ИНСТРУКТАЖ № 3
"Требования, предъявляемые к автоматическим пневматическим тормозам на
электроподвижном составе и порядок их опробования."
Вагоны метрополитена оборудованы следующими видами тормозов:
1. Электрический реостатный - рабочий тормоз.
2. Пневматический (автоматический прямодействующий) - экстренный и маневровый
Тормоз.
3. Ручной (стояночный) тормоз - вспомогательный тормоз служит для исключения скатывания подвижного состава при его стоянке на главных станционных и других путях метрополитена.
Основным видом тормоза, который обеспечивает безопасность движения поездов, является пневматический тормоз.
Требования к автоматическим пневматическим тормозам:
Автоматические пневматические тормоза и их элементы должны содержаться по установленным нормам, обладать управляемостью и надёжностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а также остановку поезда при разъединении или разрыве воздушной тормозной магистрали, при открытии стоп-крана (крана экстренного торможения), срывного клапана автостопа, ЭПК.
"Автоматические пневматические и электрические тормоза должны иметь авто режимное устройство для сохранения постоянства тормозного пути при различной загрузке вагонов и обеспечивать тормозное усилие, не вызывающее заклинивание колёсных пар и гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении или торможении от устройств АЛС-АТС на расстоянии не более расчётного тормозного пути, приведённого в таблицах"(п.13.1.ПТЭ метрополитенов).
Опробование автотормозов производится с целью проверки обеспечения поезда исправно действующими тормозами.
|
Для проверки исправности действия автоматических тормозов в поездах установлено три вида опробования: полное, сокращенное и в движении.
1. Полное опробование автотормозов производится перед выдачей состава из электродепо после периодического ремонта-(ТР-1), во всех случаях ремонта тормозной сети и смене воздушных резервуаров.
Оно включает следующие операции:
а).проверка плотности тормозной магистрали производится ремонтным персоналом - бригадиром (мастером) Комплексной бригады;
б).проверка ' действия тормоза путём торможения и отпуска (производится локомотивной бригадой или машинистом).
Порядок проверки плотности тормозной магистрали:
На составах, оборудованных кранами машиниста усл.№013, проверка плотности тормозной магистрали производится из промежуточного вагона (81-714), для чего:
- перекрыть разобщительные краны в головном и хвостовом вагонах;
- в промежуточном вагоне открыть краны двойной тяги зарядить до 5,0атм. тормозную магистраль 2-ым положением крана машиниста;
- оставив ручку крана во 2-ом положении перекрыть кран двойной тяги напорной магистрали и проверить темп падения давления в тормозной магистрали.
Норма падения давления для всех типов составов, эксплуатируемых на метрополитене одинакова.
Падение давления с 5,0.атм. до 4,5 атм. (кгс/см) должно быть не менее 5 мин. (вагоны т. "Ё"; 81-717,81-|l4).
Порядок проверки действия тормоза:
Электроподвижной состав, оборудованный краном машиниста № 013.
Открыть разобщительный кран. Ручка крана машиниста во 2.поездном положении. Зарядить тормозную магистраль до нормального давления.
|
По сигналу проверяющего (машинист) "Произвести пробное торможение" 2-ой машинист (помощник машиниста) подаёт ответный сигнал и производит торможение, переведя ручку крана машиниста в 4 положение. Давление в тормозной магистрали снизиться до 4,0 кгс/см,(0,40 МПа). При этом автотормоза должны сработать и в течение одной „минуты ни один воздухораспределитель не должен отпустить. Затем произвести отпуск тормоза, переведя ручку крана машиниста во,2 поездное положение. После восстановления давления в тормозной магистрали, проверяющий (машинист) переводит ручку крана машиниста в 6 положение с выдержкой времени (1 -2сек.) во всех промежуточных положениях.
При этом все автотормоза на электроподвижном составе должны прийти в действие и самопроизвольно не отпускать до момента их отпуска краном машиниста.
Действие тормозов проверяется по прижатию колодок к бандажам колёсных пар, проверка производится от головы состава к хвосту.
Проверка отпуска тормоза производится по положению тормозных колодок (полностью должны отойти от колёс) и осуществляется в каждом вагоне
от хвостового к головному вагону состава.
2. Сокращённое опробование тормозов производится:
- после каждой перецепки вагонов в составе поезда;
- после каждого разъединения соединительных рукавов в составе поезда;
- после сцепки вспомогательного поезда с неисправным поездом или
. соединения автосцепок вагонов после их разъединения;
- при приёмке или после Осмотра состава в ПТО, после ТО и ТР-1;
|
- после стоянки электроподвижного состава 20мин. и более (на станционных путях);
- до начала манёвров..
Проверяется по действию тормоза последнего вагона для проверки полного включения тормозной сети поезда.
Порядок опробования: после зарядки тормозной магистрали до установленного давления необходимо в головной кабине разрядить Т.М. на 2,0атм (кгс/см2) и следуя к хвостовому вагону проверить сработку всех воздухораспределителей на торможение (по манометрам ТЦ. или прижатию колодок к колесам). После проверки, из хвостового вагона отпустить тормоза и проверить отпуск тормозов, следуя от хвостового вагона к головному.
3. Опробование тормозов в движении.
"После выезда состава из электродепо, из отстоя на линии, перед въездом в электродепо, перед началом управления не из головной кабины, а также после стоянки поезда (состава) 20 мин. и более машинист должен опробовать тормоза в движении" (п. 18.47 ПТЭ).
Порядок опробования: после приведения состава в движение на скорости не более 5 км/час разрядить тормозную магистраль не менее чем на 1 атм. до полной остановки состава; при этом ни один воздухораспределитель не должен самопроизвольно отпустить. После отпуска тормозов привести состав в движение согласно установленного режима.
Порядок проверки эффективности автотормозов:
После выезда из электродепо и следовании по соединительной ветви, при наличии такой возможности, проверить эффективность пневматического тормоза в движении снижением давления в тормозной магистрали на 1 атм. Отпуск тормоза производить после ощущения тормозного эффекта (получения замедления). В электродепо, где по местным условиям отсутствует возможность такой проверки, её проводить после отправления с начальной станции на ближайшем перегоне.
Производить проверку пневматических тормозов в движении на эффективность их действия:
После выезда из отстоя на линию (отстой в пункте технического обслуживания и ночной отстой на линии) на ближайшем перегоне и установленной в соответствии с режимом скорости у специального знака произвести разрядку тормозной магистрали на 1 атм. При снижении скорости на 5 км/час, убедившись, по сигнальному знаку, что замедление соответствует установленной норме - произвести отпуск тормоза.
В зависимости от местных условий в каждом электродепо определены
участки, где производится проверка тормозов в движений (после выхода из
отстоя или следования с расстановки).
Перед въездом в электродепо или вытяжные тупики проверку, производить при следовании, по парковым путям разрядкой тормозной магистрали на 1 атм., а отпуск, после ощущения тормозного эффекта. Предварительную остановку производить за 25 м до ворот электродепо или тупикового упора.
После начала движения при управлении из средней кабины, а так же после стоянки поезда (состава) 20 мин. и более проверку на эффективность пневматического тормоза производить на площадке разрядкой тормозной магистрали на. 1 атм., а на уклоне более 0,010 полным служебным торможением со скорости не более 50 км/час (но не менее 10 км/час). Отпуск производить при ощущении тормозного эффекта.
На открытых участках линий при неблагоприятных погодных условиях (снег, дождь, температура воздуха ниже- 15 С) для обеспечения нормальных условий работы тормозов, необходимо периодически производить разрядку тормозной магистрали 1-ой. ступенью торможения до появления тормозного эффекта (снижение, скорости поезда не менее чем на 3 км/час).
Помнить, что при неблагоприятных погодных условиях тормозной путь
на открытых участках может увеличиваться в 1,5-2 раза.
Примечание: Проверка эффективности автоматических пневматических тормозов в движении проводится только при разрешающем показании впереди расположенного светофора (свободности пути).