотность населения экономическое положение отдельных стран значительно лучше, чем в России.

Исследуя показатели социально-экономического положения России необходимо рассмотреть и отдельные расчетные значения формирования социальной государственной политики страны.

Реальные денежные доходы россиян по итогам 2019 года выросли на 0,8%, следует из данных Росстата. Пиковое значение было достигнуто в третьем квартале — 3,1%, в четвертом темпы прироста показателя замедлились до 1,1%.

По данным Росстата, с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. в размере 5 тыс. рублей реальные располагаемые доходы населения в 2018 году снизились на 0,2% по сравнению с предыдущим годом (Таблица 2).

Таблица 2 – Динамика доходов, заработной платы, пенсий и индекса потребительских цен (%)

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Доходы Номинальные 11,7 7,1 10,6 0,9 1,8 4,3
Реальные располагаемые 4,0 -0,7 -3,2 -5,8 -1,6 0,1
Заработная плата Номинальная 11,9 9,1 5,1 7,9 6,7 9,9
Реальная 4,8 1,2 -9,0 0,8 2,9 6,8
Пенсия Номинальная 9,7 8,8 11,2 3,4 4,0 3,7
Реальная 2,8 0,9 -3,8 -3,4 0,3 0,8
Индекс потребительских цен В среднем за январь-декабрь 6,8 7,8 15,5 7,1 3,7 2,9
Декабрь к декабрю 6,5 11,4 12,9 5,4 2,5 4,3

 

Без учета данной выплаты значение показателя увеличилось на 0,1%. В целом за 5 лет реальное падение доходов составило 10,8% от уровня 2013 года с учетом единовременной выплаты и 10,7% без ее учета.

 

На основании представленных показателей следует, что доходы населения наибольшими темпами возрастали в период 2018 года, однако высоко и значение индекса потребительских цен за данный период.

При номинальном росте доходов населения в 2018 году в объеме 4,3% реальные расходы возросли лишь на 0,1%

Рост номинальной заработной платы определен в пределах 9,9%, в то время как реальной 6,8% и т.д.

Однако, наблюдается некоторые различия в заявленных тенденциях показателей, что наиболее наглядно можно продемонстрировать на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика доходов и заработной платы за 2016-2018 годы

 

Реализация социальной государственной политики имеет отражение и в формировании расходной части бюджета, поскольку социально-ориентированная экономика страны имеет четкую направленность на создание оптимальных условий развития регионов, отраслей и направлений деятельности.

На основании представленных показателей в таблице 3 следует заключить, что среди представленных показателей лишь расходы на социальную политику имеют отрицательную динамику. В то время как в общей сумме расходования средств они ежегодно превалируют.

Так по состоянию на 2017 год общая сумма расходов на социальную политику составляла около 4,99 трлн. рублей в 2019 году лишь 4,89 трлн. рублей.

Таблица 3 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год

(трлн. руб.)

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год Абсолютное изменение 2019г. к 2017г., (+;-)
Социальная политика 4,99 4,58 4,87 - 0,12
Национальная оборона 2,85 2,73 2,91 +0,06
Национальная экономика 2,46 2,26 2,64 +0,18
Правоохранительная деятельность и нацбезопасность 1,92 1,88 2,25 +0,33
Общегосударственные вопросы 1,16 1,23 1,40 +0,24
Обслуживание государственного долга 0,70 0,85 0,85 +0,15
Трансферты между бюджетами 0,79 0,77 0,76 -0,03
Образование 0,61 0,62 0,83 +0,22
Здравоохранение 0,44 0,41 0,66 +0,22
Культура, кино 0,09 0,09 1,13 +1,04
Охрана окружающей среды 0,09 0,08 0,20 +0,11
Средства массовой информации 0,08 0,07 0,08 -
Физкультура и спорт 0,09 0,06 0,06 -0,03
ЖКХ 0,12 0,09 0,19 +0,07

Исследуя направления вложения средств в целом, значительный интерес представляет их отражение на диаграмме (рисунок 5).

Рисунок 5 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2019 год

 

Учитывая, что социальная политика занимает большую долю в структуре расходов бюджета ежегодно и относится к наиболее финансируемым статья, достаточно актуален вопрос направления вложения средств.

Рассмотрим структуру вложения средств бюджета РФ, имеющих назначение «Социальная политика» в таблице 4.

Таблица 4 – Состав и структура расходов бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год по направлению «Социальная политика»

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Социальная политика 4 991 986,3 100,00 4 581 795,4 100,00 4 872 765,4 100,00
Пенсионное обеспечение 3 596 788,8 72,07 3 162 182,3 69,02 3 248 466,2 66,67
Социальное обслуживание населения 13 329,1 0,27 17 876,8 0,39 18 313,8 0,38
Социальное обеспечение населения 941 151,8 18,85 935 542,1 20,44 1 059 716,9 21,74
Охрана семьи и детства 430 669,3 8,6 455 904,2 9,95 546268,5     11,21    
Прикладные научные исследования в области социальной политики 178,1 0,01 252,3 0,01
Другие вопросы в области социальной политики 9 869,2 0,2 10 037,6 0,01

На основании данных, представленных в таблице 4 следует, что:

- за 2017 – 2019 годы кардинальных изменений в структуре расходов организации не наблюдалось;

- наибольший удельный вес в структуре расходов на социальную политику занимает пенсионное обеспечение, их доля колеблется от 72,07% до 66,67 %;

- значительную долю занимают расходы на социальное обеспечение, их размер составлял от 18,85% до 21,74%.

Невелика доля расходов по направлениям «охрана семьи и детства», «Прикладные научные исследования в области социальной политики» и «Другие вопросы в области социальной политики».

Наибольший интерес представляет динамика изменения показателей, включенных в рисунок 6.

Рисунок 6 – Динамика расходов бюджета РФ по направлению «Социальная политика» за 2018 – 2019 годы

 

На основании данных, представленных на рисунке 6 наглядно видно, что наименьшее значение показатели расходования средств имели в 2018 году, в 2019 году наблюдается некоторое увеличение объемов расходования средств по направлению «социальная политика», «социальное обслуживание» и «пенсионное обеспечение».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: