Так как Беларусь относительно бедна собственными топливными ресурсами, экономически целесообразно наращивать потребление местных видов топлива и использовать нетрадиционные источники энергии. Для Республики Беларусь; расположенной в центре восточноевропейского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти:
– из России по существующей системе магистральных газопроводов;
– через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти. Общие извлекаемые ресурсы нефти в Республике Беларусь оценены в 362,1 млн. т. В промышленную категорию переведено примерно 48% указанных ресурсов. В Припятской нефтяной области прогнозируется открытие 470 новых залежей нефти (из них 6 с запасами более 3-4 млн т; 18 – с запасами 1-3 млн. т; остальные залежи – с запасами ниже 1 млн. т). Общая производительность существующих нефтяных скважин снижается, так как многие разработанные пласты уже перешли пиковый рубеж производительности. Эти обстоятельства формируют тенденцию спада в добыче отечественной нефти в будущем. Для сохранения существующих объемов добычи нефти необходимы применение новейшей технологии и разработка новых месторождений.
Учитывая имеющиеся ресурсы торфа и то, что торфобрикеты – достаточно дешевый вид топлива, считается целесообразным поддерживать их производство на прежнем уровне. Торф в основном используется как удобрение для сельскохозяйственных нужд. Потенциал бурых углей в Республике Беларусь достаточно высок. В настоящее время наиболее изученными являются угли, залегающие на глубине 20-80 м трех месторождений (Житковичского, Бриневского, Тонежского) с общими запасами 152 млн. т. Имеющиеся в Беларуси бурые угли низкокалорийные (теплота сгорания – 6,3-7,1МДж/кг), влажность – 55-60%, зольность – 17-23%. В ближайшие годы предполагается расширить добычу угля в объеме 4 млн. т в год. Белорусский уголь можно использовать в качестве коммунального топлива после подсушки и брикетирования в смеси с торфом или для получения генераторного газа. Существует реальная необходимость в освоении месторождений бурых углей.
|
Запасы горючих сланцев в Беларуси достаточно велики. Наиболее изученным является Туровское месторождение. Теплота сгорания этих сланцев – 4,2-6,7 МДж/кг, зольность – около 75%, выход смолы – 6-12%. По своим качественным показателям сланцы не являются эффективным топливом из-за высокой зольности и низкой теплоты сгорания. Они требуют предварительной термической подготовки с выходом жидкого и газообразного топлива. Стоимость полученных энергоносителей при этом достаточно высока и приближается к мировым ценам на нефть. Экономические расчеты показывают, что при повышении мировых цен на энергоносители (примерно в 2 раза) комплексная переработка припятских сланцев в высококалорийное органическое топливо по усовершенствованной технологии может быть эффективной.
Себестоимость тепловой энергии, полученной с использованием древесной массы, в 2-4 раза ниже по сравнению с экспортируемым углеводородным топливом. Увеличивая объем сжигания древесного топлива, впрочем, как и любого другого вида местного топлива, уменьшается потребление дорогостоящего импортируемого углеводородного топливного сырья. После завершения проводимых опытов можно будет сделать выводы об использовании в качестве топлива радиоактивной древесины. Последняя может увеличить потенциал древесной массы на 500–700 тыс. т. Применение отходов лесозаготовок и деревообрабатывающей промышленности в качестве энергетического топлива – эффективное средство улучшения экологической обстановки и снижения себестоимости производимой энергии. В районах расположения гидролизных заводов (города Бобруйск и Речица) в отвалах находится около 4-5 млн. т гидролизного лигнина с влажностью 65% и теплотой сгорания примерно 6,3 МДж/кг. После подсушки до влажности 20-30% лигнин становится полноценным топливом с теплотой сгорания, близкой к кусковому торфу. В таком виде лигнин может найти применение как топливо для небольших котлов и бытовое. Потенциальная энергия, заключенная в твердых бытовых отходах, только по г. Минску составляет 150 тыс. т.
|
Таким образом, потенциально Беларусь имеет возможность для более широкого использования местных видов топливных ресурсов при дальнейшем развитии технологий сжигания различных видов топлива. На нынешнем этапе приоритет должен быть отдан расширению использования в качестве топлива древесных отходов различного вида, кускового торфа, горючих бытовых и производственных отходов. Одновременно должны быть проработаны вопросы добычи и использования бурых углей и горючих сланцев, проведена разведка новых залежей нефти, максимально сохранив ее добычу, по крайней мере, на прежнем уровне. Стратегия развития нетрадиционных источников энергии, в первую очередь основанных на использовании энергии ветра и Солнца, должна быть тщательно проработана, научно обоснована, необходимо наметить этапы реализации, максимально точно должен быть обозначен экономический эффект.
|
В решении поставленных Энергетической программой концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР. В Энергетической программе на 2006–2010 год определены задания энергосбережения и основные направления повышения эффективности использования ТЭР по всем отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь. Реализуемый потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т. Для реализации этого потенциала энергосбережения определены основные задачи, организационно-экономические и технические направления:
– структурная перестройка отраслей;
– повышение коэффициента полезного использования энергоносителей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общем топливном балансе;
– увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.
Основные организационно-экономические направления:
– дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
– проведение государственной экспертизы энергоэффективности проектов;
– внедрение прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
– совершенствование тарифной политики.